Э.РУСТАМОВА
В последнее время у граждан Азербайджана стали возникать проблемы с обналичиванием денег со своих банковских карт.
Экономист Натиг Джафарли считает, что ограничение наличных операций является одной из причин снижения экономической активности в Азербайджане.
По его словам, согласно законодательству Азербайджана, это нарушение, за которое можно привлечь к ответственности финансовые организации, по чьей вине потребители не могут снять деньги со своих карт.
«Речь идет о частной собственности. Средства, хранящиеся на карте, — это собственность физического лица. И по законодательству страны, владелец карты может распоряжаться средствами по своему усмотрению. Он может в любое время обналичить их,» — заявил он Echo.Az.
«Но в связи с тем, что Центральный банк Азербайджана и Палата надзора над финансовыми рынками проводят достаточно жесткую денежную политику, владельцы карт не могут воспользоваться своими правами в полной мере,» отметил Джафарли.
По его словам, финансовые органы страны изымают наличные средства, чтобы удержать курс национальной валюты.
«Других механизмов недопущения девальвации не осталось, поэтому с помощью уменьшения оборота наличных средств удерживают курс маната. Малый и средний бизнес сильно страдают от этого. Финансовые органы страны понимают, что это временная мера и таким способом нельзя рассчитывать на подъем экономики. Напротив, этот шаг негативно влияет на экономическую активность в стране. Поэтому в последнее время макроэкономические показатели ухудшаются», — сказал Натиг Джафарли.
Напомним, что с первого января 2017 года вступил в силу закон «О безналичных расчетах», в соответствии с которым выдача заработных плат осуществляется лишь посредством платежных карт. Крайний срок перевода расчетов с работниками в безналичный формат был установлен к началу апреля, и тех, кто с 1 апреля решился предоставлять зарплаты наличными, ждут весьма значительные штрафы.
Согласно статданным Центробанка, по итогам четырех месяцев 2017 года количество банкоматов в стране выросло на 23 единицы, достигнув 2493 штук. В свою очередь, количество POS-терминалов сократилось за рассматриваемый отрезок времени на 546 штук и составило 70,618 тысяч аппаратов, что смехотворно мало для такого большого потребительского рынка, как азербайджанский.
Джафарли считает, что административными мерами невозможно полностью перейти на безналичный расчет.
«Действительно, в стране резко увеличилось число дебетных карт, так как, согласно законодательству, выдача заработных плат и получение доходов от хозяйственной деятельности осуществляется через безналичные расчеты. В настоящее время работодатели ускоренными темпами начали переводить заработную плату сотрудников на карты. Все бы не было так печально, если бы граждане могли свободно обналичить средства и получали во время зарплату, стипендии и пенсии на карту. На деле это далеко не так,» — сказал он.
По словам Джафарли, развитые страны путем государственного стимулирования шли годами к безналичному расчету, и это носило естественный характер.
«В нашем случае правительство пытается перейти на безналичный расчет административным методом. Это не приведет ни к чему хорошему. Решение проблемы возможно лишь в случае, если правительству удастся заинтересовать население и владельцев торговых объектов оплачивать товары посредством платежных карт. Но в этом вопросе есть проблемы с инфраструктурой, а именно не хватает терминалов в стране», — заключил Натиг Джафарли.
Отметим, число банковских карт в Азербайджане в первом полугодии 2017 года выросло на 215 тыс. и составило 5,5 млн. С помощью платежного пластика за это время было проведено 8,3 млн. операций на 1,2 млрд. манатов, что на 303 млн. (32,6%) больше по сравнению с началом года.
Напомним, Милли меджлис Азербайджана в конце 2016 года на пленарном заседании принял закон «О безналичных расчетах». Согласно закону, объекты торговли и общепита, зарегистрированные как плательщики НДС и чей годовой оборот превышает 200 тыс. манатов, могут вести наличные расчеты на сумму до 30 тыс. манатов в месяц, остальные налогоплательщики — до 15 тыс. манатов в месяц.
Кроме того, закон определяет требования к оплате в безналичной форме административных штрафов, финансовых санкций, налогов, таможенных пошлин и сборов, процентов и задолженностей по лизинговым операциям и кредитам, страховых выплат, услуг и пошлин госструктур, госкомпаний и бюджетных организаций, стипендий, финансовой помощи, компенсаций, коммунальных расходов и т.д.
Закон также предполагает оплату в безналичной форме заработных плат. Это не касается налогоплательщиков, работающих в сфере торговли, общепита и услуг, чей годовой оборот не превышает 200 тыс. манатов.
Закон также предусматривает применение финансовых санкций за нарушение его требований. За первое нарушение в течение года размер финансовой санкции составит 10% от объема проводимых операций, за второе — 20%, за третье и последующее — 40%.
Кроме того, закон ограничивает возможности предпринимателей обналичивать деньги в банках. Банки или почтовые операторы за снятие наличных средств с банковских счетов юридических лиц и частных предпринимателей будут удерживать упрощенный налог в размере 1% от этой суммы. Данные ограничения касаются только юридических лиц и физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью.
По условиям, пункты этого закона для налогоплательщиков с годовым оборотом выше 200 тысяч манатов вступают в силу с 1 января 2017 года, для остальных предпринимателей — с 1 апреля 2017 года.