За рубежом

«Дачный сезон» российской дипломатии

official-chinovnik-social-networkА.Шакур

Лето — традиционное время отпусков и пик «дачного сезона». Аналоги советских «дач» существуют во многих странах. Летние домики имеются в собтвенности многих семей в Норвегии, в знаменитом романе Теодора Драйзера «Американская трагедия» можно, кроме всего прочего, найти и описание дачного быта богатых семейств американского городка.

Вполне официально существуют и загородные дачи дипломатических представительств. Те самые, которые сегодня оказались в центре впечатляющего дипломатического скандала между Москвой и Вашингтоном. Как уже не раз указывалось в СМИ, началось все в предновогодние дни 2016 года, когда уже уходящая администрация ввела против РФ новый пакет санкций — в ответ на вмешательство в выборы.

В соответствии с подписанным Бараком Обамой документом, 35 сотрудников посольства РФ в Вашингтоне и генерального консульства в Сан-Франциско были объявлены персонами нон грата, также были закрыты две российские дипломатические дачи в штатах Нью-Йорк и Мэриленд, доступ к ним запрещен всему российскому персоналу. Россия, однако, ответных мер не приняла.

Многие эксперты не без оснований полагают: в Москве были уверены, что с приходом к власти уже победившего на выборах Дональда Трампа политика Вашингтона изменится. Тем более, что-то подобное вполне определенно обещал на переговорах с Кисляком Майкл Флинн, будущий советник Трампа по вопросам национальной безопасности, которому по штату было положено знать о планах будущей администрации. Но теперь ситуация изменилась. Флинн с позором покинул команду Трампа. Встречи с послом РФ в США Кисляком стали восприниматься как безусловный «компромат».

В ответ на Смоленской площади попытались отшутиться. МИД России 1 апреля, в так называемый День дурака, разместил в Facebook «автоответчик для российских дипмиссий».

На записи предлагаются услуги для иностранных политиков: если нужно заказать звонок российского дипломата политическому конкуренту, то предлагается нажать 1. Для использования российских хакеров — 2, а по вопросам вмешательства в выборы — 3. Но шутка вышла какой-то натянутой. Пауза затягивалась.

И вот несколько дней назад официальный представитель МИД РФ Мария Захарова заявила, что Россия готова значительно сократить число сотрудников посольства США в России, а также изъять у американской дипмиссии дачу и склад в качестве зеркальных мер, «если дело не сдвинется».

В СМИ публиковали «контуры» будущего ответа и намекали, что еще есть возможность этого избежать — переговоры заместителя главы МИД РФ Сергея Рябова с заместителем госсекретаря США по политическим делам Томасом Шэнноном. Первоначально в Москве демонстрировали оптимизм. Во всяком случае, заместитель министра иностранных дел России Сергей Рябков после встречи с заместителем госсекретаря США по политическим делам Томасом Шэнноном сказал журналистам, что Москва и Вашингтон близки к договоренности по дипломатической собственности РФ, арестованной ранее американской стороной.

На вопрос журналистов о том, удалось ли договориться о возвращении дипломатической собственности, Рябков ответил: «Почти, почти». Шэннон воздержался от комментариев. Впрочем, справедливости ради, предшествовавшие встрече комментарии Лаврова и Пескова к такому оптимизму не располагали.

По информации «Газеты.ру», министр иностранных дел России Сергей Лавров, комментируя заявление анонимного источника в Белом доме о необходимости обмена арестованной российской дипломатической собственности на «что-то взамен», в своем неповторимом стиле заявил: «Источник анонимный? Значит, понимают, что у них совесть не чиста. Что касается сути, то, если это так, то грабеж средь бела дня. Бандиты с большой дороги какие-то там, получается, комментируют эту ситуацию. Как это так: отобрать собственность, которая закреплена двусторонним межправительственным ратифицированным документом, а чтобы ее вернуть — действуют по принципу «Что мое — то мое, что твое — то поделим».

Правда, тут же выразил убеждение, что в администрации Вашингтона «все же есть здравомыслящие люди», понимающие, что решение об аресте собственности было принято администрацией бывшего президента США Обамы «в состоянии агонии». В свою очередь, пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков заявил, что российская дипсобственность должна быть возвращена «без каких-либо условий и разговоров», и напомнил, что российские власти не раз отмечали, что считают абсолютно неприемлемым какое-либо обусловливание возврата дипсобственности.

