НУРАНИ
Выражение «географическая проекция» дети узнают еще в школе, причем далеко не в старших ее классах. Земля, терпеливо объясняют педагоги, круглая, поэтому перенести очертания материков, океанов, морей, государственные границы отдельных стран на плоскую бумагу без искажений не получается — по крайней мере пока. Поэтому приходится выбирать лучший вариант из возможных.
А теперь социальные сети пестрят репродукциями школьных географических карт в разных странах мира: в России, Китае и странах Европы в центре Евразия, в США — естественно, Северная Америка, Австралия и Южная Африка вообще рассматривают Землю с Южного, а не Северного, полюса…
В Армении, вопреки популярному анекдоту о «глобусе Армении», не создали картографической проекции, где бы центром мироздания оказывалась уже эта «маленькая, но гордая многострадальная христианская страна».
Произошло другое: «глобус Армении» настолько укоренился в сознании местного «бомонда», что здесь и в самом деле уверены, что именно на ее территории находится «пуп земли», «центр мироздания» и т.д., а все остальные страны мира строят свою политику в регионе исключительно исходя из того, как бы получше защитить интересы «древнего и цивилизованного армянского народа».
Только вот теперь, похоже, армянских политиков, прежде всего из местного «прозападного лагеря», постигло сильнейшее разочарование: мир, оказывается, устроен совсем не так, как казалось на митингах времен начала притязаний на Карабах. Во всяком случае, на страницах ереванской «Лрагир» небезызвестный Игорь Мурадян, в конце восьмидесятых — один из активистов армянского сепаратизма в Карабахе, а ныне — «оппозиционер- прозападник» правящему «карабахскому клану», разразился пространным опусом, посвященным интересам США в регионе.
Где, порассуждав о противостоянии США и России, активности армянского лобби, связях администрации Джорджа Буша-младшего с нефтяными концернами, внезапно проговорился: «Нефтяная политика США предопределила многие реалии в политике США. Времена изменились, но не изменись приоритеты. В отдельных регионах нефть перестала иметь важнейшее значение, но в целом политика нефти осталась довольно решающей. С приходом Д.Трампа нефтяные факторы вернулись на мировую арену с еще большим значением. Отношения США и европейских государств со странами Южного Кавказа не носят приоритетного и даже важного значения. Невозможно рассматривать политику США и ведущих европейских государств в Южном Кавказе в отрыве от нефтяных и коммуникационных проектов».
В переводе: в Армении вдруг осознали, что для Вашингтона «нефтяные интересы» вообще-то куда важнее, чем реверансы в сторону «армянского лобби». И оказались этим несказанно удивлены. И вот это удивление куда «информативнее», чем сам пассаж господина Мурадяна, представшего в амплуа «капитана Очевидность». И как минимум требует объяснения.
Вряд ли, конечно, в Армении впервые услышали о том, какую роль в современной мировой экономике играет нефть — зарабатывать на чужом «черном золоте» господин Гюльбенкян начал еще вскоре после первой мировой войны. Да и бейрутские финансисты с заканчивающимися на «-ян» фамилиями неплохо «наварились» уже на нефти стран Персидского залива. Можно, конечно, предположить, что все дело в личности.
Скажем, господин Мурадян в те годы, когда советские журналисты-международники оттачивали перья, рассказывая о борьбе американских нефтяных гигантов за контроль над месторождениями в странах «третьего мира», читал совсем другую периодику — ереванский «Коммунист» на русском языке, например. Или вообще считал, что газеты — это не для такого уникального интеллектуала, как он, а тратить время стоит разве что на чтение «Очага» Зорика Балаяна.
Тоже вряд ли: даже если сам не читал ничего про нефть, то коллеги по цеху просветили бы. Да и продолжается «третий нефтяной бум» в Баку уже больше двадцати лет. Но тогда…что же так потрясло ереванский истеблишмент? Нет, конечно, в Армении читали и слышали, что Баку, вопреки прогнозам, успешно реализует подписанный еще в 1994 году «Контракт века» и даже осуществил такой суперпроект, как строительство трубопровода Баку-Тбилиси-Джейхан.
На фоне этого успеха куда более высокий уровень политического внимания обеспечен азербайджанским «газовым» проектам. Все это вместе с инвестициями и рычагами влияния проходит мимо Армении. Другое дело, что в Армении не сомневались: стоит только чуть-чуть «поднажать», апеллировать к «гражданскому сообществу», обвинить Азербайджан в нарушении «прав человека» — и ситуация в регионе коренным образом изменится в пользу Еревана.
К тому же в глубине души ереванские «западники» были уверены, что американская политическая элита серьезно озабочена тем, чтобы «перекупить» Армению у России. А значит, во-первых, постарается привести к власти «своих людей», а во-вторых, ради того, чтобы «многострадальная Армения» стала союзником США, Вашингтон обязательно… и вот тут уже фантазия, продиктованная синдромом «глобуса Армении», не знала границ. Тут тебе и «признание геноцида», и возвращение к Севрскому договору, и признание «независимости Карабаха», и, конечно же, коренной пересмотр нефтяной стратегии.
Нет, в Ереване уже понимали, что закрывать контракты на Западе не станут. Но вот «перераспределить» прибыль от нефти в пользу «древнего многострадального армянского народа», чего истерично требовал Серж Саргсян аж с трибуны Совета Европы, а еще лучше — отряхнуть пыль с коммерческих документов господ Мирзабекянца и Манташева, на основании чего вообще предоставить солидный «кусок пирога»…ну, скажем, «организациям, защищающим права армянских беженцев из Азербайджана» — весь этот бред казался ереванским стратегам вполне реальным. И вдруг — облом.
Несколькими днями ранее в Стамбуле завершился Всемирный нефтяной конгресс. В его работе приняла участие и делегация Азербайджана во главе с Президентом Ильхамом Алиевым. В Армении СМИ об этой встрече не сообщили. Но в XXI веке, с изобретением Интернета, не заметить события было уже невозможно.
А выводы из того, что происходило в Стамбуле, следуют для Армении самые что ни на есть неприятные. Глава Азербайджанской Республики говорил с трибуны о роли Азербайджана и реализуемого нашей страной проекта «Южного газового коридора» в обеспечении энергетической безопасности Европы.
Здесь же, на полях саммита, состоялась встреча Президента Ильхама Алиева с госсекретарем США Рексом Тиллерсоном. И глава американской дипломатии вместо того, чтобы надеть майку с лозунгом «свободу политзаключенным» или поинтересоваться, как их там, «разрушенными хачкарами» в Джульфе, обсуждал с Президентом Азербайджана последнюю армянскую провокацию в Карабахе и, конечно же, все тот же «Южный газовый коридор».
Баку стал ключевым участником важного американского суперпроекта по снижению зависимости Европы от поставок нефти и газа из РФ.
Что уже подразумевает не только доходы, но и гарантии политической безопасности, так что планы «ударить по нефтяному кластеру ракетами «Искандер» лучше отложить. Так что масштаб постигшей Армению «нефтяной катастрофы» здесь действительно начинают осознавать только сейчас.