НУРАНИ
Взаимоотношения между государствами должны строиться на основе равноправия, уважения суверенитета и невмешательства во внутренние дела — это аксиома.
Другое дело, что реальный вес разных стран на мировой арене, мягко говоря, не совпадает, и это тоже привносит свои особенности в двусторонние связи.
Только вот совсем уж комично выглядит ситуация, когда одно де-юре государство, а де-факто форпост, вдруг принимается требовать у своего хозяина… равноправного отношения. Между тем именно это происходит сегодня между Москвой и Ереваном.
Очередной виток взаимных обид и «уколов» спровоцировал, напомним, спикер Госдумы Вячеслав Володин, который посоветовал Армении объявить русский язык вторым государственным. В ответ в Ереване поднялась впечатляющая волна возмущения. Квинтэссенцию местных настроений выразил депутат парламентской фракции блока с символическим названием «Елк» («Выход») Эдмон Марукян, по мнению которого, Армения должна начать процесс выхода из Евразийского экономического союза.
Здесь, пожалуй, нужно уточнение. Предложение Володина объявить русский язык в Армении государственным прозвучало в то время, когда спикер парламента Армении Ара Баблоян поднял вопрос о возможности признания выданных в Армении водительских прав. В ответ Володин и посоветовал объявить русский язык вторым государственным, чтобы все было в порядке.
Как теперь сообщают СМИ Армении, первым среагировал член армянской делегации Армен Ашотян, который поторопился заявить, что, мол, в Конституции Армении закреплено, что только армянский язык имеет статус официального языка, а принятие второго государственного языка для Армении не актуально: здесь, в отличие от Беларуси или Казахстана, русскоязычное население вовсе не велико. И только затем Володину робко возразил спикер парламента Ара Баблоян.
В армянских СМИ поднялась дискуссия: не слишком ли много Ашотян берет на себя? Вскоре на сайте парламента Армении появилось «компромиссное» заявление: «Ара Баблоян ответил на это заявление Володина прямо на встрече, сказав российскому политику, что такой проблемы нет и не ожидается в повестке дня Армении. Председатель НС также отметил, что русский язык преподается во всех школах Армении, поэтому знание русского языка вполне достаточно».
Теперь же Эдмон Манукян «разъясняет ситуацию»: «Согласно принятым Госдумой законопроекту, водителям только лишь Беларуси и Казахстана разрешено работать в России, то есть проявлена дискриминация по отношению к водительским правам граждан Армении». Более того, по его мнению, «в этом законе кроется четкий мессадж о том, что мы обязаны принять русский как второй официальный язык, чтобы пойти навстречу этому законодательному изменению».
Теперь, по его словам, «эти опасения подтвердились», а значит, «нужно попросту призвать к жизни соглашение о Евразийском экономическом союзе, которое как международный документ имеет большую юридическую силу, нежели любой другой правовой акт, принятый Госдумой.
И сейчас, если мы не будем принимать этот пункт соглашения, Армения должна поднять вопрос выхода из ЕАЭС. Бессмысленно находиться в некоем союзе, где наш голос не слышим, где не учитываются наши интересы: Армения должна начать процесс выхода из ЕАЭС».
После чего обрушился с обвинениями на официальный Ереван: принятая поправка, по его мнению, «означает, что власти Армении настолько слабы, что позволили подобное. Власти Армении должны попросту совершить самосожжение, это — позорная ситуация».
А кое-кто идет еще дальше. Политолог Гагик Амбарян заявил в интервью «Лрагир»: «Думаю, власти Армении сами загнали себя в угол. Нам негде маневрировать, потому что все наши стратегические объекты, транспортные, энергетические, коммуникационные — принадлежат России. Мы доверили ей безопасность, даже оплачиваем коммунальные расходы российской базы в Гюмри и половину расходов российских пограничных войск в Армении. Хотя за свои военные базы в Сирии, Таджикистане, Казахстане, Кыргызстане русские вынуждены платить арендную плату. Мы предоставили Гюмрийской базе огромные площади, а солдаты базы стали сущей бедой для населения города».
После чего дал недвусмысленный совет: «Если ваш сосед слишком свободно ведет себя в вашем доме, то его нужно либо выдворить, либо указать на место». Как это соотносится с поведением самой Армении как государства, уточнять не стал, зато заявил: «Я думаю, нам нужно прежде всего заявить, что отныне расходы на базу в Гюмри русским придется нести самим. Кроме того, по примеру киргизского Манаса, Армении следует предоставить аэропорт, скажем, в Арзни, под небольшую базу НАТО».
В «ближнем кругу» Сержа Саргсяна забеспокоились: антироссийская «волна» начала набирать в Армении нешуточные масштабы. Не то чтобы президента Армении волновал престиж РФ — просто в результате могли быть сметены нынешние пророссийские, по убеждению многих, власти.
Сначала депутат от блока «Царукян» Вардан Бостанджян, комментируя заявление депутата от альянса «Выход» Эдмона Марукяна, посоветовал: «Есть много вопросов, мы не можем идти на резкие шаги. Повторюсь: подобные резкие и категорические подходы могут иметь плохие последствия для такой маленькой страны, как Армения. Мы очень нежной и гибкой дипломатией должны суметь не навредить себе в борьбе с большими монстрами». А о том, как конкретно Армения должна проявить эту самую «нежную гибкость», высказался уже Серж Саргсян собственной персоной еще в своем интервью передаче «Р-Эволюция».
По поводу призывов к прекращению сотрудничества с Россией или его сужению президент заявил, что «это крайне опасные слова, которые могут создать крайне сложную ситуацию».
После чего выдал неожиданно здравую оценку: «Когда вы говорите пересмотреть, с кем вы хотите улучшить отношения — с Турцией, или можно подумать в НАТО все так и ждут нас с распростертыми объятиями?» Ереванские «западники» в лице той же «Лрагир» поторопились обвинить президента в этаком политическом шулерстве: «Серж Саргсян любит подменять понятия, чтобы отвести внимание от главных вопросов.
В Армении не звучат призывы прекратить отношения с Россией, в Армении призывают строить отношения с Россией на основе суверенного равноправия. В Армении желают не портить отношений с Россией, а снизить градус зависимости. То есть речь идет не о противопоставлении России и НАТО, а о противопоставлении чрезмерной зависимости от России и суверенитета».
Но при этом не попытались даже вскользь коснуться темы, может ли позволить себе Армения говорить о своем суверенитете в условиях нынешней зависимости от России во всем, прежде всего в военно-силовых вопросах.
Тем более, что как раз в эти дни Совет Федерации РФ ратифицировал соглашение с Арменией о создании объединенной группировки войск. Так что Армении ничего не остается, кроме как проявить «нежную гибкость» и не перечить хозяину. Тем более, что выбора у нее нет уже давно.