НУРАНИ
Война, в особенности агрессивная — это, как известно, еще и надежный, хотя и циничный, способ отвлечь внимание общественности от социальных и экономических проблем.
В полной мере это касается сегодняшней Армении, власти которой, столкнувшись с экономическими неурядицами, вновь ведут на линии фронта «игру на обострение» и не останавливаются перед совершением военных преступлений — так, напомним, квалифицировал убийство двухлетней Девочки и ее бабушки в ходе обстрела села Алханлы Физулинского района Президент Азербайджана Ильхам Алиев.
Но «отвлекающий маневр», судя по всему, не удался. И не только потому, что за военные преступления Армении придется заплатить очень дорогую цену. Свою роль играет и другое обстоятельство: экономические проблемы Армении дошли уже до той черты, когда от них не удается отвлечь аудиторию даже теоретически.
Бедность в стране доходит почти до 30%, и эксперты предупреждают: в реальности цифры могут быть еще выше. В ходе обсуждения отчета правительства Армении о выполнении госбюджета за 2016 год депутат от блока «Выход» Эдмон Марукян заявил, что эти отчеты не должны проходить по сценарию «проговорили цифры — пожали руки — разошлись».
В них должны быть сведения о том, решаются ли вопросы, важнейшие для государства и общества. А потом принялся «забивать гвозди»: «К сожалению, на все вопросы такого рода приходится ответить «нет». Повысились ли доходы людей? Нет. Могут ли фермеры расплачиваться с кредитами? Нет. Остаются ли люди в стране? Нет. Благоустроены ли областные города? Гюмри, Ванадзор, Раздан, Капан? Нет. Как были в запустении, так и остались. Стал ли эффективнее наш госаппарат? Нет. Вы повели Армению в Евразийский союз. Стали ли наши граждане там более защищенными, чем раньше? Нет. А вот остались ли у чиновников машины за 200 тысяч долларов? Вот это единственный вопрос, на который смело можно ответить «да».
Со своей стороны, правительство Армении решило подкинуть своим гражданам немного «больших надежд». На сей раз на роль «дежурного по оптимизму» был выбран председатель Центробанка Армении Артур Джавадян. Сначала он уверенно заявил журналистам, что считает вполне реалистичной программу Сержа Саргсяна и РПА по обеспечению ежегодного 5-процентного экономического роста до 2040 года. Правда , в прошлом году Армения «выжала» всего 0,2%, но Артур Джавадян напомнил, что в 2014 году имел место резкий спад объемов частных трансфертов, сократилась добывающая сфера из- за падения цен на медь и молибден. И в этой ситуации 0,2% — это благо.
«Нужно быть чуть амбициознее, и тогда все будет возможно. 5% — это не мало и не много, для многих стран это серьезный показатель», — пообещал он.
На вопрос, будет ли на фоне такого прироста расти благосостояние населения, Джавадян ответил, что для этого создаются предпосылки. Если доходы людей увеличатся, то и уровень жизни вырастет, сыграл господин Джавадян в «капитана Очевидность». Затем продолжил: «25 лет — не так много, чтобы определиться с политикой. Мы всегда проводили мудрую, выверенную политику, благодаря которой Армения оказалась…», — и запнулся.
Журналисты тут же продолжили: «Оказалась в положении с высоким уровнем нищеты». Джавадян не сдавался: «Это ваше мнение. Сравните Армению с другими странами СНГ, и вы увидите разницу в финансовом состоянии». Когда же ему напомнили о миграции, глава Центробанка ответил: «Да, люди уезжают отовсюду, в более обеспеченные места. Из Польши или Франции тоже уезжают в США». А затем наступил апофеоз.
«С золотыми резервами у нас все хорошо», — заявил Артур Джавадян журналистам. На вопрос, есть ли у страны золотые резервы, он ответил: «Нет, нам не нужны золотые резервы, хотя скоро у нас будут серьезные резервы». Однако добавил, что, мол, ведутся переговоры с серьезными международными компаниями по поводу строительства в Армении завода по аффинажу золота.
«Скоро у нас будут более серьезные резервы, чем до 2004 года. Тогда у нас было 1,6 т золота, это было не так много, и на тот момент правильнее было его продать и направить деньги в бюджет. Скоро у нас будет гораздо больше золота, завод будет производить до 10 т. золота в год», — пообещал министр.
