За рубежом, Эхо

«Противоракетные проблемы» Эрдогана

triumph-orijieА.ШАКУР

Торговля оружием — бизнес особый. Здесь, как и в любой другой коммерции, конечно, играет свою роль баланс спроса и предложения, рекламные ухищрения, наконец, соотношение цены и качества. Но ни для кого не секрет, что бизнес этот серьезно «замешан» на политике. Многие военные союзы вообще предусматривают унификацию боеприпасов и оружия.

А эксперты напоминают: приобретать военную технику имеет смысл только у тех стран, в отношениях с которыми можно не опасаться «сюрпризов». Иначе без запчастей и боеприпасов дорогостоящая и даже самая современная техника превратится в бесполезную груду металла. Из чего уже следует простой вывод: оружейные сделки — это априори показатель политических «векторов».

И на этом фоне понятно то внимание, с которым партнеры Турции по НАТО следят за «продвижением» переговоров о закупке Турцией у России ЗРК С-400 «Триумф». Накануне, напомним, глава комитета начальников штабов США Джозеф Данфорд публично усомнился в том, что сообщения о покупке Турцией российских зенитных ракетных комплексов С-400 соответствуют действительности. «Об этом сообщали СМИ, однако это неверно. Они не покупали системы С- 400 в России», — сказал генерал.

В то же время он отметил, что США обеспокоены возможным приобретением Анкарой С-400. «Это было бы для нас поводом для беспокойства, если бы они сделали это, однако пока этого не произошло», — отметил Данфорд. А представитель Пентагона Джефф Дэвис заявил: «Турция — союзник по НАТО, и один из основополагающих моментов в наших отношениях с любыми союзниками заключается в том, что мы бы хотели иметь возможность совместимости вооружений. Что касается сообщений о покупке С-400 Турцией, то Турции нужно будет объяснить это».

В ответ президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган дал понять, что Анкара не намерена отступаться. «Почему покупка российских С-400 вызывает такое беспокойство? Каждая страна принимает необходимые меры для обеспечения безопасности. Мы много раз обращались к США по схожему вопросу, но не достигли успеха. Мы начали строить планы насчет С-400. Наши ведомства проводят переговоры, и мы сделаем этот шаг», — заявил Эрдоган на пресс-конференции в Анкаре.

Вполне возможно, что заявление Данфорда было таким недвусмысленным советом Турции отказаться от закупки ЗРК С-400. И тем более это верный знак, что в Вашингтоне начали беспокоиться по поводу сближения Москвы и Анкары.

Другое дело, что причины быть недовольными есть и у Турции.

Как теперь поясняют эксперты, в том числе российские, современные ЗРК действительно необходимы Анкаре. Директор Центра анализа стратегий и технологий Руслан Пухов в интервью Русской службе «Голоса Америки» напомнил, что Турция до сих пор не обладала современными ракетными средствами ПВО.

«У Турции небо в военном отношении с земли толком не прикрыто, — отметил он. — У них есть истребители, но этого недостаточно. Конечно, реальную опасность для Турции могут представлять только Россия и Греция, у остальных соседних стран серьезных самолетов нет, но тем не менее, военные еще до прихода Эрдогана к власти ставили вопрос о прикрытии неба чем-то более мощным, чем переносные зенитно-ракетные комплексы (ПЗРК), которые у них есть на вооружении».

После чего добавил: «Еще ракеты как часть средств ПВО — это престижно. Турецкая армия — вторая по численности в НАТО после США, и для такой армии не иметь ракет в ПВО несолидно, а с учетом амбиций Эрдогана несолидно совсем. А С-400 — это система, которая сбивает очень серьезные и дорогие военные самолеты 4- го поколения».

В 2013 году в Турции на фоне нестабильности в Сирии и серии «залетов» самолетов сирийских ВВС в ее воздушное пространство в этой стране были размещены американские ЗРК «Патриот». Однако уже в 2015 году их из Турции вывезли, хотя опасность «залетов» вряд ли исчезла. Что и подтвердила история со сбитым российским самолетом.

