За рубежом

«Фактор риска» в отношениях РФ и США

putin-trumpНУРАНИ

Подготовка встреч на высшем уровне — процесс сложный и деликатный.

Конечно, последнее слово остается за главами государств, но перед тем, как президенты перед журналистами пожмут друг другу руки, а пресса постарается запечатлеть это рукопожатие, наступает ой какой «горячий сезон» у разного рода «советников», «спецпредставителей» и прочих «переговорщиков», которых на интернациональном дипломатическом жаргоне уже давно именуют «шерпами».

В полной мере это касается и возможной встречи президентов США и России Дональда Трампа и Владимира Путина в ходе саммита «восьмерки» в Гамбурге. Тем более, что главам двух ведущих держав есть что обсудить.

Другой вопрос, что работу эту лучше вести в тишине, а здесь как раз тишины не получается. Не говоря о том, что неясен даже сам формат предстоящей встречи — будут ли это полноценные переговоры с присутствием журналистов и последующей пресс-конференцией или же «встреча на ногах». То, что формат предстоящей встречи еще не ясен, подтвердил и пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков.

А если верить утечкам, в частности, публикуемым АР, вокруг формата встречи в США разгорелась нешуточная борьба. «Он (Дональд Трамп — ИФ) призывает организовать полномасштабную двустороннюю встречу, обеспечить доступ СМИ (на встречу — ИФ) и провести подготовку необходимых протоколов, обычных для подобных переговоров, несмотря на то, что официальные лица в Госдепе и Совете национальной безопасности призывают к большей сдержанности», — приводит «Интерфакс» сообщение АР со ссылкой на действующих и бывших сотрудников администрации.

По словам которых, это желание Трампа выявляет «глубокие противоречия, существующие внутри администрации» в вопросе, связанном с подходом к отношениям с Москвой. Как отмечает АР, «многие чиновники в администрации убеждены, что США должны сохранять дистанцию в отношениях с Россией в такое чувствительное время», и контактировать «с большой осторожностью».

Для Москвы это не просто плохая новость, а настоящий «дипломатический удар», причем на сей раз точно не в спину. Россия остается «нерукопожатной» на мировой арене, и подвешенный статус возможной встречи двух президентов это еще раз подтвердил.

Строго говоря, изрядную толику информации к размышлению о том, в какой глухой дипломатической блокаде находится РФ, дает и такое событие, как похороны экс-канцлера ФРГ Гельмута Коля. Именно он возглавлял правительство ФРГ в те годы, когда рухнула Берлинская стена, а разделенная Германия вновь стала единой. Похороны, правда, прошли по «европейскому» сценарию. Церемония проходила в Страсбурге, а не в Берлине.

«Это было его желание, чтобы церемония прошла именно здесь, в Страсбурге, во франко-немецком приграничном городе, который стал близок его сердцу. Эта церемония не немецкая, а общеевропейская. Он считал, что не должно быть такого противопоставления, как немец-европеец. Французский философ Паскаль говорил о том, что любит вещи, которые неделимы. Для Коля Германия и Евросоюз были неделимы. Только при нем могло произойти такое событие, благодаря его терпению и многолетней репутации человека, боровшегося за европейскую Германию. Он смог убедить всех в необходимости объединения. Он будто был благословлен на это. Любой другой на его месте не справился бы с этой задачей на сломе эпох», — заявил председатель еврокомиссии Жан-Клод Юнкер.

Выступила и нынешний канцлер ФРГ Ангела Меркель: «Несмотря на то, что существуют разные оценки деятельности Коля, и у многих не всегда было взаимопонимание с ним, включая меня, все это совершенно неважно, когда речь заходит о его великих достижениях. Без вас, Коль, жизнь многих людей была бы совершенно другой, в том числе и моя. Спасибо вам за ваше понимание, за возможности, которые вы мне дали».

Правда, как с удовольствием подчеркивали СМИ РФ, сам Коль не хотел, чтобы Меркель выступала на его похоронах. Он не простил нынешней главе правительства ФРГ, что во время скандала, связанного с незаконным финансированием ХДС/ХСС, Меркель, которую он называл «своей девочкой», поддержала не его. Конечно, было много слов о «восточной политике» покойного канцлера, о том, как последовательно он выступал за сближение с Москвой, за единую Европу без разделительных линий.

Об этом напомнил в своем выступлении премьер-министр РФ Дмитрий Медведев: «Гельмут Коль выполнил главное дело своей жизни — он всегда оставался истинным национальным лидером. Но мыслил и действовал в общеевропейском и мировом контексте. Мечтал не только о единой Германии, но и о единой Европе и видел Россию ее неотъемлемой частью. Это была мечта об общем доме без колючей проволоки, без страха, без вражды, которая разделяла весь континент. Великий политик Гельмут Коль хорошо понимал, что только таким образом, преодолев раскол Европы, он сможет объединить родную страну. И на этом пути моя страна, Россия, всегда была ему надежным партнером».

