А.ШАКУР
При анализе политических процессов порой велик соблазн если и не выдать желаемое за действительное, то, во всяком случае, «переоценить тренды» и представить в виде свершившегося факта то, что является не более чем возможностью. Именно это наблюдается сегодня в отношении Ирана.
После «ядерной сделки», заключенной еще во времена Барака Обамы, представители мирового экспертного сообщества наперебой выступали с заявлениями, что если не сегодня, то завтра Иран превратится в союзника США. После победы Дональда Трампа, критиковавшего эту «ядерную сделку», предрекали возвращение ситуации к худшим временам президентства Махмуда Ахмадинежада.
Пока что не произошло ни того, ни другого. Тем не менее, рост военной напряженности вокруг Ирана очевиден, и это весьма отчетливо проявляется и в акватории Каспийского моря. Накануне военно-морские силы Ирана провели на Каспийском море крупномасштабные маневры под кодовым названием «Устойчивая безопасность и морская мощь-96».
Как уточняет агентство Mehr, в продолжавшихся 5 дней учениях приняли участие флагман иранской каспийской флотилии эсминец «Демавенд», ракетные корабли серии «Пейкан», сторожевые катера класса «Гаем» с артиллерийскими установками, а также быстроходные патрульные катера. Кроме того, в маневрах также были задействованы разведывательные самолеты F-27 и даже беспилотные летательные аппараты.
Военные игры представляли собой весьма масштабное событие. Они охватили акваторию площадью 80 тыс. кв. км. Сценарий учений включал учебные стрельбы, тестирование новейшего оборудования и снаряжения, отрабатывались десантные, поисковые и спасательные операции. В последний день учений состоялся смотр боевых кораблей, на котором присутствовал спикер парламента Ирана Али Лариджани.
Здесь, конечно, логично задать вопрос: кому предназначалась столь впечатляющая демонстрация силы на Каспии? С кем в Иране собрались воевать? Понятно, что в Азербайджане внимательно отслеживают военные приготовления Ирана. Сегодня между двумя странами установились спокойные и деловые отношения, Баку и Тегеран успешно реализуют проект транспортного коридора «Север-Юг», сотрудничают во множестве других сфер.
Но несколько дней назад, напомним, тот же Али Лариджани в Сеуле в рамках 2-го Международного совещания спикеров парламентов стран Евразии провел переговоры со спикером парламента Армении Ара Баблояном. Причем, как передавали иранские СМИ, в ходе переговоров с Баблояном Лариджани затронул вопрос… «участия Израиля в споре между Азербайджаном и Арменией», или «участия Израиля в нагорно- карабахском конфликте».
В Азербайджане помнят и события рубежа девяностых — «нулевых», когда напряженность на Каспии достигла пика. Сначала иранские военные суда едва ли не открыли огонь по азербайджанскому исследовательскому судну «Геофизик-3», находившемуся в территориальных водах Азербайджана: в Иране решили, что этот участок акватории Каспия должен отойти к нему. Затем последовала серия «залетов» на территорию Азербайджана иранских военных самолетов, которые совершали боевые развороты над устьем Куры.
Затем Иран «предупредил» начальника генштаба турецкой армии Кыврыкоглу, чтобы тот во время своего визита в Баку «воздержался от резких заявлений», и даже потребовал от Азербайджана «разъяснений» по поводу демонстрационных полетов турецкой группы высшего пилотажа «Турецкие звезды».
Правда, этих демонстрационных полетов Ирану хватило надолго. но теперь эксперты не исключают, что, улучшив свой имидж на мировой арене, в Тегеране могут пойти на резкие шаги в регионе. Но вот на этом фоне привлекает внимание другое обстоятельство: не менее впечатляющие военные игры на Каспии провела Россия. Точнее, как сказано в сообщении пресс-службы ЮВО, поступившем в «Интерфакс-АВН», экипажи кораблей Каспийской флотилии, поднятые по сигналу учебной тревоги, провели учения по противовоздушной обороне.
В ходе тренировки отрабатывается подготовка к ведению боевых действий, сообщил штаб Южного военного округа (ЮВО).
«Экипажи кораблей при получении сигнала на перевод в высшие степени боевой готовности отработали экстренную подготовку кораблей к выходу в море и применению оружия. Провели корабельные учения по противовоздушной обороне и маскировке пунктов базирования», — уточняют в командовании округа.
Также отрабатываются вопросы взаимодействия, четкого и своевременного обмена информацией между группами и постами пунктов управления, совместные действия подразделений и штабов воинских частей при выполнении задач по предназначению и подготовке к ведению боевых действий, сообщает штаб ЮВО.
