Дж.АЛЕКПЕРОВА
Интервью Echo.az с российским политологом, руководителем экспертно- аналитической сети PolitRUS, Виталием Арьковым
— Как вы оцениваете прошедшую встречу между президентами Азербайджана Ильхамом Алиевым и России Владимиром Путиным, учитывая то, как спонтанно она была организована?
— Между Россией и Азербайджаном, равно как и между Владимиром Путиным и Ильхамом Алиевым, настолько близкие и доверительные отношения, что нет необходимости специально задолго уславливаться о встречах двух лидеров. Если на повестке дня обозначились вопросы, требующие личного обсуждения между лидерами двух стран, то не стоит откладывать их в долгий ящик.
Можно оперативно встретиться в Сочи, Баку или, к примеру, в Астрахани — Каспийских воротах России, известной своими тесными связями с Азербайджаном по широкому спектру тем. Новое обострение ситуации в зоне карабахского конфликта как раз из таких срочных вопросов, требующих примиряющего участия высшего руководства России.
— Эксперты говорят, что есть силы, которые хотят испортить двусторонние отношения. Как вы считаете, кому выгодно ухудшение отношений между Азербайджаном и Россией?
— Силы, о которых ведут речь эксперты, конечно же, существуют. И в первую очередь, они на Западе: не только отдельные политики, но и власти некоторых государств прикладывают усилия для окончательного разрушения связей на постсоветском пространстве, для недопущения дальнейшей интеграции на евразийском пространстве.
— Прошедшая встреча изменит политику России в отношении Азербайджана?
— С одной стороны — Азербайджан, который вряд ли согласится официально присоединиться к ЕАЭС без решения Россией своей главной проблемы или хотя бы частичного удовлетворения своих претензий — возвращения под контроль Баку как минимум семи районов вокруг т.н. «Нагорно-Карабахской Республики», факт оккупации которых не отрицает даже сам Ереван.
С другой стороны — Армения, которая формально не отказывается от предложенной Кремлем дорожной карты мирного урегулирования, но делает все для сохранения статуса-кво. То есть не делает совершенно ничего для реализации дорожной карты. Кроме того, насколько мне известно, по неофициальным каналам Ереван регулярно пытается шантажировать Москву приостановлением своего членства в ЕАЭС, ОДКБ и СНГ в случае нападения Баку и отказа Москвы защитить «территориальную целостность» своего союзника. Как Ереван намеревается осуществить это на практике — сложно представить, но «пробросы» подобные в адрес Москвы идут постоянно.
Для Москвы жизненно необходимо не допустить перерастания карабахского конфликта вновь в полномасштабные военные действия. Однако каждая из сторон конфликта выдвигает невыполнимые дипломатическим путем условия. На предложенный Москвой план согласились обе столицы. Но Баку предпочитает трактовать его как промежуточный на пути к обретению полного контроля над оспариваемой территорией, а Ереван, как я отметил выше, ищет поводы не приступать к его практической реализации.