За рубежом

От «нефтяного социализма» до агрессивной диктатуры

nikolas-maduro-venesuelaА.ШАКУР

Как убеждены многие, наличие залежей нефти едва ли не открывает перед страной двери в рай. И уж, во всяком случае, позволяет поднять пенсии и зарплаты, накормить всех голодных, а всем детям подарить по велосипеду.

Еще совсем недавно воплощением такой вот «нефтяной мечты» была Венесуэла, чей президент Уго Чавес вкладывал нефтедоллары в пышные социальные программы. Но стоило котировкам пойти вниз, как «нефтяной рай» сменился знакомым по советским временам «дефицитом», настоящими «голодными бунтами» и массовыми волнениями, с которыми Николас Мадуро пытается справиться силовым путем. А заодно награждает «силовиков», отличившихся при подавлении протестов, комплектами…туалетной бумаги.

Как отмечают эксперты, еще совсем недавно Чавес, а после его смерти — нынешний президент Венесуэлы Николас Мадуро считались «харизматичным лидерами», популярными среди многочисленной местной бедноты.

Но теперь ситуация переменилась. Доходы от нефти сокращаются, социальные проблемы нарастают, и это позволило оппозиции уверенно выиграть выборы в Национальную ассамблею — парламент страны и инициировать процедуру импичмента Мадуро. Президент сделал ответный ход и объявил о созыве Конституционной ассамблеи. Этот орган, формируемый по весьма запутанной системе, с применением квот, «отражающих интересы трудящихся Венесуэлы», как об этом заявил сам Мадуро, должен изменить Конституцию.

Как обещает президент, это покончит с затянувшимся политическим кризисом. В оппозиционных кругах не без оснований опасаются, что Мадуро намерен сделать то, что ему ранее не удалось через Верховный суд: лишить парламент его полномочий, фактически учредив в стране диктатуру.

На этом фоне Мадуро, который ранее отказывался от диалога со своими политическими противниками, попытался пригласить представителей парламента на заседание Совета безопасности. Но в ответ Национальная ассамблея сделала весьма важный демонстративный шаг: отказалась направлять своих представителей на Совет безопасности.

Во-первых, время для диалога оказалось упущенным. Во-вторых, Мадуро просто не верят. Тем более, что президент продолжает выступать с заявлениями, где объявляет нарастающие протесты результатом «происков ЦРУ» и по-прежнему пытается сыграть на смеси антиамериканизма с популизмом.

Очередным поводом к такого рода заявлениям стали санкции США против властей Венесуэлы. 26 июля США ввели санкции против 13 действующих и бывших чиновников правительства Венесуэлы. Четырех из них обвинили в «подрыве демократии и прав человека» в стране, пятерых в усилении репрессий, остальных, в связи с коррумпированными государственными структурами.

Как напоминают эксперты, ранее президент США Дональд Трамп уже обещал принять «решительные и быстрые экономические действия» в случае, если президент Венесуэлы Николас Мадуро созовет Учредительное собрание 30 июля. Американский президент упомянул массовые беспорядки в стране, заявив, что оппозиция в своей борьбе «выступает за демократию, свободу и верховенство закона», а Мадуро «мечтает стать диктатором».

В ответ Николас Мадуро вручил венесуэльским чиновникам и военным, попавшим под санкции США, копии сабли национального героя страны Симона Боливара, передает телеканал Venezolana de Television.

«Мы не признаем санкций», — заявил глава государства и назвал незаконной претензии страны, которая, по его версии, систематически нарушает нормы международного права и стремится возвыситься над всей планетой с помощью «санкций», передает телеканал. Подарки Мадуро назвал «выражением моральной поддержки» тем, кто «пострадал от нападок правительства США». «Наглое правительство США пыталось наказать их за верность боливарианской революции», — подчеркнул президент Венесуэлы.

А пока что европейские наблюдатели прогнозируют кризис с беженцами уже в Латинской Америке. Пустые супермаркеты, аптеки, отсутствие безопасности: граждане Венесуэлы покидают страну — так описывает ситуацию в этой стране Die Tagesschau.

Многие венесуэльцы бегут из страны в Колумбию, а оттуда — в другие страны Южной Америки, указывает издание, отмечая, что очереди на пограничных переходах с каждым днем становятся больше, десятки тысяч людей ежедневно пересекают границу с соседним государством.

Как сообщает пограничная служба, количество венесуэльцев, бегущих из страны, достигает 25 — 30 тыс. человек в день. Как заявляют беженцы, в Колумбии они могут обеспечить себя едой, лекарством, крышей над головой, а в Венесуэле — «не знаешь, чего ожидать».

Все больше семей с детьми переезжают в пограничный город Кукута, так как для дальнего переезда у них пока нет средств, но и оставаться в своей стране они не могут — там небезопасно.

