За рубежом

Напряженность вокруг КНДР продолжает расти

north-koreaНУРАНИ

Падение Берлинской стены в ноябре 1989 года не только ознаменовало собой объединение Германии. Это событие, убеждены многие, вместе с распадом СССР еще и подвело черту под существованием «социалистического лагеря».

Впрочем, это утверждение верно лишь отчасти. Социализм не исчез вместе с Берлинской стеной, распадом СССР и китайскими реформами.

По законам социализма, пусть и с некоторыми послаблениями, живут Куба, Вьетнам, Лаос…А вот советский казарменный социализм в своем классическом варианте сохранился сегодня разве что в Северной Корее, той самой, чье руководство периодически выступает с угрожающими заявлениями в адрес всех и вся, заставляя аналитиков теряться в догадках: это шаг к реальной войне или не более чем сотрясение воздуха?

А угроз хватает. Очередным поводом к ним стала широко отмечаемая в Пхеньяне 64-я годовщна окончания Корейской войны. В Пхеньяне уверены, что они победили США в Корейской войне 64 года назад и празднуют день установления перемирия 27 июля как «день победы».

Как передает Центральное телеграфное агентство Кореи, в преддверии годовщины окончания войны в Пхеньяне прошло торжественное собрание, на котором с речью выступил министр народных вооруженных сил КНДР Пак Ен Сик.

И теперь агентство цитирует его громкие заявления: «Если враги будут придерживаться опасной для их же существования теории превентивного ядерного удара, недооценивая стратегическое положение КНДР, непобедимая революционная армия Пэктусана (легендарная гора в КНДР — ред.) без каких-либо предупреждений нанесет самый основательный превентивный ядерный удар в сердце американской империи, не оставит и следа на планете от земли, называемой США, и завершит до конца историческое дело воссоединения родины». Министр заявил, что США замышляют свой собственный превентивный ядерный удар по КНДР, опасаясь роста военной мощи этой страны.

А вот здесь надо поподробнее. В США военную угрозу со стороны КНДР рассматривают всерьез. В частности, американский генерал Марк Майли завил, что вопреки всем ожиданиям испытания КНДР по запуску межконтинентальной баллистической ракеты показывают значительный прогресс. Как сообщает Reuters, во время своего выступления в Вашингтоне Майли сообщил, что у стран еще есть время для решения кризиса без военного вмешательства, однако с каждым разом его становится все меньше. «Северная Корея чрезвычайно опасна и становится еще опаснее с каждой неделей», — предупредил собравшихся генерал.

В свою очередь, The New York Times сообщает, что американские разведслужбы изменили прогноз относительно северокорейских ракет. Согласно новой оценке, Северной Корее потребуется один год, чтобы завершить разработку ракеты, способной достичь континентальной территории США. «Еще несколько недель назад официальная оценка гласила, что Северной Корее понадобится около четырех лет (плюс-минус 12 месяцев) для разработки ракеты, способной нести ядерное оружие (достаточно компактное, чтобы помещаться в ее боеголовке) и выдержать нагрузки при вхождении в атмосферу и доставке этого оружия на территорию США», — напоминает издание.

Но события последних нескольких месяцев, особенно испытания северокорейской ракеты 4 июля, вынудили экспертов признать их оценки слишком консервативными. При этих испытаниях «ракета вывела в космос боеголовку на расстояние 1,7 тыс. миль и вернула ее на высокой скорости, описав резкую параболу. Если бы траектория была выровнена, ракета могла бы нанести удар по Аляске», — поясняет издание.

«По словам чиновников, за новой оценкой стоит крепнущее осознание того, что они недооценили стремление Ким Чен Ына поспешить с созданием оружия, которое способно достичь территории США, даже если оно сконструировано грубо и не отличается меткостью», — пишет NYT.

«Неясно, как это изменит, если вообще изменит, расчеты президента Трампа», — отмечает газета. Белый дом поручил американским военным разработать новые стратегии противодействия Северной Корее. «Но, как сказал на прошлой неделе на Аспенском форуме по безопасности один высокопоставленный сотрудник разведки, есть подспудное ощущение, что на этом этапе США, в лучшем случае, способны отсрочить день, когда Северная Корея продемонстрирует, что может дотянуться не только до Аляски и Гавайев», — говорится в статье.

Справедливости ради, такие оценки по ту сторону океана разделяют не все. Дуг Бендоу на страницах The National Interest едко иронизирует по поводу северокорейской угрозы в кавычках и без: «Если вы послушаете сегодняшнюю администрацию, то решите, что США — это маленькая, в сущности, беззащитная страна, которой угрожает свора злобных великих держав.

