За рубежом

Москва — Варшава: новый кризис?

poland-russiaНУРАНИ

Взаимоотношения стран, некогда входивших в единую империю, но затем ставших независимыми государствами — это, по мнению многих, настоящая «нераскопанная Троя» политики и истории.

Франция крепит связи со странами-франкофонами и проводит операцию «Сервал» против исламистов в Мали, Великобритания официально возглавляет Британское Содружество, в Турции говорят о восстановлении связей на пространстве бывшей Османской Империи.

В свое — и не такое уж давнее — время в состав Российской Империи входила и Польша. Затем, после Второй мировой войны, эта страна была частью «восточного блока». Но вот говорить об исторических связях и т.д. сегодня не рискнут даже самые отчаянные оптимисты. В Варшаве не простили России ни соучстия в нескольких разделах Польши, ни «Муравьева-вешателя», ни пакта Риббентропа-Молотова, ни Катыни.

Теперь же Москва и Варшава стоят на пороге нового конфликта. Сейм Польши — нижняя палата парламента — проголосовал за внесение поправок в принятый в прошлом году закон о запрете пропаганды коммунизма или другого тоталитарного строя в названиях зданий и объектов. Как уточняет польский портал Onet.pl, этот документ предусматривает снос памятников, прославляющих коммунизм, в том числе мемориалов в честь Красной армии.

Как поясняют в Варшаве, в принятом в апреле 2016 года законе о запрете пропаганды коммунизма не регулировался вопрос о судьбе памятников социалистической эпохи. А теперь в одобренных сеймом поправках указано, что памятники и другие подобные объекты «не могут отдавать дань памяти лицам, организациям, событиям или датам, символизирующим коммунизм или другой тоталитарный строй».

В пояснительной записке к законопроекту говорится, что «сохранение названий учреждений и памятников в честь событий и людей, оказавших преступное влияние на историю Польши, дает сторонникам тоталитаризма продвигать свои взгляды, что оказывает негативное влияние на общество». При этом к таким мемориалам не относятся памятники, расположенные на кладбищах или территории других захоронений, объекты, которые не выставлены на всеобщее обозрение, или демонстрируемые в научных целях, в качестве произведения искусства, а также монументы, внесенные в реестр памятников архитектуры.

Но все мемориалы, не относящиеся к перечисленным категориям, предлагается демонтировать в течение 12 месяцев после вступления поправок в силу. На территории Польши, по подсчетам экспертов, находится как минимум 469 таких объектов, и около 250 из них посвящены Красной армии. Здесь, пожалуй, нужно пояснение.

Польская пресса писала о более чем 500 памятниках, установленных в общественных местах «в благодарность СССР», причем в большинстве случаев эти памятники устанавливались представителями Красной армии, а не самими поляками. К тому же там нет реальных захоронений. В Москве, конечно, возмутились. Официальный представитель МИД РФ Мария Захарова, комментируя инициативу, сравнила такое предложение ни много ни мало с действиями террористов «Исламского государства» в Сирии, которые, по ее словам, минировали исторические объекты в Пальмире «по идеологическим соображениям», и пригрозила, что Москва не оставит без реакции решение о сносе памятников.

Ну и, конечно, пораскидала в привычном для себя ключе, что, дескать, война с памятниками нацелена на то, чтобы стереть из памяти польского народа факт его спасения Красной армией от нацизма. В ответ МИД Польши назвал заявление Захаровой «неприличным».

В ведомстве напомнили Москве, что официальная Варшава «обеспечивает кладбищам российских солдат полную заботу и защиту». «Поэтому слова о якобы «войне против памятников» не имеют ничего общего с действительностью», — говорилось в заявлении дипмиссии. В министерстве напомнили, что в двусторонних договоренностях от 1994 года речь идет лишь о сохранении памятников, установленных на местах захоронений. Этот договор не относится к символическим памятникам, «под которыми не находятся останки солдат и которые являются символами советского господства», напомнили в польском МИДе.

Но вряд ли стоит напоминать, что Москву волнует вовсе не судьба памятников и даже не память о войне. Иначе монументы в честь погибших не разрушались бы в самой РФ, а таких случаев множество. Достаточно вспомнить, как 10лет назад в подмосковных Химках потеряли эксгумированные останки летчиков-героев. Их братская могила и монумент мешали новой трассе, захоронение решили перенести, прах героев выкопали…и потеряли. И теперь РФ стемится наказать Польшу за излишнюю самостоятельность.

Более того, как уверены в Первопрестольной, за Варшаву теперь не вступятся и ее союзники. Чуть больше недели назад появилось сообщение, что Еврокомиссия начала расследование в отношении Польши, Венгрии и Чехии из-за их отказа принимать беженцев по квоте ЕС. Еврокомиссия отмечает, что за последние месяцы к этим странам несколько раз обращались с требованием начать принимать беженцев. Несмотря на это, Польша, Венгрия и Чехия не приняли ни одного беженца и тем самым нарушили свои обязательства по отношению к Италии, Греции и другим членам ЕС, где располагаются беженцы.

