За рубежом, Эхо

Готова ли Армения отказаться от статуса «форпоста России»?

putin-aliyevНУРАНИ

Эмоции в политике — как известно, не лучший советчик. Обида, даже возмущение, унижение, страх или, наоборот, излишняя уверенность в своих силах — все это в критическую минуту может подтолкнуть к роковой ошибке.

Так что совет попить водички, досчитать про себя до десяти, а уже потом, «на холодную голову», что-то предпринимать в ответ, далеко не лишний ни в обыденной жизни, ни в политике.

Только вот следовать этой политике получается далеко не всегда — в жизни бывает множество случаев, когда эмоции оказываются сильнее рассудка. И если, предупреждают историки, с возмущением, обидой или излишней эйфорией совладать еще можно, то вот побороть страх куда труднее. Особенно если это не безотчетная фобия, вроде боязни черных кошек или совершенно безобидных в наших широтах летучих мышей, а страх, основанный, в общем-то, на достаточно трезвом анализе ситуации. Просто ситуация эта складывается ну совсем не лучшим образом.

Нечто подобное происходит сегодня и в Армении, где местное экспертное сообщество с не меньшим, чем в Азербайджане, вниманием отслеживает результаты переговоров в Сочи.

Официальная информация о встрече насколько обтекаемая, настолько же и скудная. По ее завершении не последовало громких заявлений для СМИ, обозначающих резкий политический поворот. Но сам характер срочных и ранее не объявленных переговоров в Сочи дает изрядную почву для предположений.

К тому же произошло все на весьма примечательном фоне. За несколько дней до переговоров в Сочи президент Азербайджана Ильхам Алиев совершил визит в Латвию, после которого уже не осталось сомнений: роль Азербайджана в обеспечении энергетической безопасности Европы выходит на принципиально новый уровень, что уже автоматически означает новый уровень политического интереса к Азербайджану и политических гарантий безопасности для страны.

А этот самый неплохо «защищенный» с политической точки зрения проект «Южного газового коридора» меняет расстановку сил на энергетическом рынке Европы не в пользу России, что уже не нравится Москве. Заявление министра обороны Азербайджана Закира Гасанова о «противоракетах», способных нейтрализовать подаренные Армении Москвой «Искандеры», да еще к тому же купленных не в России, — еще один повод для беспокойства.

И самое главное, попытки Москвы «давить» на Азербайджан при помощи то роспуска ВАК, то «усиленного внимания» к грузовым фурам на КПП «Яраг-Казмаляр», то придирок МИД РФ, что в Азербайджане не выказывают особого пиетета в отношении граждан РФ армянского происхождения, не возымели того эффекта, на который рассчитывали в Москве.

А президент Ильхам Алиев, напомним, политик хладнокровный. Он, в числе прочего, прекрасно умеет оценивать риски и максимально использовать открывающиеся возможности. И если МИД Азербайджана отвечает на действительно некорректные обвинения Смоленской площади столь резко — значит, расстановка сил это позволяет. Словом, для Москвы самое время провести новую встречу, «сверить часы» и выстраивать политику с учетом новых реалий. Понятно, что в Сочи имело место не выкручивание рук, эта политика в отношении Азербайджана уже не прошла, а дипломатический торг.

И здесь даже такие российские эксперты, как небезызвестный Станислав Тарасов, предупреждают: «…Россия всегда стремилась отделить свои двусторонние отношения с Азербайджаном от проблем урегулирования нагорно-карабахского конфликта. Когда речь заходила о выполнении ею посреднических функций в формате работы Минской группы ОБСЕ, Москва, вступив в контакт с одной из конфликтующих сторон, всегда выходила и на другую, соблюдая политическое равновесие. Баку выстраивает свою политику иначе, пытаясь увязывать свои отношения с другими странами, включая и Россию, через призму нагорно-карабахского конфликта».

Здесь, конечно, самое время поинтересоваться: в Москве действительно всерьез рассчитывали убедить Азербайджан, что «Искандеры» Армении дарит одна Россия, а в Минской группе заседает другая, а отношения с Баку выстраивает вообще третья? И насколько вообще эта «дипломатия клонов» даже теоретически имела шансы на успех?

Но вот в Армении, судя по всему, так воодушевились недавними скандальными заявлениями МИД РФ и так поверили в результативность собственной истерики по поводу очередных поставок в Азербайджан российского оружия, что и в самом деле ожидали в Сочи сеанса «выкручивания рук». И не увидев ничего похожего, более не скрывают опасений: а что если в РФ решили пересмотреть приоритеты? Понятно, что если Москва начинает торговаться с Баку, то Азербайджан потребует взамен вовсе не снижения пошлин на помидоры. И что тогда?

