НУРАНИ
Соображения престижа для Кремля всегда были выше прагматических интересов. Пусть на кухнях издевались над поговоркой «Советское — значит отличное!» и добавляли к ней ироничную концовку «от всего хорошего», пусть всеми силами советские граждане пытались «достать» (кто помнит это милое словечко из советского прошлого?) вожделенный «импортный дефицит», рынок СССР продолжал оставаться «запертым», а советская промышленность в «тепличных» условиях, не боясь конкуренции, доблестно «выполняла планы» по всем показателям,…чтобы в «лихие девяностые» тихо скончаться под напором зарубежных конкурентов.
Сегодня вряд ли даже самым упертым ревнителям «совка» придет в голову доказывать, что «жигули» лучше «мерседеса», а штаны, сшитые на фабрике «Большевичка» — это предпочтительнее, чем «Ливайс» и Пьер Карден в одном флаконе. Но вот в том, что строить ГЭС и изготавливать для них все необходимое, от турбин до генераторов, в СССР умели и умеют, сомнений не было — пожалуй, до недавнего скандала вокруг турбин Siemens. Когда выяснилось, что этот агрегат сегодняшней РФ приходится ввозить из-за рубежа, да еще со зловредного русофобского Запада.
Можно, конечно, предположить, что речь идет о бессмертных «шапках» и «откатах». Впрочем, куда логичнее, что мера эта вынужденная: отказаться от своего производства турбин Москву вынудила случившаяся в 2009 году авария на Саяно-Шушенской ГЭС.
Согласно просочившимся в СМИ сведениям, та авария, в результате которой погибло 75 человек, произошла из-за «разбалансировки турбины». Гидроагрегат СШГЭС, ставший причиной аварии, недавно отремонтировали, но вот правильно «сбалансировать» его не смогли. Техническое отставание СССР, унаследованное сегодняшней Россией, распространяется и на электросиловые агрегаты.
Только вот такой удар по престижу — это, возможно, самая небольшая часть неприятностей, которые сегодня грозят РФ.
Напомним вкратце, что произошло. Уважаемый немецкий концерн Siemens, тот самый, чьи инженеры выстроили знаменитый мост в Кедабекском районе, подписал с РФ контракт на поставку четырех турбин. Причем в контракте было прямо оговорено, что турбины эти отправятся в Тамань. А теперь агрегаты внезапно всплыли в Крыму, что возмутило и Siemens, и немецких дипломатов, и как теперь выясняется, еще и европейских политиков.
Как передает Reuters со ссылкой на дипломатические источники, расширить санкции против Российской Федерации странам Европейского союза предложила Германия — из-за поставок газовых турбин компании Siemens в оккупированный Крым, причем страны ЕС могут обсудить этот вопрос в Брюсселе уже сегодня. Как напоминает в этой связи РБК Украина, для введения новых санкций ЕС требуется единогласное решение. А затем в санкционный список могут включить трех-четырех граждан РФ и юридические лица. И, как поведали источники, речь может идти о чиновниках Министерства энергетики России и компании «Технопромэкспорт», которая занималась переправкой оборудования на полуостров.
Причем появилась эта новость как раз в те дни, когда в РФ вновь ждали очередного «раскола в стане русофобов» и т. д. Как радостно возвестили СМИ РФ, против нового пакета санкций против РФ выступили в Евросоюзе. По информации The Financial Times, на которую ссылается, в частности, EADaily, Евросоюз готовится принять ответные меры против США в том случае, если Вашингтон одобрит новые санкции против России, которые также бьют и по европейским компаниям.
По сведениям издания, председатель Еврокомиссии Жан-Клод Юнкер призвал срочно изучить вопрос, какие ответные шаги нужно будет предпринять Брюсселю в том случае, если под удар американских санкций, которые в настоящее время обсуждаются в конгрессе США, попадут энергетические и прочие компании Европы. В распоряжении FT оказался документ, подготовленный к намеченному на сегодня заседанию Европейской комиссии. Как утверждается в «утечке», Евросоюз «должен быть готов к действиям в ближайшие дни», если ограничительные меры Вашингтона все же будут «приняты без учета обеспокоенности ЕС».
«Эти меры потенциально могут ударит по большому числу европейских компаний, которые, принимая во внимание принятые Евросоюзом меры, ведут законный бизнес с российскими организациями, в том числе в таких сферах, как железные дороги, финансы, грузоперевозки и добыча ископаемых», — цитирует издание выдержку из документа.