В последнем кризисе национальной безопасности фигурирует огромная, охватывающая весь земной шар Северокорейская империя. Директор Национальной Разведки Дэниэл Коутс заявил на NBC, что Северная Корея «стала потенциально существующей угрозой Соединенным Штатам». По всей вероятности, он уже видит, как танковые дивизии, авианосцы, авиаподразделения и ракеты с ядерными боеголовками под руководством Пхеньяна окружают осажденную страну».

После чего приводит вроде бы убедительные аргументы. По словам автора, в минувшем году ВВП США составил 19 триллионов долларов, что равно приблизительно 650 ВВП Северной Кореи. Население Соединенных Штатов в 13 раз больше населения КНДР.

Военная сила США в разы превосходит вооруженные силы Северной Кореи, тратя на них в сто раз больше. «Америка устанавливает технологические стандарты для всего мира, в то время как ресурсы Кореи отжили свой век. Имея в запасе новейший и самый технологичный ядерный арсенал и 1411 боеголовок (самое большое их число достигало 31 255 единиц около пятидесяти лет назад), Вашингтон мог бы вмиг превратить в пепел КНДР» — перечисляет автор. Правда, тут же признает: Предполагается, что Пхеньян владеет двадцатью ядерными бомбами сомнительного качества». После чеоделвает главный вывод: «Ирония заключается в том, что последние результаты обусловлены предыдущим вызовом. Если Северная Корея представляет угрозу для Америки, то это потому, что Америка первая стала угрозой для Северной Кореи».

В реальности же КНДР нападать на США не намерена. Как уверен автор, «жесткая риторика правящей династии отражает слабость, а не силу. Они хотят встретиться со своими девственницами в этом мире, а не в ином; никто из них намеренно ради веселья не совершил бы суицид. КНДР хочет избежать войны с США, а не вступать в нее». А значит, «США должны изменить свою политику в Северо-Восточной Азии, чтобы защитить, прежде всего, самих себя». Все это звучит вроде бы логично и убедительно. Если, конечно, взять за основу, что Ким Чен Ын руководствуется той же логикой, что и уважаемый Дуг Бендоу.

Только вот эти рассуждения убеждают не всех. В том числе и с учетом «дальневосточного» же политического опыта самих США, который во многом базируется на трагической дате американской истории — 7 декабря 1941 года, налет японской авиации на Перл-Харбор. Виктор Суворов, он же Виктор Резун, в своей книге «Последняя республика» с изрядной долей черного юмора напоминает: «Имела ли Япония какие-нибудь шансы победить Америку? Сравним сырьевые ресурсы двух стран: у Америки все, у Японии ничего. Промышленный, научный и главное — технологический потенциал Америки в 1941 году был неизмеримо более высоким, чем потенциал Японии. Это было доказано чуть позже, в 1945 году, на примере двух японских городов — Хиросимы и Нагасаки…»

Приводит Суворов и другие, столь же красноречивые данные. Америка имела стратегическую авиацию и потенциал для дальнейшего развития стратегической авиации (для совершенно невероятного развития). Япония такого потенциала не имела. Бомбить Америку через океан Япония не могла. Высадить хотя бы один десантный батальон в Америке Япония тоже не могла.

Оставался флот. Главной ударной силой флота после 7 декабря 1941 года стали считаться авианосцы. Америка могла строить их в таких количествах, что сравниться с нею никто не мог. А до 7 декабря, до Перл-Харбора, главной ударной силой флотов считались линкоры. У Японии на начало декабря 1941 года — 10 линкоров, еще 3 линкора в постройке. А у Америки — 16 линкоров и еще 16 в постройке. По всем остальным типам кораблей — тоже явное преимущество Америки.

Другое дело, что в Японии делали ставку на «боевой дух». Американцев — «гайдзинов» в глубине души считали трусами и пребывали в полной уверенности: стоит только нанести удар по главной базе Тихоокеанского флота США, как в Вашингтоне испугаются и предоставят Японии заветный карт-бланш на Тихом океане. Но просчитались.

Точно так же, устроив террористическую атаку на США 11 сентября, Усама бен Ладен вряд ли собирался уничтожать при помощи воздушных таранов все американские небоскребы. Но вот посеять страх и при помощи этого страха заставить Вашингтон свернуть свою активность в странах Ближнего Востока — эта задача представлялась вполне решаемой.

И точно так же Ким Чен Ын и его окружение вряд ли рассчитывают высаживать десант в Лос-Анджелесе или штурмовать Алькатрас в бухте Сан-Франциско. Но вот вынудить США уйти из Южной Кореи, отдать Сеул на заклание Пхеньяну — такой план может казаться северокорейским бонзам вполне реальным. И не исключено, что громкие заявления КНДР — это не просто «сотрясение воздуха».