Большинство венесуэльцев хотели бы перебраться в Эквадор, Перу, Чили или же остаться в Колумбии. Колумбийские власти, первыми встречающие миграционные потоки, рассчитывают на солидарность соседей в помощи распределения венесуэльских беженцев.

Глава колумбийской миграционной службы Кристиан Крюгер сообщил, что власти ведут переговоры о квотах приема беженцев на региональном уровне. Диалог ведется также с властями Панамы и Мексики.

Только вот в ближайшее время через границу Колумбии из Венесуэлы могут двинуться не только беженцы. Сегодня эксперты весьма осторожно прогнозируют результаты скандала вокруг мнимого заявления директора ЦРУ Майка Помпео относительно консультаций с Колумбией и Мексикой по поводу действий для достижения «лучшего результата» для Венесуэлы, где с апреля не прекращаются массовые акции протеста против Мадуро, унесшие уже жизни 100 человек.

Точнее, венесуэльский министр иностранных дел Самуэль Манкадо разместил в Twitter сообщение о том, что ЦРУ совместно с Боготой и Мехико стремятся к свержению руководства Венесуэлы. К публикации был прикреплен скан стенограммы заявления, сделанного, предположительно, главой ЦРУ Майком Помпео во время проведения Форума по безопасности в Аспене 20 июля.

Как пишет El Universal, из документа следует, что Помпео якобы заявил о серьезных интересах США в Колумбии, а также о том, что Вашингтон весьма оптимистично смотрит на перспективу смены власти в Венесуэле.

В ответ Мадуро заявил, что в слова главы ЦРУ нужно внести «достаточную ясность». Он потребовал от «правительства президента Трампа, которое считает себя мировым правительством, чтобы они пояснили наглые, интервенционистские слова» Помпео.

Министерства иностранных дел Колумбии и Мексики опровергли информацию о том, что они якобы сотрудничают с ЦРУ с целью нанести вред Венесуэле, сообщает РИА «Новости».

В мексиканском МИД заявили, что страна уважает международное право и не сотрудничает ни с одной страной в ущерб другой. Внешнеполитическое ведомство Колумбии также отрицает существование каких-либо действий или попыток вмешательства в дела Венесуэлы. Богота добавила, что Колумбия никогда не была страной-интервентом.

Президент Венесуэлы Николас Мадуро заявил, что для защиты интересов боливарианской революции и предотвращения разделения страны руководство страны готово выйти за пределы государства. «Если Венесуэла будет разделена, если боливарианская революция будет вынуждена взяться за оружие, мы будем снова сражаться под тем же флагом, и пересечем нашу границу», — заявил президент в интервью телеканалу RT.

При этом лидер обратился к президенту США Дональду Трампу с призывом «остановить агрессию» в отношении страны. «И, в частности, моя речь направлена президенту Дональду Трампу: прекратите агрессию против Венесуэлы, прекратите вмешательство в дела Латинской Америки», — отметил он. Венесуэльский президент назвал «абсолютным безумием» разговоры о блокаде Венесуэлы в США. «Они уже начали блокаду, которую можно назвать косвенной, против нашей финансовой системы», — сказал Мадуро.

А это уже не позволяет исключать, что власти Венесуэлы на фоне нарастающего внутриполитического кризиса пойдут на военное вторжение в ту же Колумбию. И не исключено, что рассчитывает при этом на помощь Москвы.

Тем более, что угрозы свои он озвучил в интервью Russia Today. А несколькими днями ранее министр нефти и горнорудной промышленности Венесуэлы Нельсон Мартинес сообщил о переговорах с «Роснефтью» по ее участию в разработке газовых месторождений в стране. «Мы сейчас обсуждаем возможное участие «Роснефти» в разработке газовых месторождений… нескольких», — сказал он.

Ранее сообщалось, что «Роснефть» и венесуэльская нефтяная компания PDVSA проводят переговоры об обмене своих залоговых прав на акции американского нефтеперерабатывающего оператора Citgo на доли в нефтяных месторождениях и соглашение о поставке топлива.

Как поясняют в этой связи российские эксперты, PDVSA — государственная нефтяная компания Венесуэлы — не способна выполнять свои финансовые обязательства перед российским партнером и вынуждена идти на уступки. С одной стороны, в результате этих маневров крупнейшая российская нефтяная компания может значительно упрочить свои позиции и на рынке углеводородов в Западном полушарии.

Но, с другой, берет на себя огромные риски — финансовые и политические. И если еще недавно дело ограничивалось только опасностью дефолта, то теперь эксперты уже не исключают и начала настоящей войны, в которую ради «политического обеспечения» контрактов «Роснефти» может втянуться и Россия.