Экономика, Эхо

Когда экономика Азербайджана выйдет из кризиса?

ekonomika-economyДж.АЛЕКПЕРОВА

«Как правило, отчеты международных организаций опираются на данные, которые предоставляет официальная статистика страны. А последние данные по Азербайджану свидетельствуют о том, что развитие ненефтяного сектора привело к заметным положительным подвижкам и росту экономики». Об этом заявил Echo.az эксперт в области экономики Фуад Ализаде.

По его словам, Азербайджан уже встал на стабильный путь развития экономики.

«Стремительное развитие туристической отрасли позволит открыть множество рабочих мест, увеличит поток иностранной валюты в страну. Правительство находит альтернативные пути поступления валюты. Как правило, положительные прогнозы опираются на конкретные цифры и подвижки, которые демонстрирует государство», — сказал экономист.

Ф.Ализаде добавил, что положительный прогноз агентства S&P Global Ratings сбудется, если правительство будет продолжать структурные реформы по дальнейшему развитию туристического сектора, увеличению экспортной продукции, созданию новых перерабатывающих предприятий и т.д.

«Если правительство будет исполнять все намеченное в «дорожной карте», то экономике удастся выйти из того кризиса, в который она впала после девальвации», — отметил он.

Отметим, что в сообщении агентства S&P Global Ratings отмечается, что номинальный объем ВВП Азербайджана по итогам 2017 года составит 40 млрд. долларов при реальном спаде в 1%.

«В этом году экономика Азербайджана продолжила приспосабливаться к низким ценам на сырье. Более, чем через год после девальвации маната, ее последствия все еще чувствует страна, и не в последнюю очередь финансовый сектор. Мы прогнозируем, что азербайджанская экономика продолжит пребывать в рецессии в 2017 году, спад ВВП будет на уровне 1% после сокращения на 3% в 2016 году, так как девальвация маната и снижение государственных расходов ограничили спрос и уверенность в экономике», — отмечает агентство.

Однако уже с 2018 года экономика Азербайджана возобновит рост. В частности, в 2018 году рост ВВП ожидается на уровне 2% (номинальный объем — 44 млрд. долларов), в 2019 году — 3,5% (47 млрд.), в 2020 году — 3,5% (48 млрд.).

«Мы ожидаем рост ВВП в 2018 году, который достигнет 3,5% в 2019 году. Начало экспорта газа в рамках второй стадии разработки газоконденсатного месторождения «Шах-Дениз» является ключевым фактором, на который опирается прогноз. Кроме того, рост потребления и инвестиции в ненефтяной сектор должны повысить производительность на фоне укрепления уверенности и замедления инфляции», — отмечается в сообщении.

По оценкам S&P, в 2017 году реальный рост инвестиций в экономику Азербайджана составит 5,5%, в 2018г — 3,5%, в 2019г — 2,5%, в 2020г — 2,5%. Среднегодовая инфляция в Азербайджане по прогнозам агентства в 2017 году замедлится до 9% с 12,4% в 2016 году. В 2018-2020 годах тенденция замедления инфляции сохранится. В частности, на 2018 год инфляция прогнозируется на уровне 7%, в 2019-2020гг — 5% в год.

S&P дефицит платежного баланса Азербайджана по итогам 2017 года ожидается на уровне 1,8% ВВП, профицит в 2018 году составит 0,6% ВВП. Профицит платежного баланса в 2019 году увеличится до 3,9% ВВП, в 2020г — до 4,6% ВВП.

По оценкам агентства, в 2017-2020 годах Азербайджан будет иметь положительное сальдо во внешней торговле. В частности, по итогам 2017 года положительное сальдо составит 12,3% ВВП, 2018 г. — 12,7% ВВП, 2019 г. — 14,3% ВВП, 2020 г. — 14,8% ВВП.

По итогам 2017 года дефицит госбюджета Азербайджана ожидается на уровне 3,2% ВВП. Однако, по оценкам агентства с 2018 года бюджет Азербайджана станет профицитным (1% ВВП). На 2019-2020 гг профицит госбюджета прогнозируется на уровне 2,5% ВВП в год. ВВП Азербайджана в 2016 году сократился на уровне 3,1%. Правительство Азербайджана на 2017 год прогнозирует экономический рост на уровне 1%, среднегодовую инфляцию в 7,3%.

