За рубежом

Вашингтон — Пекин: сезон реверансов окончен?

us-chinaА.ШАКУР

Сейсмология — из тех научных дисциплин, названия которых у всех на слуху, прежде всего в связи с прогнозированием землетрясений, чего, по крайней мере, пока наука делать еще не научилась.

Впрочем, как отмечают ученые, они могут ответить на вопросы, где и с какой силой, но не могут точно сказать, когда именно произойдет следующее землетрясение.

И пока что сейсмостанции в самых разных уголках мира регистрируют подземные толчки и по записанной на ленте кривой определяют, какой силы было землетрясение, где находился его эпицентр и т.д. А иногда — увы, чаще, чем хотелось бы — «засекают» и волны от подземных ядерных испытаний.

Вот и теперь в Японском море к востоку от побережья Северной Кореи в среду произошло землетрясение магнитудой 6,0. Об этом сообщила Геологическая служба США (USGS).

Конечно, подозрения, что в Северной Корее провели очередное ядерное испытание, появились практически сразу же. Тем более что в последнее время Пхеньян открыто «играет на обострение», а на ядерном полигоне засекали подозрительную активность. Однако пресс-служба Пентагона заверила, что эти колебания не связаны с возможными ядерными испытаниями в КНДР.

Все данные свидетельствуют о том, что это были природные подземные толчки, а их эпицентр находился примерно в 200 километров от берега и залегал на глубине около 560 километров. Плюс ко всему, уверены специалисты, «спрятать» ядерные испытания за естественным толчком тоже непросто. У ядерного взрыва сейсмограмма слишком характерная. Другое дело, что это еще не повод объявлять отбой тревоги.

Тем более что «игра на обострение» продолжается: лидер КНДР Ким Чен Ын на днях наградил разработчиков межконтинентальной баллистической ракеты «Хвасон-14», вручив им высшие знаки отличия, а также памятные часы и сборники своих цитат, подобострастно передает Центральное телеграфное агентство Северной Кореи (ЦТАК).

По словам Ким Чен Ына, последние ракетные испытания стали «событием исторической важности», которое «кардинально изменило стратегическое положение Пхеньяна и политическое устройство мира». По словам северокорейского диктатора, «это событие подтвердило обоснованность курса партии на параллельное развитие экономики и укрепление ядерных сил», а специалисты в оборонной отрасли «добьются новых блестящих успехов под девизом «Сделай или умри!».

Одновременно в Пхеньяне выступили с серией новых угроз в адрес США. Как говорится в комментарии информационного агентства ЦТАК, опубликованном в центральной газете «Нодон синмун» (Rodong Sinmun), «судьба США станет трагичной с того самого момента, когда Вашингтон начнет на практике реализовать военный вариант нейтрализации КНДР».

Авторы комментария обратили внимание на «усиление воинственной риторики» в заявлениях представителей американской администрации, в том числе президента США Дональда Трампа и напомнили, что в ответ на ракетный пуск КНДР ВС Соединенных Штатов и Южной Кореи провели артиллерийские стрельбы и совместные тренировочные полеты с участием американских стратегических бомбардировщиков B-1B Lancer на полигоне в провинции Канвондо на юго-западе Южной Кореи.

И теперь в Пхеньяне заявляют, что в результате таких безрассудных действий «враждебная политика нынешней американской администрации достигла экстремального уровня». «Азартная игра Вашингтона с ядерным оружием может привести к тому, что континентальная часть США превратится в пепел», — предупреждает ЦТАК.

Мир, разумеется, не оставляет это все без ответа. Более того, в противостояние с КНДР включаются новые игроки. Так, к новым мерам давления на КНДР призвал Североатлантический совет — главный политический руководящий орган НАТО.

В «Североатлантический совет самым решительным образом осуждает беспрецедентный пуск КНДР межконтинентальной баллистической ракеты 4 июля, что является серьезной эскалацией, которая напрямую нарушает многие резолюции СБ ООН и ясно показывает растущую угрозу, которую КНДР создает для альянса, мира и безопасности, а также режиму нераспространения», — заявили в альянсе.

В НАТО поддержали «усилия, которые предпринимаются в ООН для наложения дополнительных санкций на КНДР» и призвали «все страны полностью выполнить существующие резолюции ООН и предпринять новые усилия, чтобы оказать решительное давление и убедить режим КНДР отказаться от нынешнего представляющего угрозу и дестабилизирующего курса».