Как отмечают авторы подготовленного проекта, Брюсселю, прежде всего, следует сосредоточиться на получении «публичных или письменных заверений» со стороны администрации Трампа в том, что последняя не будет применять новые санкции в ущерб интересам ЕС. В качестве других вариантов ответных мер предлагается либо не признавать действие ограничительных мер США на территории Европы, либо подготовить ответные меры, соответствующие требованиям ВТО.
Есть и официальные заявления. «Это, если осторожно формулировать, своевольный шаг Сената», — заявил ранее пресс-секретарь правительства Германии Штеффен Зайберт. По его словам, канцлер Ангела Меркель выразила недоумение тем фактом, что при ужесточении санкций против России под удар попадает европейская экономика. «Так быть не должно», — отметил Зайберт, подчеркнув, что экономические интересы и вопросы санкций должны быть отделены друг от друга.
Понятно, что в РФ это восприняли как первый признак «раскола» в позиции Запада относительно наложенных на РФ санкций и вновь выражают надежды на их скорую отмену.
Однако эта перепалка между Брюсселем и Вашингтоном заставляет по-иному оценить очередной скандал вокруг администрации Дональда Трампа. Новый директор по коммуникациям Белого дома Энтони Скарамуччи вынужден был публично признать, что неверно представил позицию президента США Дональда Трампа относительно законопроекта, предполагающего введение новых санкций в отношении России, Ирана и КНДР, рассказывает New York Times.
Как напоминает ТАСС, перед этим Скарамуччи в интервью телеканалу CNN заявил, что американский лидер вскоре примет решение о том, подпишет ли он указанный документ, если его поддержат обе палаты Конгресса США, и напомнил, что занял пост в Белом доме лишь недавно. А вот пресс-секретарь Белого дома Сара Сандерс заявила в эфире телеканала ABC, что Трамп поддерживает этот законопроект. По ее словам, «текст первоначальной версии законопроекта был плохо прописан», но администрации удалось «внести нужные изменения». Журналисты New York Times после этого попросили Скарамуччи разъяснить, какое из заявлений — его или Сандерс — в большей степени соответствует действительности. Он в ответ прислал текстовое сообщение со словами: «Мой недочет». «Следуйте тому, что говорит Сара, для меня информация новая», — добавил Скарамуччи.
Неназванный источник New York Times в Белом доме также отметил, что, хотя президент США пока воздерживается от публичных комментариев относительно того, подпишет ли он законопроект, в действительности, иных реальных вариантов в администрации не видят. Другое дело, что здесь есть огромный простор для политического торга с ЕС и конкретных механизмов действий санкций, не говоря уже о том, кто под эти санкции может подпасть (или не подпасть).
Но, пока в РФ осторожно радовались, что в Европе, дескать, не намерены поддерживать «американскую русофобию», в ЕС заговорили о расширении санкций против России, да еще по делу Siemens. И дело не только, вернее, не столько в санкциях самих по себе. Siemens официально объявил, что проведет расследование и ужесточит контроль над деятельностью своих российских партнеров. Деловая репутация для него куда важнее прибыли от отдельно взятого, даже очень «жирного», контракта. Как передает российская «Новая газета», бизнесмены, объединенные в Восточном комитете немецкой экономики, понесли, наверное, самые большие потери от санкций ЕС.
Но, как публично заявил его глава Вольфганг Бюхеле, «ни одна немецкая компания не может позволить себе подозрения в нарушении санкционных обязательств». В том числе мелкие и средние предприятия, составляющие основу европейской экономики. «Прецедент «Сименса» заставит подумать некоторые другие европейские (например, итальянские) компании, потенциально готовые заменить немцев на российском рынке. Вообще, европейские компании будут теперь более острожными с бизнесом в России. Да и не только европейские», — напоминает газета.
Проще говоря, Мова, попытавшись обмануть всех, закупить турбины для Тамани, а затем отправить их в Севастополь, окончательно уничтожила последние остатки своей не только политической, но и деловой репутации. И сегодня даже те коммерсанты, которые были готовы выискивать лазейки в санкциях и продолжать работать на российском рынке, постепенно начнут сворачивать активность, чтобы не повторить печальных ошибок Siemens. А все это вместе взятое заставляет еще раз задуматься о цене «крымнаш» уже для РФ.