За рубежом, Эхо

Россия пытается взять реванш в Центральной Азии

А.ШАКУР

Центральная Азия на момент распада СССР считалась регионом спокойным и в чем-то даже сонным. Этого убеждения не поколебали даже кровавые столкновения в Фергане, Оше и Новом Узене.

Тем более по умолчанию считалось, что в местных столицах никто даже теоретически не сможет бросить вызов геополитическому влиянию России — разве что радикальные исламисты.

Но и у них не было достаточного влияния. Плюс ко всему в дело вмешивалась и география. Границ со странами, входящими в НАТО, здесь не было, СЕАТО и СЕНТО успели распасться, Китай активно осваивал рынок, но вот на фоне опасений по поводу движения за независимость Синьцзян-Уйгурского автономного района, который для многих вопреки всему оставался «Восточным Туркестаном», идея реальной независимости тюркоязычных государств Центральной Азии не находила в Пекине большого числа приверженцев.

Однако теперь ситуация изменилась коренным образом. Появление в Узбекистане и Кыргызстане в 2001 году военных баз США, укрепление позиций Запада в Афганистане, наконец, развитие «транскаспийских» перевозок -все это пошатнуло традиционное «распределение влияния» в Центральной Азии. А уж две революции в Бишкеке не оставили сомнений: «сонным» этот регион будет вряд ли.

В последние годы, впрочем, Москве удается уверенно наращивать здесь свое влияние. Закрытие базы США в Узбекистане и перевод в весьма расплывчатый статус «логистического центра» другой американской базы — в аэропорту «Манас» в Бишкеке — не оставили сомнений: Москва полна решимости вытеснить из региона США.

Тем более, что решимости ей придает решение о выводе основных сил «натовской» коалиции из Афганистана, помноженное на собственный исторический опыт: после вывода советских войск из Афганистана промосковское правительство во главе с Наджибуллой продержалось в Кабуле очень недолго.

При этом обстановка в Афганистане остается более чем неспокойной. В Кабуле подводят трагические итоги очередного теракта. Взрыв на западе Кабула унес жизни, по одним данным, 24, по другим — 35 человек. Представитель МВД Афганистана Наджиб Даниш пояснил, что смертник направил начиненный взрывчаткой автомобиль в микроавтобус, где находились гражданские госслужащие — в основном работники горнодобывающей и нефтяной промышленности. К тому же все произошло в тот момент, когда автобус проезжал через многолюдный рынок.

Ответственность за взрыв взял на себя «Талибан». Причем, по версии самих террористов, погибших — 38, и мишенью нападения были два микроавтобуса, перевозивших сотрудников афганской разведки. Однако, как утверждает «Голос Америки», «Талибан» известен склонностью завышать количество жертв подобных атак. Тем более известно, что во многих странах на «низовом» общественном уровне геологов априори объявляют «шпионами».

Президент Афганистана Ашраф Гани осудил взрыв, направленный против гражданского населения, как возмутительный и трусливый акт. Генеральный секретарь ООН Антониу Гутерриш также осудил теракт в Кабуле. Об этом говорится в сообщении, опубликованном на сайте центра новостей ООН. По его словам, убийство мирных жителей является «грубейшим нарушением прав человека» и может составлять военное преступление.

Как отметила исполняющая обязанности главы Миссии ООН по содействию в Афганистане (МООНСА) и спецпредставитель генсека ООН по Афганистану Пернилла Кардель, теракты против мирных жителей вызывают у нее «гнев». «Взрыв, произведенный в популярном районе, населенном мирными жителями, — это вопиюще подлый и бесчеловечный акт», — сказала она. Кардель призвала стороны конфликта искать мирные пути для «преодоления разногласий».

Согласно данным ООН, которые приводит Би-би-си, число подобных нападений в последнее время достигло рекордного уровня. За первые шесть месяцев 2017 года в Афганистане погибли 1662 гражданских лица — больше, чем за тот же период в 2016 году. Число раненых исчисляется тысячами. 40%, то есть почти каждый второй, были убиты повстанцами, которые минируют дороги и отправляют в города своих подрывников-самоубийц.

