За рубежом, Эхо

Озеро Гейча и «синдром оккупанта»

ozero-gekchaНУРАНИ

Разведчики, как известно, используют для получения информации самые разные методы, и, мягко говоря, далеко не все из них законные. В ход идут и шантаж, и подкуп, и «медовые ловушки», и взломы сейфов.

Но точно так же известно и другое: огромный массив информации спецслужбы получают из «открытых источников», то есть из СМИ. Плюс ко всему опытные разведчики добавляют: одно дело, если вам нужны, скажем, чертежи новой подводной лодки. И совсем другое, если требуется выявить политические тренды и настроения.

Вот и СМИ Армении дают прямо-таки неоценимую информацию об общественных настроениях в стране. Так, еще несколько лет назад в местных газетах вовсю обсуждались планы этакой «водной войны» с Азербайджаном. Летом 2011 года на своем скандальном сайте «Восканапат» небезызвестный Левон Мелик-Шахназарян так вообще призывал «оставить Азербайджан без воды».

И при этом нисколько не задавался вопросом…нет, даже не о политических последствиях такого шага, а о том, хватит ли у Армении денег и сил на осуществление этакого «поворота рек по-армянски».

Как того и следовало ожидать, бредовые проекты Мелик-Шахназаряна так и остались проектами. А Армении приходится решать собственные насущные водные проблемы, где тоже проявляется местная неприглядная специфика. Впрочем, расскажем по порядку.

Накануне в парламенте Армении разгорелись жаркие споры о судьбе озера Гейча, переименованного в Армении в «Севан». Строго говоря, тема эта находится в центре внимания прессы уже не первое десятилетие. В тридцатые годы на волне индустриализации в Армении строили ГЭС, при каждой — пусть небольшое, но водохранилище, и в результате уровень озера Гейча начал падать.

Под угрозой исчезновения оказались местные виды рыб, в том числе и эндемичных. Еще в годы существования СССР здесь начали работы по спасению озера. Причем спасать его решили за счет реки Арпачай, впадающей в Араз на территории Нахчывана. Теперь же в Армении использование «водных ресурсов» озера регулирует специальный закон, четко регламентирующий, сколько «кубов» воды из него можно «попустить» на орошение и выработку электроэнергии так, чтобы экосистема озера не пострадала, а его уровень не падал, а пусть медленно, но все же поднимался.

Цифру определили в 170 миллионов кубометров воды. Но теперь в закон «О годовой и комплексной программе мероприятий по восстановлению, сохранению, воспроизводству и использованию экосистемы озера Севан» предложено внести поправки, предусматривающие дополнительные попуски воды.

Как пояснил председатель Государственного комитета водного хозяйства Арсен Арутюнян, из-за малого количества осадков в водохранилищах было собрано на 122 млн. кубометров меньше, чем в 2016 году, и предлагается разрешить «позаимствовать» из озера еще немного воды, доведя общий объем до 270 млн. кубометров, что позволит решить вопрос дефицита оросительной воды для 130 тысяч фермерских хозяйств на 40 тыс.га.

Дополнительный попуск воды приведет к замещению механической системы самотеков, в результате чего станет возможным сэкономить 1,2 млрд. драмов на электроэнергию, отметил Арутюнян. Кроме того, добавил он, дополнительные попуски позволят выработать гидростанциями Севан-Разданской деривационной системы дополнительные 97 млн. киловатт электроэнергии, что принесет государству дополнительные 2,5 млрд. драмов.

Добавим об себя: если вспомнить, что совсем недавно теперь уже бывший глава «Электросетей Армении» Бибин предупреждал, что стране грозят «веерные отключения», можно представить себе, как велики ставки для Армении. Впрочем, начистоту говоря, дополнительные попуски воды из Севана — далеко не единственный способ решения существующих проблем. Электроэнергию можно получать не только на ГЭС.

По данным из армянских же источников, потери воды в оросительной системе превышают 50%, переход на капельную систему орошения только планируется. Добавим от себя: на все это нужны деньги, которых у Армении нет и не предвидится. А решать проблемы надо сейчас, чтобы не возвращаться к практике веерных отключений и не получить социальный взрыв со стороны армянских фермеров, которые и так задавлены непосильными кредитами, а теперь вынуждены иметь дело еще и с засухой.

Только вот есть еще одна сторона вопроса. Депутат парламента от блока «Елк» («Выход») Лена Назарян из «Елка» сообщила, что принадлежащий экс-министру охраны природы, ныне депутату, члену парламентской комиссии по вопросам охраны природы Араму Арутюняну (Булки Арам) особняк, расположенный по дороге, ведущей от Шоржи к заповеднику Артаниш, находится аккурат на уровне 1900 м, в то время как территория вплоть до уровня 1903 м должна оставаться свободной для того, чтобы впоследствии опуститься под воду.

«Это сооружение из легкой конструкции, которое при необходимости можно перенести», — защищался республиканец. Однако позднее Назарян опубликовала фото «железобетонного» особняка депутата, который даже при огромном желании за легкую конструкцию сойти не мог, указывает «Голос Армении». Суд по всему, на этом фоне судьбой озера оказалось проще всего поступиться — решение в конце концов «продавили».

Что это — экологическая неграмотность? Банальная неспособность просчитать последствия собственных действий. Безусловно. Но не только. По сути дела, в поведении армянских чиновников проявился тот самый «синдром оккупанта».

Об этом в Ереване не очень любят вспоминать, но Армения была создана на землях азербайджанского Эриванского ханства за счет переселения сюда этнических армян Ирана и Османской империи. Более того, Зангезур и восточное побережье озера Гейча достались Армении уже после того, как страны Южного Кавказа были аннексированы СССР. Наконец, ее нынешнюю столицу — Ереван, тогда Иреван, Армении уступили на переговорах в обмен на отказ от притязаний на Карабах.

Да, сегодня Армения признана ООН в своих нынешних границах, но именно в Ереване прилагают все силы, чтобы эти границы перекроить на основе весьма зыбких «исторических» аргументов.

И вдруг осознали,что расстановка сил меняется не в пользу Армении, а значит, корректировка границ, если до нее дойдет дело, тоже может пойти не по сценарию официального Еревана и не в его пользу.

Что уже диктует армянским политикам простой сценарий действий того самого «грабежа в чужой стране»: максимально, любыми способами, набить карманы», а потом как можно скорее оказаться в куда более благодатных краях. А что там будет с озером, не суть важно.