НУРАНИ
В те годы, когда добраться до США удавалось лишь немногим советским гражданам, а книги журналистов-международников о жизни «там» зачитывались буквально до дыр (куда там местным блогерам-путешественникам!), такие вот, если угодно, профессиональные путешественники заметили: в Америке очень любят все, что связано с историей и стариной, в том числе антикварные магазины.
Есть здесь и свои «рекламные находки». О том, что машина приближается к такому «антику», загодя придорожная реклама: «Через два километра — «антик»!» «Через километр — «антик»!». Наконец, появляется и сам «антик», обвешанный рекламой по самое никуда. И уже потом, после двух минут пути — прямо-таки рекламный вопль отчаяния: «Как?! Вы проехали «антик»?!»
Со встречей Владимира Путина и Дональда Трампа на саммите «двадцатки» в Гамбурге происходило примерно то же самое. Ее анонсировали и комментировали еще с ноября 2016 года, когда Дональд Трамп одержал свою сенсационную победу на выборах. Госдепартамент и МИД РФ до последнего держали интригу: будет ли встреча «на ногах» или лидеры проведут полноценные переговоры?
Предстоящее событие комментировали в режиме он-лайн, благо, оно пришлось как раз на прайм-тайм. В социальных сетях язвили: может, вечером будет салют по поводу встречи? А потом, когда «горячий информационный интерес» схлынул, последовали малоприятные вопросы экспертов: а до чего, собственно, договорились два лидера? Владимир Путин на своей пресс-конференции в Гамбурге по мере сил демонстрировал оптимизм.
Заметил, что «Трамп телевизионный очень сильно отличается от реального. Он быстро достаточно анализирует, быстро отвечает на поставленные вопросы».
Уверенно заявил, что шанс на восстановление отношений между США и Россией есть: «Если мы будем строить отношения (между США и Россией) так, как вчера проходили переговоры, мы сможем восстановить хотя бы частично тот уровень взаимодействия, который нам нужен», — обозначил надежду Путин.
Отвечая на вопрос, удастся ли вывести из кризиса отношения между США и Россией, Путин сказал: «Я очень на это надеюсь, и мне кажется, что определенные предпосылки для этого созданы». Признал даже, что что Трамп в ходе встречи ставил много вопросов о вмешательстве в выборы. «Это был не один вопрос, он уделил ему много внимания», — сказал Путин.
«Наша позиция хорошо известна, я ее воспроизвел: нет никаких оснований считать, что Россия вмешивалась в выборный процесс в Соединенных Штатах», — подчеркнул российский лидер. Отвечая же на уточнение журналистов, как Трамп отреагировал на доводы о невмешательстве России в выборы в США, Путин ответил: «Мне кажется, что он принял это к сведению и согласился, но на самом деле как он к этому отнесся — спросите у него». «Что важно — мы договорились о том, что ситуации неопределенности в будущем не должно быть в этих сферах. Мы договорились о том, что мы создадим рабочую группу и будем вместе работать над тем, чтобы понять, как совместно обеспечить соблюдение норм в этой сфере», — добавил Путин.
Упомянул он и о договоренностях о создании «зоны деэскалации» на юге Сирии. «Московский комсомолец», комментируя итоги переговоров в Гамбурге, вынес в заголовок неофициальный лозунг времен горбачевской «перестройки» и «медового месяца» в отношениях Москвы и Вашингтона: «Мир, дружба, жвачка».
Правда, при детальном анализе ситуация заставляет вспомнить совсем другое произведение советского фольклора. 11-12 октября 1986 года в столице Исландии Рейкьявике состоялись переговоры между Михаилом Горбачевым, тогда еще не президентом СССР, а генсеком ЦК КПСС, и президентом США Рональдом Рейганом. Как теперь считают политологи, эти переговоры позволили продвинуть диалог и позволили в дальнейшем прийти к подписанию Договора об ограничении ядерных вооружений.
Однако факт остается фактом: в Рейкьявике не был подписан ни один подготовленный для встречи документ. В те же годы в СССР впервые появился сурдоперевод новостей, и прежде всего программы «Время». После чего советские острословы тут же откликнулись: «Как выглядит сурдоперевод слова «Рейкьявик»?» Ответом были две обращенные друг другу «комбинации из трех пальцев». Вот и результаты встречи Путина и Трампа оказываются весьма скромными.
Как отмечают многие российские независимые и оппозиционные эксперты, судя по всему, по возвращению России изъятой в США дипломатической собственности договориться не удалось. Украину на своей пресс-конференции Путин не затронул вообще. Перспективу снятия санкций с РФ — тем более. Путин, конечно, может записать себе в «относительный плюс» договоренности по Сирии, к тому же, сам он говорил об успешных переговорах в вопросе кибербезопасности.