S&P Global Ratings прогнозирует рост в 2017-2020 годах валютных резервов Центрального банка Азербайджана в 2,06 раза. Согласно прогнозам, опубликованным на сайте агентства, к концу 2017 года валютные резервы Центробанка достигнут 5 млрд. 757 млн. против 3 млрд. 974 млн. долларов на конец 2016 года. К концу 2018 года валютные резервы ЦБА увеличатся до 6 млрд. 287 млн., к 2020г — до 7 млрд. 223 млн., к 2021 году — до 8 млрд. 192 млн.долларов.

Как сообщалось ранее, на 1 июля 2017 года валютные резервы Центробанка Азербайджана составляют 4 млрд. 964,1 млн. и за I-ое полугодие увеличились на 24,9%.

При этом S&P Global Ratings считает банковскую систему Азербайджана слабой и уязвимой к сложным экономическим условиям, отмечается в сообщении агентства.

«Предложенный правительством Азербайджана план реструктуризации внешних обязательств Международного банка (МБА) 18 июля был одобрен иностранными кредиторами. По нашим оценкам, это приведет к увеличению госдолга Азербайджана на около 9% ВВП, включая 6% ВВП прямого влияния из-за необходимости выпуска государственных евробондов и 3% ВВП по депозитам Госнефтефонда Азербайджана в МБА, которые также затронет реструктуризация», — отмечается в сообщении.

При этом S&P исключило депозиты ГНФАР в МБА, подпадающие под реструктуризацию из расчета государственных ликвидных активов Азербайджана.

«Мы не ожидаем, что ситуация с МБА будет иметь широкие последствия и для других банков в Азербайджане. Тем не менее, мы считаем, что внутренняя банковская система остается слабой и уязвимой к сложным экономическим условиям. По данным Центробанка Азербайджана, удельный вес неработающих кредитов на май 2017 года составляет 12%, но мы считаем, что в реальности уровень токсичных активов выше», — подчеркивается в сообщении.

Аналитики S&P считают малоэффективной денежно-кредитную политику, проводимую властями Азербайджана.

«При этом мы считаем, что гибкость обменного курса маната помогла уменьшить давление на курс нацвалюты и на сокращение валютных резервов. В тоже время, отмечаем ограниченные возможности Центробанка влиять на ситуацию», — отмечается в сообщении.

S&P подчеркивает высокий уровень долларизации по депозитам (более 60%), что серьезно ограничивает возможности ЦБА влиять на внутренний денежный рынок. «Кроме этого, рынок долгового капитала в национальной валюте остается небольшим и недостаточно развитым», — считают аналитики агентства.

S&P Global Ratings рекомендует правительству Азербайджана ускорить проведение структурных реформ для диверсификации экономики. «Экономические перспективы Азербайджана сильно зависят от цен на нефть. Кроме этого, экономические перспективы зависят от планов властей страны проводить реформы, включая улучшение бизнес-среды. Конечной целью этих реформ должна быть диверсификация экономики страны», — отмечается в сообщении агентства.

Кроме этого, агентство считает, что институциональные механизмы в Азербайджане остаются слабыми, характеризуются высоко централизованным принятием решений. Международное рейтинговое агентство S&P Global Ratings подтвердило долгосрочные и краткосрочные суверенные кредитные рейтинги Азербайджана в национальной и иностранной валюте на уровне «BB+/B».

Агентство сохранило прогноз по долгосрочным рейтингам как «негативный». «Негативный прогноз, главным образом, отражает риски ослабления позиций Азербайджана на внешних рынках по сравнению с базовым сценарием агентства», — говорится в сообщении S&P.

Агентство может снизить рейтинги страны в случае, если давление на платежный баланс страны не ослабнет и что приведет, например, к сокращению резервов Центрального банка или Государственного нефтяного фонда (ГНФАР). Также S&P может ухудшить рейтинг, если правительство Азербайджана снизит гибкость своей бюджетной политики и, например, из-за того, что ограничение бюджетных расходов может быть сложно по политическим причинам.

S&P может пересмотреть прогноз на «стабильный», если давление на платежный баланс уменьшится на фоне улучшения перспектив роста экономики страны и ситуации в банковской системе.

«Наши рейтинги по Азербайджану главным образом поддерживаются сильной фискальной позицией страны, резервами, накопленными в ГНФАР. Рейтинги сдерживаются слабой институциональной эффективностью, узкой и концентрированной экономической базой и ограниченной гибкостью монетарной политики», — сообщает агентство.