Как уточняют в военных структурах РФ, тренировка плановая, к ней привлечены около тысячи военнослужащих, более 10 боевых кораблей и судов обеспечения, порядка 150 единиц боевой и специальной техники. Особо подчеркивается, что в ходе учений батальоны морской пехоты Каспийской флотилии, дислоцированные в Астраханской области и Дагестане, «подняты по тревоге и приступили к выполнению учебно-боевых задач».
«На данный момент личный состав батальонов отработал получение внезапной команды на подъем по тревоге, подготовил военную технику к совершению марша и выходу из парков. Затем вся военная техника морских пехотинцев покинула военные городки и начала переход в назначенные районы сосредоточения. По прибытии в районы личный состав займётся отработкой мероприятий по развертыванию командных пунктов и инженерному оборудованию позиций», — информирует штаб округа.
А это уже серьезно. Потому как тренировка сил ПВО и даже перевод кораблей в боевую готовность еще может напоминать оборонительные тренировки, но вот высадка морской пехоты — это уже откровенно наступательная операция.
И опять вопрос: против кого? Здесь нужно уточнение. С одной стороны, Москва и Тегеран действуют рука об руку на сирийском поле. И Каспий не раз оказывался вовлеченным в сирийскую операцию. Осенью 2015 года Москва именно с кораблей Каспийской флотилии нанесла удар ракетами «Калибр» по целям в Сирии. Затем над Каспием проводили дозаправку в воздухе российские стратегические бомбардировщики, которые точно так же перед этим «отбомбились» по целям в Сирии.
Наконец, РФ и ИРИ развивают и двустороннее военное сотрудничество. Иран наконец поставил на боевое дежурство российские зенитно-ракетные системы (ЗРС) С- 300, о чем сообщил агентству Tasnim командующий иранской базой ПВО «Хатам аль-Анбия» генерал Амир Фарзад Эсмаили. Вооруженные силы Ирана еще в марте 2017 года провели успешные испытания российских зенитных систем — в рамках учений сил противовоздушной обороны «Демавенд».
Иранские военные произвели пуски ракет, в результате которых предполагаемые цели были успешно ликвидированы. События более чем показательные. Контракт на поставку Ирану С-300 был заключен в 2007 году, но не без нажима со стороны США Москва отказалась передать Ирану ЗРК. Затем, в 2015 году, на волне отмены санкций президент Владимир Путин снял эмбарго на передачу Ирану российских С-300.
Свое решение глава государства обосновал существенным прогрессом в переговорах по иранской ядерной проблеме. В октябре 2016 года Россия завершила выполнение контракта на поставку ЗРС Тегерану, и вот теперь они поставлены на боевое дежурство. Если бы на этом фоне Россия и Иран провели очередные совместные учения ВМС, это было бы более чем понятно и объяснимо. Но масштабные учения России на севере
Каспия и Ирана — на юге представляют собой нечто иное. Подобная синхронизация учений, которые при этом не являются совместными, как минимум не свидетельствует о «крепком боевом братстве». Другое дело, что в Москве с самого начала объясняли свою возросшую военную активность на Каспии опасностью «неконтролируемого развития событий» вокруг Ирана. И тут уже нельзя не заметить: на фоне конфликта в Сирии напряженность между Ираном и США вновь растет.
Наконец, заслуживает внимания и еще одна новость. Как сообщил накануне «Коммерсантъ», председатель комитета по национальной безопасности и внешней политике собрания Исламского совета Ирана Алаэддин Боруджерди сообщил, что на развитие ракетной программы и для поддержки специального подразделения «Кудс» власти выделили более $600 млн. «Порядка $300 млн. долларов были выделены для развития иранской ракетной программы, такая же сумма была выделена для поддержки специального подразделения «Кудс» Корпуса стражей исламской революции (КСИР), при отсутствии которых террористы будут править в Дамаске и Багдаде»,- цитирует господина Боруджерди агентство Mehr.
Он отметил, что решение было принято в целях «противодействия враждебным действиям США, которые вооружают террористические группы в регионе».
«Учитывая тот факт, что американцы и их союзники в регионе поддерживают группировки вроде «Исламского государства» и «Джебхат ан-Нусры», можно сделать вывод, что они стараются создать новую волну давления на Иран»,- подчеркнул политик.
При этом напомним: США, страны ЕС и Канада считают «Кудс» террористической группировкой. И вряд ли стоит напоминать, что обвинения в адрес США в мнимой поддержке террора могут быть использованы ИРИ для оправдания новой волны терактов уже «по американским целям». В этом случае военный ответ США более чем вероятен.
Растет и напряженность в отношениях Ирана со странами Персидского залива. И все это вместе взятое и создает риск того самого «неконтролируемого развития событий» вокруг Ирана, к которому уже, судя по всему, готовится РФ. Только вот вряд ли российские морские пехотинцы смогут предотвратить подобное развитие событий.