По мнению журналиста Би-би-си Дауда Азами, смертники появились в стране лишь в 2005 году, после 15 лет практически беспрерывной войны. Изначально подрывников-самоубийц посылали лишь к блок-постам или армейским базам, так как, по мнению талибов, эти люди в военной форме, во-первых, очевидные враги, а, во-вторых, служат неверным (то есть международной коалиции в их представлении). Но сейчас такие нападения происходят на рынках, на главных улицах Кабула и других городов, и в результате гибнут люди, вообще не имеющие отношения к властям и силам безопасности.

Дауд Азами полагает, что талибы во многом оказались в тупике. Да, они контролируют чуть ли не 40% территории Афганистана, но это в основном горные или пустынные территории, где проживают около 20% населения страны.

Однако надежды, что правительственные силы будут разбиты после того, как международная коалиция вывела практически все свои войска, оказались несостоятельными. Афганская армия, по его словам, научилась вести бои самостоятельно — не настолько хорошо, чтобы одержать победу, но достаточно, чтобы не дать талибам прийти к реальной власти во всей стране.

А на этом фоне свои позиции в Центральной Азии укрепляет уже Москва. Для которой «программа-минимум» — это открытие второй своей базы на территории Кыргызстана.

По данным СМИ России, президент Кыргызстана Алмазбек Атамбаев заявил, что не против размещения второй российской военной базы на границе с Таджикистаном. «Россия не собирается захватывать нашу территорию, ей своей хватает. Мы ничем не рискуем, а так мы бы себя защитили, но решение будет принимать Россия, исходя из своих возможностей», — цитирует Атамбаева «Ридус». На фоне действий РФ в Крыму и на Южном Кавказе эти заверения звучат не ахти как убедительно, но сам президент в них, похоже, верит. Правда, тут же замечает, что строительство базы требует значительных финансовых затрат, поэтому Москва вряд ли пойдет на это, сообщает «Интерфакс». Атамбаев также рассказал о помощи Кыргызстану со стороны России. В частности, президент центральноазиатского государства отметил, что в страну из России приходят и будут приходить «тысячи тонн снаряжения».

Но самое интригующее в другом. Атамбаев отметил, что размещение в Кыргызстане авиабазы ВВС США создавало серьезную угрозу безопасности республики, передает ТАСС. «Не буду скрывать, что некоторые страны предупреждали нас, что они готовы в случае необходимости нанести ракетный удар по расположенной на нашей территории авиабазе США», — заявил он. По его словам, так продолжалось до тех пор, пока в 2014 году база не была выведена из страны.

«Для той же России и Китая Кыргызстан нужен спокойный и мирный, а для некоторых стран нужно совсем другое…. У меня абсолютно нет теплых чувств к той политике, которую проводил Госдеп США в республике при демократах», — заявил Атамбаев журналистам во время ежегодной пресс-конференции Атамбаева на побережье курортного озера Иссык-Куль.

Он также обвинил американцев во вмешательстве в дела региона. В качестве примера киргизский лидер привел ситуацию, которая сложилась после слов экс-президента Узбекистана Ислама Каримова о возможной войне в Центральной Азии из-за воды. «Вскоре после этого американцы передали Узбекистану 328 бронемашин чуть ли по миллиону каждый… Вот цена их демократии. Фактически подталкивали, вели к тому, чтобы столкнуть два братских народа — киргизский и узбекский», — заявил Атамбаев.

Здесь, конечно, самое время поинтересоваться: о каких ракетах говорил президент Кыргызстана? Китайских? Но, как представляется, в планы Пекина большая война с США не входит. Тем более, если параллельно придется «схватиться» еще и с государствами ОДКБ.

Оказаться меж двух огней — не в китайской стратегии, здесь предпочли бы роль обезьяны, сидящей на хребте и наблюдающей оттуда за боем двух тигров в долине. Северокорейских? Горный рельеф, расстояния и другие географические реалии не позволяют считать этот вариант «прямой и явной угрозой». Все те же афганские талибы? Но у них нет ракетных установок и самих ракет, способных долететь аж до Бишкека. Ударить по базе «Манас» в случае необходимости обещала Россия?

Это, конечно, заставляет задуматься, чего стоят все призывы Москвы к «совместной борьбе с терроризмом», но…неужели Атамбаев вот так запросто, пардон, «сдает» своих «старших партнеров», пусть и не называя их по имени? Так или иначе, «ракетная угроза» в изложении Атамбаева может спровоцировать в Центральной Азии нешуточный виток напряженности уже между внешними игроками. И последствия его сегодня трудно предугадать.