Здесь бы, конечно, поинтересоваться у господина главного банкира: понял ли он сам, что сказал? Если золото Армении, как уверяет глава ее Центробанка, не нужно, то… зачем он в следующем предложении обещает создать его запас аж в 10 тонн? И самое главное, как может быть «все хорошо» с золотыми резервами уже сейчас, если этих самых резервов у страны просто нет?
Об этом в Ереване, по понятным причинам, не любят вспоминать, но еще в 2004 году Центральный банк Армении продал золотой запас страны. Об этом вполне официально сообщил журналистам не кто иной, как тогдашний глава ЦБ Армении Тигран Саркисян.
Как пояснял тогдашний главный банкир, золотой запас Армении, достигавший 1,4 тонны, был продан, когда цена золота достигла 400 долларов. В результате прибыль, по его версии, составила около $5,5 млн.
«Золото рассматривается как способ накопления богатств. В то же время золото обеспечивает самую низкую прибыль», — пытался скрыть катастрофу за ъоколоэкномическими рассуждениями Тигран Саркисян. Потом оказалось, что представленная Саркисяном бухгалтерия, как бы это помягче выразиться, не совсем соответствовала действительности. Банковское золото «ушло» не по респектабельные 400, а всего по 200 «зеленых» за унцию, и куда утекливырученные деньги, так и осталось тайной.
Это, впрочем, не помешало Тиграну Саркисяну занять пост премьер- министра Армении, стать ее послом в США, потом возглавить одну из структур ЕАЭС. А вот золота в армянских банковских сейфах так и не прибавилось.
И когда два года назад, в июле 2015 года, тогдашний замглавы Центробанка Армении Нерсес Ерицян признал, что золотые резервы Армении равны нулю, и Армения не единственная страна, где наблюдается подобная ситуация, популярный ереванский сайт Armenian Report прокомментировал это без большого оптимизма: «Армения — страна-банкрот. Такой неутешительный вывод следует из сделанного в парламенте заявления зампреда Центробанка Армении Нерсеса Ерицяна».
По мнению экспертов сайта, «целью золотого резерва является обеспечение национальной валюты эквивалентной стоимостью, выраженной в золоте. В настоящее время золотой резерв является частью золотовалютного резерва, выполняя роль антикризисного резерва и стабилизации/корректировки курса национальной валюты».
Напоминают эксперты и о другом: «…Так как золото можно в любой момент использовать как средство оплаты, большие запасы золота означают большую экономическую независимость. А поскольку золотые резервы страны равны нулю, то это означает, что Армения не способна осуществлять финансовую политику государства и не сможет удовлетворить экстренных потребностей страны при чрезвычайных ситуациях, поскольку сделать это будет просто нечем. То есть, в случае каких-то кризисных событий, наш драм, который и так является не более, чем фантиком, брать никто не будет, а будут просить для оплаты товаров и услуг что-то более реальное, а реальным является только золото. Которого в Центробанке Армении нет».
На этом фоне можно, конечно, поверить, что власти Армении, наконец, осознали важность золотых запасов и решили их пополнить.Только вот здесь уже нелишне посоветовать уважаемому главе Центробанка Армении, как бы это помягче выразиться, не выдавать желаемое за действительное.
Если переговоры с некими неназванными международными компаниями еще только ведутся, и Армения рассчитывает на их успех, это еще не повод говорить о 10 тоннах золота как о свершившемся факте. Тем более что потенциальные инвесторы в армянскую горнорудную промышленность не то чтобы расталкивают друг друга локтями.
Здесь нужно пояснение. В Армении есть месторождения золота, представляющие коммерческий интерес. Но ее власти сегодня продолжают грабеж азербайджанских оккупированных земель вообще и расположоеного в Кельбаджарском районе Зодского золотого месторождения в частности.
Что уже ставит любого серьезного инвестора перед непростым выбором: или жить под дамокловым мечом судебных исков за грабеж чужиех оккупированных земель, которые неминуемо приведут к материальным и, что еще более важно, репутационным потерям, или требовать от армянской стороны надежно разграничить «легальное» и «нелегальное» золото и закрыть доступ ворованной руде на строящееся предприятие.
Но даже если коммерческая активность будет ограничиваться международно признанной территорией Армении, это тоже еще ничего не гарантирует — с учетом «особенностей национальной коммерции», где присутствует и чудовищная коррупция, и готовность к вооруженному рейдерству, и многое другое. Так что «золотые миражи» Еревана, по всей видимости, так и останутся миражами.