Более того, еще накануне встречи в Сочи в Армении уже нарастала обеспокоенность: роль «форпоста России», которая обеспечила Армении немалое преимущество в начале девяностых, сегодня становится слишком опасной. «Первый информационный» вновь обращается к теме принятия на 26-й сессии Парламентской ассамблеи ОБСЕ «крымской» резолюции, которую не поддержали делегаты от Армении.

«В принятом документе призывают Россию аннулировать решение об аннексии Крыма и вывести оккупационные войска с полуострова. За принятие данного документа проголосовал 91 член ПА ОБСЕ, против — 15. В числе проголосовавших против были члены делегаций Армении и России в ПА ОБСЕ, а также два белорусских депутата, — напоминает «ПИ» (орфография сохранена — Ред.). — Но выясняется, что это — не самый позорный эпизод во всей этой истории, потому что в принятой декларации есть два пункта касательно карабахского конфликта, один из которых имеет явно антиармянское содержание. В нем ставится знак равенства между конфликтами в Арцахе и Донбассе — придавая карабахскому конфликту украинский подтекст».

И теперь «ПИ» возмущается: «Члены нашей делегации, вместо того, чтобы заниматься делом — изменить антиармянские формулировки в документе, самозабвенно отдались защите интересов России. Сегодня на любой международной площадке национальная делегация, отождествляемая с Россией, оказывается в изоляции, ее предложения становятся для остальных неприемлемыми и отвергаемыми. И даже не исключено, что в ПА ОБСЕ делегацию Армении наказали, потому что посчитали ее придатком российской делегации».

После чего выбалтывает главные страхи Армении: «Если еще на 1-2 международных площадках проблема Карабаха будет отождествлена с российским сепаратизмом в Донбассе, то карабахский политико-правовой контекст полностью будет искажен, став мощным документом в руках Азербайджана». «В переводе»: санкции против РФ ввели ровно за те же действия в Украине, которые Армения предпринимала и предпринимает в отношении Азербайджана. А это значит, что при первом же резком телодвижении под «рестриктивные меры» влететь может уже и Ереван. Пока этого не произошло, но как долго будет продолжаться это «пока», можно только гадать.

Только вот…может ли сегодняшняя Армения позволить себе устроить этакий «полицейский разворот» во внешней политике?

МИД Армении по этому поводу предсказуемо молчит. Зато вновь «развернулся» зампред правящей Республиканской партии Армении, глава парламентской комиссии по внешним вопросам Армен Ашотян, который, комментируя в очередной раз призывы оппозиционных политиков выйти из Евразийского союза, с не свойственной армянским политикам прямотой брякнул: в Европейском союзе Армению не ждут с распростертыми объятиями. По его убеждению, ЕАЭС — формат экономического сотрудничества, у которого, конечно, есть геополитический характер.

«Маленькие страны неконкурентоспособны в мире, если не могут иметь свободные экономические отношения в более широких форматах», — сказал Ашотян, добавив, что в Европейском Союзе не ждут не только Армению, но даже те страны, которые подписали Соглашение об ассоциации, к примеру, Грузию, Украину, Молдову, цитирует его «АрмИнфо».

А «Голос Армении», комментируя возмущение армянских пользователей соцсетей вкладышами на русском языке в армянских школьных аттестатах, выдал прямо-таки шедевральный образец совета «протягивать ножки по стежке»: «Конечно, было бы замечательно, чтобы Армения была великой державой, сама торговала оружием, армянский язык был признан в качестве международного, а выпускники Гарварда вместе с дипломом получали вкладыши на армянском языке, чтобы могли работать в Армении по специальности… Увы, реальность немного иная. Армения — развивающаяся страна, причем развивающаяся с трудом. В окружении двух враждебных соседей. Без выхода к морю. Страна с плохой демографией, откуда продолжается миграция, высок уровень бедности и, мягко говоря, не очень хорошо с социальной справедливостью». После чего напомнил еще одну неприятную истину: «Россия — страна, с которой у Армении наиболее тесный союз. Россия — это безопасность, вооружение, это Газпром, это железные дороги, это работающая ААЭС и многое-многое другое. Плюс большой рынок для экспорта нашей продукции и рабочей силы. И, несмотря на это и многое другое, как бы парадоксально это ни звучало, Россия все-таки другая страна. Москва ценит союз с Ереваном, но еще больше ценит свои интересы».

А это значит, что, даже если на российском треке последуют неприятные для Еревана сюрпризы, пересмотреть свою геополитическую ориентацию Армения не сможет даже теоретически. Правда, это еще не означает, что Москва, воспользовавшись таким положением дел, окажет на Ереван реальное давление в вопросе урегулирования армяно-азербайджанского конфликта.