Но… Прежде всего, эксперты, включая, к примеру, бывшего члена правительства Егора Гайдара, а ныне оппозиционера Альфреда Коха, напоминают: еще не известно, что насчет достигнутых договоренностей думают ИГИЛ, антиасадовская оппозиция, сам Асад и Иран. Тем более что в истории сирийской войны уже было предостаточно вроде бы многообещающих договоренностей, которые, увы и ах, «в поле» заканчивались ничем. Более того, по-прежнему есть разногласия относительно судьбы Башара Асада.
Тем более что госсекретарь США Рекс Тиллерсон вновь напомнил, что политического будущего у нынешнего сирийского диктатора, по его мнению, нет. Путин, которому приходилось отвечать в Гамбурге не только на «процеженные» вопросы, вынужден был комментировать: «Господин Тиллерсон — уважаемый человек и российский орденоносец, у него орден Дружбы, мы его уважаем и любим, — с натянутой улыбкой заявил Путин, — Но он все-таки не сирийский гражданин, а будущее Сирии и будущее президента Асада как политического деятеля должен определять сирийский народ».
Не все гладко и в вопросе «кибербезопасности». Во-первых, разговор был куда жестче, чем это «интерпретировал» Путин. Трамп в своем микроблоге в Twitter написал: «Я дважды решительно спрашивал президента Путина о российском вмешательстве в наши выборы. Он это категорически отверг».
Теперь же руководитель аппарата сотрудников Белого дома Райнс Прибас заявил в эфире телекомпании Fox News: «Президент Трамп абсолютно не поверил опровержению президента Путина». По его словам, американский лидер на встрече с главой российского государства на состоявшемся саммите G20 в Гамбурге «немедленно поднял» вопрос о вмешательстве РФ в предвыборные процессы в США. К тому же, как особо подчеркнул Прибас, этот вопрос «не был пятиминутной частью разговора, этому была посвящена продолжительная часть встречи» двух лидеров.
Лишь после того как стороны подробно обсудили указанную тему, они перешли к другим вопросам, отметил Прибас. В истории мировой дипломатии найдется немало прецедентов, когда бы главу другого государства открыто обвинили во лжи. Тем более такого не делается, если есть надежда на улучшение взаимоотношений. Зубоскальство в том же Фейсбуке по поводу «отфотошопленной» фотографии, где вместо пустого кресла в окружении мировых лидеров появился Путин, а на пиджаке Меркель из ниоткуда возникла даже георгиевская ленточка — это даже не неприятности на фоне большого дипломатического провала.
Только вот провал Путина еще не означает, что встречу с президентом РФ и ее итоги Трамп может записать себе в актив. Российский «трек» остается для нынешнего хозяина Белого дома самым опасным направлением, и комментарии по поводу встречи Трампа и Путина это еще раз подтвердили. Так, сенатор-республиканец Линдси Грэм в интервью телеканалу NBC News заявил: «Президент Трамп выступил с действительно хорошей речью в Польше, но у него, по моему мнению, была катастрофическая встреча с президентом Путиным. 2 часа и 15 минут встречи. Тиллерсон и Трамп готовы простить и забыть, когда речь идет о кибератаках на американские выборы в 2016 году». По его словам, Россия для Трампа — «слепое пятно», что дает Путину возможность «делать то, что он делает».
«Он единственный, кого я знаю, сомневается в том, что сделала Россия в 2016 году», — подчеркнул сенатор. Жесткие вопросы журналистов прямо на лужайке Белого дома тоже говорят о многом. Плюс ко всему тема российского вмешательства в выборы для Трампа вообще крайне невыгодная. Если бы РФ вмешивалась на стороне его противников, то акценты были бы расставлены совершенно иначе. А теперь расследование вмешательства РФ может поставить под угрозу честность победы самого Трампа.
Во всяком случае, как пишет The Guardian, «распространение сделанных в России фальшивых новостей, направленных на дискредитацию Хиллари Клинтон в социальных сетях, — важная линия нескольких расследований возможного сговора между штабом Трампа и Москвой». По сведениям газеты, «следователи выясняют, скоординировали ли с Москвой сторонники Трампа и крайне правые веб-сайты выпуск фальшивых новостей, в том числе историй, обвиняющих Клинтон в убийстве и педофилии, и платили ли они за продвижение этих историй на Facebook».
Во всяком случае, «главу «цифрового штаба» Трампа Брэда Парскейла вызвали на заседание комитета по разведке Палаты представителей, расследующего вмешательство Москвы в выборы 2017 года».
«Ведется широкомасштабное расследование необычно большого количества контактов между соратниками Трампа и российскими чиновниками во время кампании, а также возможности того, что у Кремля есть рычаги личного или финансового давления на членов штаба Трампа, в том числе самого президента, согласно его репликам в Twitter», — говорится в статье.
Прекратить это все более опасное для себя расследование президент не может тем более. И уж тем более ему в ближайшее время будет не до резких телодвижений на российском «треке». А это значит, что встреча Путина и Трампа в Гамбурге может закончиться «обоюдным проигрышем».