По словам Пескова, Владимир Путин «достаточно однозначно» поставил этот вопрос в ходе беседы с президентом США Дональдом Трампом. Правда, выразил надежду, что американские коллеги проявят «политическую мудрость и волю». Понятно, что в таких условиях «политическая мудрость и воля» уже напоминали бы капитуляцию, что для Вашингтона было по понятным причинам неприемлемо. В результате встреча закончилась без ощутимых результатов, а в Вашингтоне признали, что разговор был жестким.

Замглавы МИД России Сергей Рябков и замгоссекретаря США Томас Шеннон продолжают встречаться для обсуждения спорных вопросов в двусторонних отношениях, хотя и конкретных решений в ближайшее время в американской столице не ждут, заявила официальный представитель Госдепа Хизер Науэрт.

«Мы были рады, что он (Рябков. — «Газета.Ru») приехал к нам в Вашингтон, сел за стол с нами и обсудил раздражающие факторы в отношениях. Ничего не будет решено в ближайшее время, я не могу дать вам какое-то расписание, но эти переговоры будут продолжены», — цитирует Науэрт РИА «Новости». К тому же в Вашингтоне дают понять, что разговор был «обдуманным и жестким».

Возможно, свою роль сыграл тот факт, что пространства для маневра у новой администрации куда меньше, чем хотелось бы. В те же дни, когда Рябков вел беседу с Шенноном, в США полыхнул очередной «российский» скандал. Во время саммита «Большой двадцатки» в Гамбурге президенты России и США Владимир Путин и Дональд Трамп встречались дважды: кроме первых личных переговоров, которые широко освещались в прессе, была еще одна встреча, о которой ранее не сообщалось официально, рассказал агентству Reuters представитель Белого дома.

О том, что вторая, не освещавшаяся публично, неформальная встреча президентов на полях саммита G20 действительно имела место, рассказал и в интервью агентству Bloomberg руководитель международной исследовательско-консалтинговой фирмы Eurasia Group Иэн Бреммер.

По его словам, она продолжалась около часа. Как тут же пояснил пресс-секретарь Белого дома Шон Спайсер, Трамп и Путин еще раз поговорили во время ужина, который состоялся уже после их официальных переговоров. Разговор президентов продлился примерно час, кроме президентов, на нем присутствовал только переводчик Путина. Как рассказал источник газеты The Washington Post, примерно в середине застолья Трамп поднялся со своего места и занял свободное место рядом с Путиным.

Трамп поспешил отвергнуть сообщения СМИ. «Публикация фейковых новостей о секретной встрече с Путиным тошнотворна», — написал он в «Твиттере». Однако официальная позиция немного иная. Белый дом предлагает совершенно другую интерпретацию событий. Официальные лица сообщили на условиях анонимности: «Никакой «второй встречи» президента Трампа и президента Путина не было, была лишь краткая беседа в конце ужина».

Удалось ли таким образом администрации США погасить скандал, вопрос открытый. Если не риторический. Очередная тайная встреча, о содержании которой не рассказали публике, — в нынешних условиях сильнейший раздражитель. Путаные объяснения администрации — тем более. К тому же налицо и явные нарушения протокола. По словам Иэна Бреммера, президента политической консалтинговой корпорации Eurasia Group, о беседе Трампа и Путина ему сообщили другие участники официального ужина. Президенты двух стран беседовали в присутствии лишь переводчика Путина.

Другие участники ужина сидели неподалеку, но расстановка мест позволяла вести приватный разговор. То, что во время беседы не присутствовал американский переводчик, вызвало недоумение у лидеров других стран, отметил Бреммер, назвавший это «нарушением протокола национальной безопасности».

«Почти все участники ужина нашли это довольно странным, — заявил Бреммер New York Times. — Вот президент Соединенных Штатов, который явно хочет показать, что у него выстроились более благоприятные личные отношения с президентом Путиным, чем с любым из нас, или ему просто все равно. Они были в замешательстве, сбиты с толку и поражены».

Возможно, если бы такая встреча произошла с главой государства, с которым у США в разгаре «медовый месяц», скандала бы не было, но Путин для Трампа — собеседник с совершенно другим «знаком». На фоне разгорающегося политического скандала Белому дому точно не до масштабных «подвижек» на российском треке, так что Москву ждет еще немало разочарований.