А.ШАКУР
Американский политический жаргон сегодня знают далеко за пределами США. В числе таких выражений, понятных не только политологам-«американистам», без сомнения, и «хромая утка» — так в США иронично именуют президентов, которые уже просто дорабатывают последние недели своего срока, когда избран их преемник, администрация готовится передать дела, и пакует чемоданы, а вся команда в целом и ее члены в отдельности стараются избегать резких телодвижений.
Билл Клинтон, готовясь передать дела Бушу-младшему, даже выпустил юмористический фильм, как он проводит пресс-конференцию перед залом, где сидит только один журналист, сам моет свой лимузин и готовит бутерброды супруге, отправляющейся на работу в Сенат. Трамп только начал отсчет своего президентского срока. И «хромой уткой» его не называют. Однако растущая угроза импичмента действующего главы Белого дома — непреложный факт.
Во всяком случае, демократическая фракция в Сенате как минимум переходит от слов к делу. Представители демократов Брэд Шерман и Эл Григ внесли на рассмотрение палаты представителей Конгресса США вопрос об импичменте Дональда Трампа.
Как изложил в своем заявлении Шерман, «мы начинаем предпринимать усилия с целью подтолкнуть юридический комитет палаты представителей провести слушания по вопросу о воспрепятствовании правосудии и российскому вмешательству в наши выборы».
«Недавние разоблачения Дональда Трампа-младшего свидетельствуют о том, что избирательный штаб Трампа был готов принять помощь со стороны России», — уверен он. Кроме того, как убежден конгрессмен, разговор Трампа с бывшим директором ФБР Джеймсом Коми и последующее увольнение последнего свидетельствуют о «воспрепятствовании правосудию».
После чего Шерман резюмировал: «Я вношу акт об импичменте для того, чтобы начать долгий процесс с целью защиты нашей страны от злоупотребления полномочиями, воспрепятствования правосудию, а также от импульсивной и невежественной некомпетентности». Пресс-секретарь Белого дома Сара Сандерс заявила, что импичмент — это «совершенно смехотворно и является политической игрой в худшем смысле».
Однако, по мнению большинства экспертов, скандал вокруг готовности избирательного штаба Трампа принять помощь от РФ действительно может оказаться «бомбой». «Всего одна двадцатиминутная встреча в «Трамп-тауэр» в Нью Йорке снова поставила администрацию американского президента под удар. Эта встреча произошла 9 июня прошлого года.
На ней сын на тот момент будущего президента США, его зять и глава избирательного штаба встречались с российским адвокатом, которая, как считалось, должна была предоставить им компрометирующую информацию о Хиллари Клинтон» — констатирует Би-Би-Си.
Как утверждают британские журналисты, ссылаясь на материалы уже американских СМИ, в том числе The New York Times, Дональд Трамп-младший, старший сын Дональда Трампа от первого брака, ныне — исполнительный вице-президент Trump Organization, получил письмо по электронной почте от британского музыкального PR-менеджера Роба Голдстоуна, в котором говорилось о некоем компромате на Хиллари Клинтон.
Причем в одном из писем Голдстоуна говорится, что обещанная информация — «явно деликатная, очень высокого уровня» и поступает в рамках кампании российских властей по поддержке Трампа и исходит от некоего «королевского прокурора», на что Трамп-младший отвечает: «Если это то, что я думаю, мне это нравится» (переписку позже опубликовал сам Трамп-младший). Голдстоун был знаком с Агаларовыми, Весельницкая тоже знала кого-то из его друзей. Через них она и попросила Эмина организовать встречу с штабом Трампа — рассказав, если верить переписке Голдстоуна с Трампом-младшим, что у нее есть какой-то компромат на штаб Клинтон.
Речь шла о нарушениях с финансированием предвыборной кампании бывшего госсекретаря: Весельницкая обнаружила какую-то фирму, которая не платила налоги ни в России, ни в США, при этом жертвовала деньги Клинтон. Эта история заинтересовала Трампа-младшего, и он встретился с Весельницкой. Также на присутствовали зять Трампа Джаред Кушнер, глава его избирательного штаба Пол Манафорт и российский адвокат Наталия Весельницкая.
