За рубежом

Удастся ли Путину отговорить Финляндию от вступления в НАТО?

finland-russiaНУРАНИ

Стихи великого балкарского поэта Кайсына Кулиева в обязательную учебную программу МГИМО не входят.

Однако его философские строчки «Легко любить все человечество, Соседа полюбить сумей» как минимум нелишне напомнить российским дипломатам, которые весьма успешно продвигают интересы своей страны где-нибудь в Науру или Никарагуа, но не всегда оказываются в состоянии выстроить добрые отношения с сопредельными государствами, даже если сами эти государства не настроены на повышение градуса конфликтности во взаимоотношениях с РФ. Пример Финляндии, куда направился с визитом президент РФ Владимир Путин, здесь более чем показателен.

Президент России Владимир Путин прибыл с визитом в Финляндию по личному приглашению президента этой страны Саули Ниинисте. Как ранее сообщала пресс-служба Кремля, визит приурочен к празднованию 100-летия государственной независимости Финляндии и пройдет в городе Савонлинна.

Еще до фактического старта визита кремлевские источники анонсировали, что на переговорах главы государств обсудят широкий круг вопросов российско-финского сотрудничества в торгово-экономической, культурно-гуманитарной и природоохранной сферах, а также обменяются мнениями по актуальным региональным и международным проблемам. В свою очередь, посол Финляндии в Москве Микко Хаутала в интервью газете «Коммерсант» заявил, что Путин и Ниинисте обсудят напряженные отношения России с ЕС, Украину и Крым. Дипломат также сообщил, что в двусторонней повестке дня нет острых вопросов, которые бы требовали внимания президентов.

Еще заранее было известно, что в Савонлинне Путин примет участие в беседе с Ниинисте. Планировалось, что после переговоров лидеры проведут совместную пресс- конференцию, затем на музейном пароходе «Сайма» отправятся к замку Олавинлинна, где запланирован прием от имени председателя Совета уполномоченных города Савонлинна Анны-Кристийны Микконен. Затем вечером Путин и Ниинисте посмотрят оперу «Иоланта» Чайковского в исполнении артистов Большого театра. После оперы планируется, что лидеры двух стран проведут неформальную беседу, сообщали в Кремле.

Дипломатическая активность между двумя странами достаточно высока. В последний раз президенты встречались в Архангельске в рамках международного арктического форума «Арктика — территория диалога» в марте текущего года. В прошлом году Ниинисте и Путин неоднократно проводили телефонные разговоры, наносили рабочие визиты. Так, российский лидер приезжал в Наантали в июле 2016 года, финский президент был в Москве в марте 2016 года.

Только во вряд ли у кого-то повернется язык назвать этот визит «рутинным». Российская дипломатия на финском направлении решает непростую задачу. Финляндия, напомним, после очередной войны России со Швецией была включена в состав Российской Империи и смогла восстановить свою независимость только в 1917 году.

Отношения с восточным соседом складывались непросто. В истории было две советско-финские войны, причем оба раза Москва пыталась реализовать план по силовой аннексии Финляндии. После второй мировой войны Москва и Хельсинки, однако, выстроили вполне добрососедские отношения, для чего Финляндии пришлось смириться с потерей и Выборга, и незамерзающего порта Петсамо с выходом в Арктику. О вступлении в НАТО в Хельсинки и не задумывались, не без оснований полагая, что добрые отношения с Москвой — это лучшая гарантия безопасности.

Однако в 2008 году, после агрессии России против Грузии, настроения в финском обществе стали «сдвигаться» — в «стране тысячи озер» заговорили о вступлении в Североатлантический альянс. Еще больше напугала Финляндию аннексия Крыма вкупе с разговорами о «Русском мире». И теперь России приходится «изыскивать аргументы», чтобы не допустить вступления в НАТО страны, некогда считавшейся ее «образцовым соседом».

Была ли затронута тема вступления Финляндии в НАТО в ходе переговоров Путина и Ниинисте, остается только гадать: подробности остались за закрытыми дверями. Российские СМИ, освещая совместную пресс- конференцию двух президентов, цитировали в основном резкие заявления Владимира Путина в адрес США.

Президент России, комментируя новый законопроект, который значительно ужесточает санкции против России и, вероятнее всего, будет подписан президентом США Дональдом Трампом, заявил, что в случае, если США примут новые санкции, то это будут «действия с отягчающими обстоятельствами и с особым цинизмом». По словам Путина, пока Москва всячески демонстрирует сдержанность, но рано или поздно придется отвечать.

«Невозможно бесконечно терпеть какое-то хамство в отношении нашей страны», — раздраженно бросил Путин. Затем принялся уверять, что антироссийские санкции незаконны с точки зрения международного права и нарушают нормы ВТО, и выразил сожаление, что отношения двух стран приносятся в жертву внутриполитических интриг. Затем, правда, сменил гнев на милость и отметил, что в Америке у России есть «много здравомыслящих друзей», а значит, еще не все потеряно.

Что же касается двусторонних отношений, на совместной пресс-конференции по итогам переговоров президенты демонстрировали позитив. Давая оценку нынешнему состоянию отношений России и Финляндии, финский президент заявил об их активизации.