«В связи с этим, а также как было указано в предыдущем докладе о перемещении и переселении, Еврокомиссия решила принять меры в отношении этих трех стран- членов», — говорится в сообщении Европейской комиссии. В РФ из этого сделали свои выводы. Но теперь появляются и тревожные признаки, что у противостояния Варшавы и Москвы может появиться «силовой компонент».

Речь идет о том самом нашумевшем во всех смыслах перехвате над Балтикой самолета министра обороны РФ Сергея Шойгу. Напомним: 21 июня истребитель НАТО F-16 пытался приблизиться к самолету министра обороны России Сергея Шойгу над нейтральными водами Балтийского моря, однако был отогнан российским истребителем Су- 27. Позднее в Сеть залили даже видео: Су-27 продемонстрировал F-16 готовность к атаке, качнув крыльями, после чего самолет НАТО ушел в сторону.

Вечером того же дня истребители НАТО во второй раз сопроводили самолет министра обороны России Сергея Шойгу, на сей раз возвращавшегося из Калининграда. Правда, во второй раз истребители НАТО следовали на значительном удалении, не пытаясь сблизиться. Теперь появились и подробности. Истребители F-16, приблизившиеся к самолету, на борту которого в Калининград летел министр обороны России Сергей Шойгу, входят в состав ВВС Польши, сообщает польская радиостанция RMF FM.

В военном ведомстве Польши RMF FM сообщили, что пара польских истребителей F-16, патрулировавших небо над Балтикой в рамках миссии НАТО Air Policy, после получения сигнала тревоги перехватила три российских самолета — Ту-154 и два Су-27, пролетавших в непосредственной близости от воздушного пространства балтийских стран, охраняемого воздушным патрулем НАТО. Причем, как заверили в Минобороны Польши, перехват был проведен в полном соответствии с принятыми в НАТО правилами.

А по информации CNN, в НАТО не знали, кто находится на борту самолета, и действовали по инструкции. Но теперь этот «воздушный инцидент» может стать поводом для серьезной эскалации.

Профессор МГИМО Евгений Кожокин в эфире радио Sputnik заявил: «Такого рода инциденты опасны: какой-то технический сбой, какая-то ошибка пилота — и далее мы вступаем в область непредсказуемого. К сожалению, люди, которые отдавали приказ, руководствовались своим стремлением оказывать давление на российское руководство. Существует представление, и прежде всего в городе Вашингтоне, что мы не выдержим этого психологического давления: не выдержит российское руководство и пойдет на уступки, которые будут иметь исключительно отрицательные последствия в целом для нашей страны. Мне кажется, что они глубоко ошибаются по поводу возможности оказывать таким образом давление на российское руководство. Это опасная ошибка», — пригрозил Кожокин.

Затем решил конкретизировать угрозу: дескать, хотя перехват российских самолетов осуществляли истребители НАТО, ответственность за этот инцидент лежит не только на альянсе в целом, но и на конкретных странах.

«НАТО — высокоинтегрированная военная организация, и на подобного рода действия польское руководство самостоятельно не пойдет. Эта акция явно была согласована с той страной, которая является ведущей державой в НАТО. Поэтому ответственность за этот инцидент прежде всего — на Соединенных Штатах. Другое дело, что не все из стран НАТО на такое пошли бы. И в истории НАТО достаточно много случаев, когда «главную страну» несколько поправляли. Поэтому в данном случае доля ответственности польской стороны также присутствует. Очень жаль, что нынешнее руководство Польши далеко не всегда руководствуется национальными интересами и совершает действия, которые не идут на пользу ни стабильности в Европе, ни интересам в конце концов самой Польши».

Не увидеть здесь угрозы невозможно. Кожокин, конечно, не Шойгу и не Захарова, но вот случайно такие оценки на сайте РИА «Новости» и в эфире «Спутника» не звучат.

А здесь уже трудно исключать, что воздушный инцидент в небе над Балтикой может быть использован РФ как повод для нового нагнетания напряженности, тем более что на это есть «политический заказ». И уже понятно, почему премьер-министр Литвы Саулюс Сквернялис призвал НАТО и Россию «сохранять холодный рассудок» дабы не произошло инцидентов в небе над Балтийским морем.

По словам премьера, как военные НАТО, так и российские военные, должны сдерживаться, потому что совершенные в последние дни маневры военных самолетов над Балтийским морем могли превратиться в серьезные неприятности, уверен литовский премьер.

«И одной, и другой стороне нужно пожелать сохранить холодный рассудок», — сказал Сквернялис в эфире литовской деловой радиостанции Ziniu radijаs. Другой вопрос, хочет ли Россия избежать инцидентов или же намерена использовать их для нагнетания напряженности.