Теперь члены команды Трампа и сама Весельницкая утверждают,что никаких вопросов, связанных с предвыборной кампанией, не обсуждалось. Говорили о «законе Магницкого», по которому закрыт въезд в США многим российским чиновникам, виновным в нарушениях прав человека и гибели в российской тюрьме того самого Магницкого, именем которого назван закон. В ответ Россия запретила усыновление американцами российских сирот.
Пол Манафорт утверждает, что он вообще не был в курсе, с кем и зачем ему предстоит говорить, и был тогда еще новичком в команде Трампа. Но вот покинул он избирательный штаб в августе из-за подозрений в связях с Россией и бывшим президентом Украины Виктором Януковичем. Арас Агаларов тоже все отрицает. «Я думаю, это какие-то выдумки. Это я не знаю, кто выдумывает. При чем тут Хиллари Клинтон? Я не знаю. Я и Роба Голдстоуна толком не знаю. Он работал с Эмином, работал какой-то период», — говорил он в интервью радиостанции BFM.
Бизнес-связи семьи Агаларовых с Трампом — тоже факт общеизвестный. Только вот не надо быть юристом и политологом в одном лице, чтобы понять простую вещь: Агаларовы, с одной стороны, и члены семьи Трампа, с другой, находятся здесь в далеко не равных позициях. Прежде всего, Агаларовы — российские предприниматели и граждане РФ.
Они при любом раскладе защищали интересы своей страны, в чем нет ничего постыдного. Не говоря о том, что даже инициатива исходила не от них, а от Трампа и его семьи. А вот Трамп, готовый получить компромат на соперника от другого государства — дело другое. Теоретически президент США может, конечно, утверждать, что он был вообще глубоко не в курсе.
Но, во-первых, на встрече присутствовали слишком близкие ему люди. А во-вторых, и «в-главных», скандалов made in Russia вокруг Трампа оказывается слишком много. Напомним: еще на стадии избирательной кампании он был вынужден расстаться с Полом Манафортом. Проработав на посту всего 24 дня, ушел в отставку его советник по национальной безопасности Майкл Флинн.
Теперь на повестке дня — уже не разговоры с Кисляком, а встреча с Весельницкой, и тут последствия могут быть куда драматичнее. РИА «Новости» в своем комментарии невесело констатирует: «Сейчас мнимый «российский след» наносит Трампу такой вред и создает такой резонанс в американском обществе, которого не было во времена «Уотергейтского дела» и даже эпохи антивоенных манифестаций против войны во Вьетнаме.
Еще один аспект: в американской политике уже не действует принцип презумпции невиновности. «Российский след» стал аксиомой. То есть в этой системе догматов ничего уже опровергнуть невозможно». Признаки нервозности проявляются и в поведении самого Трампа.
Так, в интервью телеканалу CBN он рассказал о своих впечатлениях от встречи с Владимиром Путиным, где уверял, что «поладил» с российским президентом: «У нас был длительный разговор. Все, конечно, удивились, как долго мы общались, но это хорошо, а не плохо. Я думаю, что мы неплохо поладили. Кто-то скажет: «Нет, им не следовало ладить». Но кто эти люди? Россия и США — две чрезвычайно мощные ядерные державы. И не имеет смысла не иметь каких-то отношений».
А затем предположил, что России вообще-то не была выгодна его победа на выборах. По его мнению, Путину была бы выгоднее Хиллари Клинтон на посту президента, поскольку сам он усиливает американские вооруженные силы и работает над экспортом американских энергоресурсов, против чего выступает Россия.
«Ему бы больше понравилась Хиллари, которая хотела везде построить ветряные мельницы. А это бы позволило Путину поднять цены на энергоресурсы», — предположил Трамп.
Комментарий Кремля озвучил пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков. По его словам, Россия заинтересована в том, чтобы «политики, которые возглавляют страны, имели позитивный подход к будущему двусторонних отношений». «Но также напомню слова Путина, что Россия не вмешивалась, не вмешивается и не собирается вмешиваться в чьи- то внутренние дела, а руководство страны выбирают не за счет чьего-то влияния, а народ страны», — сказал Песков.
Но поверить в это на фоне разгорающегося в США скандала все труднее. Как и оценить шансы Трампа удержаться на своем посту. Тем более что не исключено, что «дело Весельницкой» — это не последнее такого рода разоблачение.