По словам Ниинисте, в частности, речь идет об экономической сфере — рост товарооборота, увеличение туристического потока. Его российский коллега также отметил, что товарооборот между Россией и Финляндией в январе-мае 2017 года увеличился на 51%. По убеждению Путина, необходимо всячески содействовать сохранению этого темпа.

Однако вряд ли это повод бросать чепчики в воздух, в особенности на фоне отчетливого роста напряженности на Балтике. Президент Финляндии напомнил, что на Балтике планируются большие военные учения — «Запад-2017» и «Аврора», и высказал мнение: для того, чтобы избегать нежелательных ситуаций в связи с учениями, «нам нужен постоянный диалог». А вот журналистов интересовали и российско-китайские учения на Балтике «Морское взаимодействие — 2017».

Путин уверял, что сотрудничество России и Китая, в том числе военное, не направлено против третьих стран. «Мы не создаем ни военных блоков, ни военных союзов. В данном случае наши военные просто шлифуют свое мастерство, взаимодействуют друг с другом. И это, повторяю еще раз, хороший пример того, как нужно бы сотрудничать в любом регионе мира, в том числе и в районе Балтики», — утверждал российский президент. Правда, при этом оставил за скобками резонный вопрос: ведь тренируются на Балтике не спасатели и не рыбаки, а боевые корабли ВМС. И такое сотрудничество априори не может быть «не направленным против третьей страны». Другое дело, что такая формулировка позволяет не озвучивать на пресс- конференциях конкретных адресатов «угрожающих месседжей».

Так что формально, как отметили российские наблюдатели, на сей раз президент РФ воздержался от резких заявлений в адрес руководства Финляндии. А это замечание как минимум показательное: прошлогодний визит Путина в Финляндию запомнился наблюдателям серией резких заявлений в адрес принимающей стороны, с которыми выступил российский лидер.

Отвечая на вопрос, почему Россия «гонит» Финляндию в НАТО, российский лидер разразился гневной тирадой: «Перефразируя высказывание одного из моих финских друзей, мог бы сказать, что организация НАТО, наверное, с удовольствием воевала бы с Россией до последнего финского солдата. Вам это нужно? Нам — нет. Мы не хотим. Но вы сами решаете, что вам нужно». Попало в СМИ И другое его заявление. Напомнив, что «Россия отвела свои войска от российско-финской границы на глубину 1,5 тыс км и сделала это, исходя из нейтрального статуса Финляндии», Путин продолжил: «Представьте себе, что Финляндия вступит в НАТО, и финские войска станут частью военной инфрастуктуры альянса, которая в одночасье окажется на наших границах. Вы думаете, что наши силы в этом случае так и останутся там, на 1,5 тыс км?».

В ответ на что Ниинисте и напомнил и о готовности финнов защищать свою страну, и о развитии оборонного сотрудничества с соседями. На сей раз столь резкого обмена любезностями удалось избежать. Но в результате вопрос, намерена ли Финляндия вступать в НАТО, остался без ответа.

Официальную позицию Хельсинки по этому вопросу, впрочем, еще накануне изложил посол Финляндии в Москве Микко Хаутала в интервью газете «Коммерсант». По его словам, Хельсинки пока не рассматривает вопрос о членстве в НАТО, но исключать ничего нельзя. При этом, указал дипломат, в Финляндии понимают, что решение о вступлении в НАТО было бы стратегическим и имело бы серьезные последствия в самых разных областях.

По его словам, «перед решением такого масштаба нужно очень тщательно и глубоко исследовать запросы общества, внимательно изучить все плюсы и минусы». То есть твердого «нет» дипломат не озвучил.

Еще откровеннее в разговоре с корреспондентом РИА «Новости» был эксперт клуба «Валдай», профессор Школы менеджмента и политики в Университете Тампере Пами Аалто. По его словам, «в перспективе это (вступление страны в НАТО — Ред.) вполне возможно. Фактически, Финляндия не сохраняет нейтралитет, а остается внеблоковой страной, да и то с оговорками — ведь Финляндия активно взаимодействует с НАТО».

По его словам, «этого вполне достаточно на ближайшие год или два, если только ситуация в области международной безопасности не изменится существенным образом». А финский писатель, славист, переводчик с русского, специалист по российско-финским отношениям Юкка Маллинен в интервью радио «Свобода» весьма откровенно заявил, что «есть только один человек, который своими поступками толкает Финляндию к членству в НАТО. Наверное, особенно не требуется называть фамилию этого человека». Намек на Путина получился даже слишком явным.

Плюс ко всему, по словам Маллинена, «Финляндия не любит размахивать лозунгами и выступать с угрозами. Но мы думаем и делаем. Например, наш добрый сосед, Швеция, 15 лет назад практически распустила свои сухопутные войска. А Финляндия — нет. У нас еще в 90-е годы явно решили, что определенная угроза российской агрессии все-таки существует в будущем. И были правы. Финляндия втихаря, особенно не шумя, систематически укрепляет свою обороноспособность». И судя по всему, на финском направлении России пока что похвастать нечем. В отличие от Венесуэлы или Вануату.