С.АЛИЕВА
Времена тотального «с 9.00 до 18.00» постепенно уходят в историю. В анкетах на сайтах трудоустройства все чаще мелькает пометка «удаленная работа». На сегодняшний день во многих странах мира многие компании практикуют полностью дистанционную занятость, но большинство все же частично работают по данному принципу.
Полупустые офисы активно используют города-миллионники, но и в городах с населением до 500 тысяч треть работодателей опираются в своих проектах на 50% реальных сотрудников и столько же виртуальных. Есть компании, где весь коллектив «держат на дистанции». А вот предприятия в провинции менее продвинуты и наймом фрилансеров почти не увлекаются.
В Азербайджане число граждан, предпочитающих работать дистанционно, также растет.
Как заявил в беседе с Echo.az независимый экономист Сейфал Алиев, на сегодняшний день в Азербайджане более 200 тысяч человек работают по принципам фрилансеров.
«Это очень удобная форма работы как для работодателя, так и для работника. Работодателю не нужно организовывать рабочее место для работника, а это уже определенная экономия. Работнику же удобно работать по свободному графику. Он знает, что должен сделать и чего от него ждет работодатель, а временные рамки он выстраивает себе сам,» — сказал Алиев.
«Вообще в последние годы в нашей стране резко выросло число фрилансеров. Это связано в первую очередь с резким падением курса национальной валюты в 2015 году и общим сокращением выплат персоналу отечественных компаний,» — отметил эксперт.
По словам Алиева, довольно часто фриланс предусматривает работу на иностранного заказчика, расчеты привязываются к иностранной валюте, чаще к доллару.
«Это дает отечественным специалистам иммунитет к курсовым колебаниям и росту потребительских цен,» — сказал он.
По словам Алиева, вторая причина роста популярности фриланса — успех ИТ-специалистов с постсоветского пространства, вследствие чего данной отраслью заинтересовалась молодежь.
«Я сам знаком с одним программистом, который работает удаленно на компании с мировыми именами. Молодой человек окончил вуз в Баку, уже со времен учебы он начал подрабатывать. Его работа нравилась заказчикам, и так сами начали искать его для работы. Сегодня ему 29 лет, и за несколько лет он смог заработать деньги на приобретение собственного дома в Великобритании, квартиры в Канаде. Хочу сказать, что за его работу фрилансером ему платят очень большие деньги», — отметил Алиев.
Эксперты говорят о том, что удаленное трудоустройство — вопрос взаимного доверия. Некоторые работодатели по старинке думают, что если стоять над душой сотрудника, он справится с работой лучше. Но любой, кому доводилось стоять над душой дизайнера в часы дедлайна, понимает, что это далеко не так. Скоро даже консерваторы поймут, что можно платить меньше, а результат получать более качественным.
По словам С.Алиева, в малом бизнесе по принципу удаленной работы могут работать бухгалтер, сотрудник отдела финансов. Удаленные работники среднего бизнеса — IT-шники, программисты, менеджеры по продажам, рекрутеры.
«В издательском деле — это авторы и иллюстраторы книг, дизайнеры и весь штат журналистов. Собственно, все те граждане, чья зарплата привязана не к просиживанию в офисе, а к определенному результату. Возраст фрилансера — от 25 до 45 лет, его отличают самостоятельность и хорошее образование (опыт). Вообще, по моим наблюдениям, фрилансеры часто ухитряются получать на 5% больше, чем их «стационарные» коллеги»,» — отметил он.
«Кстати, фрилансеры де-юре являются индивидуальными предпринимателями, оказывающими услуги. Однако в случае с фрилансом физические лица достаточно редко приобретают статус индивидуального предпринимателя и регистрируют юридическое лицо. С точки зрения гражданского и административного законодательства, фрилансер должен зарегистрироваться в налоговом органе и самостоятельно выплачивать налоги», — сказал эксперт.
В свою очередь, вице-президент Федерации профсоюзов «Хидмет-иш» Джамаладдин Исмайлов в беседе с Echo.az также сказал, что в Азербайджане есть уже определенный, не маленький процент фрилансеров.
«Я этих людей уважаю и одобряю, потому что у них есть сила воли, чтобы переступить через многочисленные трудности и стать самому себе хозяином. Кстати, уже давно говорят о том, что репетиторство на дому незаконно, его нужно узаконить и т.д., а ведь это тоже можно считать фрилансом. Конечно, его стоит легализовать, педагоги, занимающиеся репетиторством, будут получать лицензию и работать спокойно. Не думаю, что за лицензию придется платить большую сумму,» — сказал Исмайлов.
«Кстати, во многих странах маленькие частные школы очень распространены. Когда я был в Дании, то видел столики, где сидели по несколько человек. Я спросил тогда: «Что это?» И мне ответили, что это такая частная школа, и подобное в стране широко распространено. Может, это и правильно, и традиционные школы изжили себя. Так что, возможно, последствии и в нашей стране будет распространен такой формат учебных заведений, что позволит большему числу педагогов работать на себя, но при этом законно, делая необходимые отчисления,» — отметил он.
По словам Исмайлова, вообще, фрилансеры — это чаще всего те люди, которые устали от наглости и произвола работодателей.
«Чем больше развивается человек, тем тяжелее ему воспринимать несправедливость по отношению к себе, поэтому все больше таких людей решают работать на себя, чтобы ни от кого не зависеть. Кто-то из них работает руками, например, создает какие-то вещи и предлагает на продажу. Кто-то занимается интеллектуальным трудом. Например, знаю бухгалтера, которая ведет бухгалтерскую работу нескольких предприятий у себя на дому. Но она настоящий специалист своего дела. Если человек — профессионал в своей области, ему не стоит бояться брать работу в свои руки», — говорит Исмайлов.