Одновременно в США представлен законопроект, предполагающий введение новых санкций в отношении КНДР. Это, конечно, из разряда «ожидаемых сенсаций» — ранее американские власти открыто предупреждали, что в случае необходимости готовы применить силу для приостановки разработки ракетной программы Северной Кореи, но предпочтут ей глобальные дипломатические действия.

Теперь же сенатор-демократ Крис Ван Холлен и его коллега республиканец Патрик Туми представили законопроект, который предполагает введение санкций в отношении компаний, ведущих предпринимательскую деятельность с КНДР.

«Мы представляем поддерживаемый обеими партиями законопроект, направленный на закрепление исполнения режима международных санкций против Северной Кореи», — сказал Ван Холлен в Вашингтоне.

По его словам, законопроект «затронет посредников и координаторов путем введения обязательных санкций и штрафов в отношении банков, компаний и финансистов, ведущих бизнес с Северной Кореей».

Под ударом, уверены эксперты, окажутся прежде всего банки Китая, которые ведут активные операции с КНДР. Не то чтобы для Пекина такой поворот событий был абсолютно неожиданным. США не раз призывали КНР усилить давление на Северную Корею. Однако ранее постпред США при ООН Никки Хейли отмечала, что если Россия и Китай не поддержат введение новых санкций против КНДР, то Вашингтон пойдет «своим собственным путем».

Впрочем, эту новость многие эксперты расценили и как первый признак, что период реверансов между Китаем и США закончен. Претензии Пекина на роль сверхдержавы, его территориальная экспансия в Южно-Китайском море, активизация территориальных споров с соседями — все это по понятным причинам тревожит США и их союзников.

Плюс ко всему, Китай, сближаясь с Россией, уже «демонстрирует влияние» и в тех регионах мира, где его интересы ранее не особо проявлялись. Так, китайские военные отправились в восточноафриканскую страну Джибути, чтобы создать там свою первую зарубежную военную базу. Как передает агентство «Синьхуа», власти КНР отметили, что решение построить базу было принято «в общих интересах обеих стран».

База позволит Пекину «выполнять миссии по сопровождению и поддержанию мира, а также обеспечению гуманитарной помощью стран Африки и Западной Азии». В реальности же ее наличие усиливает позиции Китая в такой «стратегической» точке, как Африканский рог.

А чуть больше недели назад Newsweek отмечал: «Россия и Китай начали совместные военно-морские учения в Балтийском море, что стало самой значимой демонстрацией военного сотрудничества между этими крупными державами в регионе, который считается эпицентром соперничества между Москвой и западным военным альянсом НАТО».

Перед этим посол России в Китае Андрей Денисов признал, что эти совместные учения российских и китайских вооруженных сил являются уникальными в том смысле, что они проводятся в Балтийском регионе, но в то же время назвал тревоги Запада беспочвенными: «В этом есть определенная новизна, но я не слышал, чтобы кто-нибудь выражал серьезное беспокойство по поводу так называемой угрозы. Балтийские государства повторяют свои привычные заявления, но в то же время они принимают как должное тот факт, что НАТО размещает многочисленные войска на их территории», — цитировал его ТАСС.

«Те, кто боится, ждут, что их будут пугать», — добавил дипломат. Однако министр иностранных дел Литвы Линас Линкявичюс говорил журналистам, что сотрудничество Китая с Россией, которую он назвал страной, «своими действиями подающей плохой пример в области реальной жизни», может угрожать стабильности региона.

В ответ на это Министерство обороны России заявило, что подобные учения — это обычная практика и что они направлены на «укрепление российско-китайских отношений всеобъемлющего стратегического сотрудничества». Дополнительные учения намечены на середину июля, когда в странах Балтии проходят и масштабные натовские маневры. А это уже заставляет взглянуть на события под другим углом.

По сути дела, Китай, ранее заявлявший о своей особой роли и проводивший весьма прагматичную политику, теперь с куда большим жаром включается в весьма опасные политические игры Москвы, причем явно за пределами своей привычной сферы деятельности.

А это уже не просто объясняет, почему НАТО куда активнее включается в «разруливание» ситуации вокруг КНДР. Будем реалистами: в нынешней ситуации предопределен не только рост напряженности вокруг Пхеньяна, но и «повышение политической температуры» вокруг Китая.

Пока что трудно сказать, как далеко может зайти новое противостояние Запада и Китая и какую роль здесь может сыграть Россия.

Однако в чем не приходится сомневаться, так это в том, что кризис вокруг КНДР уже не получится рассматривать «в отрыве» от других мировых процессов, включая и размещение ОТРК «Искандер» в Калининградской области РФ.