В то же время попытки Анкары закупить ЗРК окончились неудачей. О чем теперь, в ответ на возмущение Вашингтона, напоминает турецкая Yeni Safak. По словам газеты, «за все время работ в направлении обеспечения своей потребности в системах противовоздушной обороны большой дальности Турция не смогла получить от стран-союзников по НАТО удовлетворительного ответа на свои требования, в ходе своих альтернативных поисков Турция всегда сталкивалась с разного рода препятствиями.

Последним примером тому стал тендер на системы ПВО большой дальности, который сначала был отдан Китаю, а через некоторое время аннулирован. Впоследствии выяснилось, что в ходе переговоров Турции с китайской компанией CPMIEC Америка для отмены результатов тендера обращалась к разнообразным предлогам и угрозам». Как продолжила газета, «сразу после того, как Турция подписала контракт с Китаем, американские военные чиновники начали оказывать давление на Турцию в том ключе, что эти ракеты невозможно будет интегрировать в систему ПВО НАТО.

Турция в ответ на этот тезис Америки заметила, что ракеты С-300, которые стоят на вооружении Греции, интегрированы в НАТО и выполняют задачи альянса. Американцы настаивали, а Турция на этот раз сделала акцент на том, что китайские ракеты, если потребуется, не будут интегрированы в НАТО и станут использоваться в рамках национальной системы ПВО. Но и этого было недостаточно, чтобы убедить наших американских союзников.

Давление Америки еще более ужесточилось. Через некоторое время Америка сделала последний ход и пригрозила: «Китайская CPMIEC обвиняется в отмывании денег, и в случае заключения соглашения с этой компанией Турция тоже может навлечь на себя подозрения и даже понести наказание». Попытка же приобрести американские ЗРК тоже не увенчалась успехом.

«Америка, которая мешает Турции купить ракеты большой дальности, ранее соглашалась продать Турции системы ПВО Patriot. Но по сравнению с китайским предложением эти системы были гораздо дороже, и США не собирались снижать цену. Более того, они решительно отклонили запрос Турции о передаче технологий и даже потребовали гарантий того, что турецкие инженеры никак не будут вмешиваться. Вдобавок если бы Америка продала Турции Patriot, то эти батареи, купленные за миллиарды долларов, по окончании срока их эксплуатации, вне зависимости от того, использовались они или нет, пришлось бы вернуть Америке и с нуля запускать процесс, связанный с приобретением новых систем. К тому же Турция, как и при каждой подобной оборонной закупке, должна была бы сообщать Америке, где она использует ракеты Patriot и против кого, а американские военные периодически приезжали бы в Турцию и пересчитывали ракеты», — возмущается Yeni Safak, называя эти условия «унизительными».

Еще жестче комментирует ситуацию другое турецкое издание — Sabah. Вступая в заочную полемику с генералом Данфордом, газета пишет: «Простите, а чего вы ожидали, г-н Данфорд? Как вы думаете, почему Турция, которая является членом НАТО с 1952 года, переходит к таким активным действиям для закупки систем ПВО С-400 у России, фактического врага альянса? Может быть, например, из-за позиции вашей страны в ходе и после событий 15 июля 2016 года… Потому что это вы, а не Россия, дали офицерам- путчистам право укрыться на американских базах в Турции, приютили у себя первого подозреваемого в попытке переворота 15 июля — Гюлена и его людей. А теперь вы пытаетесь на нас возложить вину за свой провал и то, что вы позволили Востоку перехватить своего ближайшего союзника по НАТО в ближневосточном регионе. А ведь Трамп пришел к власти в США с обещанием сбросить с плеч страны весь груз, оставшийся с периода Обамы. Когда же он возьмется за политику американского истеблишмента в отношении Турции?»

Сегодня эксперты весьма уклончиво отвечают на вопрос, чем закончится нынешняя пикировка вокруг приобретения ЗРК у России. Другой вопрос, что и в Анкаре, и в Вашингтоне заинтересованы в том, чтобы сохранить двусторонние отношения, и статья в Sabah — весьма прозрачный намек, что в Анкаре намерены использовать свои отношения с Москвой в качестве предмета торга уже с Вашингтоном. Другой вопрос, насколько к этому торгу готовы США. И как далеко готов зайти Эрдоган в своих демонстративных попытках сближения с Москвой.