Все верно и даже весьма актуально. Да и должность канцлера соответствует посту главы правительства, а не государства. Но…почему Россию на церемонии представлял Дмитрий Медведев, а не Владимир Путин со своими «особыми связями» с Германией? «Плотный график»? Или в Москве понимали, какая глухая дипломатическая блокада будет выстроена вокруг президента РФ? Одно дело, если в таком «игноре» окажется «не-Димон», и совсем другое, если сам Владимир Путин…

А вот саммит «двадцатки» — дело иное. Тем более, если учесть, что отказ от участия в его работе будет уже откровенным «бегством» без шансов спасти лицо, а будущую встречу с Трампом анонсировали еще до того, как нынешний глава Белого дома вступил в должность.

Да и подготовка к ней, если верить «утечкам», идет полным ходом, не дожидаясь, пока политики определят формат будущих переговоров. «Интерфакс» со ссылкой на CNN уже выдал «предсказуемую сенсацию»: президент США Дональд Трамп вряд ли заявит во время встречи о смягчении санкций против РФ. В ходе переговоров он, как ожидается, обсудит Сирию и Украину.

При этом, по сведениям источников в администрации президента США, Трамп вряд ли поднимет вопрос российского вмешательства в президентские выборы в США. Однако эксперты не исключают, что к концу недели, когда в Гамбурге стартует саммит «двадцатки», в отношениях США и РФ появится новая «болезненная тема» — ситуация вокруг Южно-Китайского моря.

«Взрывного материала» здесь более чем достаточно. Этот регион изобилует островами, статус многих из которых не определен до конца. За их принадлежность спорят Китай и Вьетнам, Китай и Филиппины, Китай и Малайзия, другие страны. Кроме островов, есть еще скалы и отмели, которые тоже кому-то могут принадлежать. Китай, в частности, объявил своим часть островов архипелага Спратли (Наньша) и развернул здесь большое военное строительство.

В частности, КНР возвела на спорных островах военный аэродром. Со своей стороны США выступают за свободу судоходства в регионе и время от времени устраивают показательные проходы своих военных судов по водам, которые одни считают международными, другие — китайскими.

Вот и на сей раз МИД КНР сообщает: здесь «сделали предупреждение» американскому военному кораблю. «2 июля американский эсминец Stethem без разрешения вошел в акваторию китайских островов Сиша, — заявляют в Пекине. — Китай немедленно направил военные корабли и истребители для того, чтобы сделать предупреждение американскому кораблю и вытеснить его из территориальных вод».

МИД КНР выразил «недовольство и решительный протест» в связи с заходом американского эсминца в акваторию спорных островов.»Острова Сиша являются исконной территорией Китая. США, прикрываясь знаменем «свободы навигации», в очередной раз направили военный корабль, который самовольно вошел в акваторию китайских островов Сиша, нарушив законы Китая и соответствующие нормы международного права, грубо нарушив суверенитет Китая, подорвав мир, безопасность и порядок в этих водах», — уверены в Пекине.

А тем временем в Россию прибывает с двухдневным визитом председатель КНР Си Цзиньпин. По сообщению МИД КНР, в ходе визита Си Цзиньпин и Владимир Путин проведут переговоры в узком составе, встретятся с представителями Российского комитета дружбы, мира и развития, Общества российско-китайской дружбы, проведут совместную пресс-конференцию, а также будут присутствовать на церемонии подписания соглашений.

Кроме того, состоится отдельная встреча с председателем правительства РФ Дмитрием Медведевым. Как уверены в РФ, стороны сосредоточатся на экономике. Однако еще в начале июня министр обороны РФ Сергей Шойгу во время встречи со своим китайским коллегой Чан Ваньцюанем предлагал двум странам подписать «дорожную карту» военного сотрудничества.

На этом фоне для РФ велик соблазн втянуться еще и в споры в Южно-Китайском море и звонко щелкнуть по носу США в неожиданной для многих «точке». Но, как предупреждают эксперты, подобная игра — слишком рискованная для Москвы. Ресурсов на противостояние США еще и в этом регионе может банально не хватить. А вот усердная демонстрация намерений неминуемо накалит взаимоотношения с Вашингтоном, где появляется еще одна «болевая точка».

Наконец, под вопросом могут оказаться и взаимоотношения с другими государствами Южной Азии, включая такие многообещающие для Москвы направления, как Филиппины и Вьетнам. Не говоря о том, что шансы получить реальные дивиденды здесь для РФ весьма призрачные.

Другой вопрос, что у Москвы по сути дела нет в политическом арсенале других рычагов, кроме игры на чужих конфликтах и вооруженного вмешательства. А эти методы в XXI веке не самые эффективные.