НУРАНИ
Считать ли политические триллеры этаким «учебником жизни»? Вопрос неоднозначный. С одной стороны, в любом художественном произведении присутствует изрядная доля авторского вымысла. Но, с другой, Том Клэнси, ныне покойный автор популярных политических триллеров и сюжетов компьютерных игр, еще при жизни заслужил славу «провидца».
Именно в его романе «Долг чести», написанном задолго до 11 сентября, летчик направляет на Капитолий гражданский авиалайнер. Правда, в романе и лайнер без пассажиров, и за штурвалом сидит японец, а не араб, и в основе сюжета — война США и Японии, притом что Вашингтон и Токио — близкие союзники, но на фоне шока от 11 сентября это уже казалось не столь существенным.
Плюс ко всему во многих его произведениях, в том числе в романе «Охота за «Красным Октябрем»», неплохо описано и то, как на фоне общей напряженности едва не вспыхивает война из-за «воздушного инцидента»: в небе встречаются два патрульных самолета, советский и американский, и солнечный «зайчик» один из летчиков принимает за огонек выстрелов…
В романе войны удается избежать. В жизни ее тоже не случилось. Однако военные летчики предупреждают: опасных инцидентов тоже было множество. И поясняют: летчики из армий, считающих друг друга «вероятным противником», ведут воздушное патрулирование именно там, где границы «зон ответственности» сходятся. Они видят друг друга на приборах, знают повадки и тактические приемы, «облетают», опознают и позволяют — если позволяют — опознать себя. Это обычная работа, хотя и с изрядным привкусом «войны нервов».
Другое дело, если кому-то из пилотов взбредет в голову «полихачить» или, того хуже, напугать своего визави… Рост активности российской военной авиации вблизи своих границ в НАТО начали фиксировать уже в 2014 году — как раз после захвата Крыма и введения против РФ экономических санкций. Генсек НАТО Йенс Столтенберг высказывал озабоченность, что российские пилоты летают с выключенными транспондерами, пересекают гражданские авиатрассы и вообще нередко допускают опасные маневры.
Теперь эксперты вновь фиксируют всплеск «воздушной войны нервов» над Балтийским морем, и не только у «натовских» границ. Посол РФ в нейтральной Швеции вызван в МИД королевства — в связи с инцидентом между самолетами двух стран в международном пространстве над Балтикой. Как поясняют в Стокгольме, точнее, в шведском оборонном ведомстве, российский истребитель Су-27 во время полета над нейтральными водами приблизился к шведскому самолету-разведчику.
«В том, что вылетающие на задание шведские самолеты идентифицируются российскими, нет ничего необычного, — подчеркивают в Швеции, — однако на этот раз действия российского летчика были таковы, что их можно квалифицировать как «особенные», в том числе из-за расстояния между двумя самолетами, которое было крайне незначительно».
А перед этим российское «воздушное лихачество» испытал на себе американский воздушный разведчик — над той же Балтикой. Как сообщают в Пентагоне, американский самолет-разведчик RC-135 был непрофессионально «перехвачен» в международном воздушном пространстве российским истребителем Су-27.
В Вашингтоне уточняют: вооруженный российский истребитель пролетел в нескольких метрах от американского военного самолета, совершавшего полет над Балтийским морем. Представитель министерства обороны подполковник Мишель Балданза не скрывала своего возмущения: «Из-за высокой скорости сближения и плохой управляемости летательного аппарата во время перехвата это взаимодействие признано небезопасным».
Как подчеркивают в Пентагоне, американский самолет-разведчик «не делал ничего, что могло спровоцировать» поведение российского истребителя. «Российские военные имеют право практиковаться в международном воздушном пространстве, но они должны соблюдать международные стандарты, установленные для обеспечения безопасности и предотвращения инцидентов», — полагает Балданза.
В Москве уже выдвинули свою версию. Как сообщает МО РФ, 19 июня над нейтральными водами Балтийского моря был обнаружен американский самолет-разведчик RC-135. Для его перехвата был поднят Су-27. При сближении американский самолет «выполнил провокационный разворот» в сторону сопровождавшего его российского истребителя. «Российский пилот отреагировал на маневр RC-135, после чего продолжал сопровождение самолета-разведчика США до изменения им направления полета от границы России», — заявили в Минобороны, отметив, что через 10 минут «в эту зону вошел еще один RC-135, который также был перехвачен российским Су-27».
А затем настал черед «обижаться» для России. Министр обороны Сергей Шойгу на своем личном самолете с эскортом, состоящим из истребителей морской авиации Су-27, направлялся в Калининград, где планировал провести выездное заседание коллегии военного ведомства, которое будет посвящено вопросам обеспечения безопасности на Западном стратегическом направлении. Однако во время полета самолеты НАТО попытались сопроводить борт министра над нейтральными водами Балтийского моря.
Один из самолетов НАТО попытался приблизиться к борту министра обороны, но между ним и российским лайнером встал истребитель Су-27, находящийся в эскорте, продемонстрировал F-16 свое вооружение, качнув крыльями, после чего самолет НАТО ушел в сторону. Угрожало ли что-то министру и его лайнеру, в России не уточняют. Такое с самолетом Шойгу происходит не впервые. Калининград, напомним, находится в «натовском» окружении, стремительная милитаризация этого анклава уже давно вызывает обеспокоенность в балтийских столицах.
Так что министру, направляясь в бывший Кенигсберг, приходится переживать не самые приятные минуты. Другое дело, что серьезных инцидентов и на этот раз удалось избежать. Здесь, конечно, можно вздохнуть с облегчением и сказать что-то вроде «Уф-ф, на сей раз пронесло». Но такой «отбой тревоги» уместен лишь в том случае, если вслед за такой «проверкой нервов на прочность» последует снижение напряженности. А вот в этом уже уверенности нет.
Вспомним: несколькими днями ранее в Латвии, на военной базе вблизи Адажи, прошла торжественная церемония, посвященная развертыванию в странах Балтии натовских многонациональных «боевых групп». Присутствовал на ней и генсек альянса Йенс Столтенберг. А теперь — немного истории. 3 сентября 2014 года в Эстонию прибыл тогдашний президент США Барак Обама.
Дело было вскоре после Крыма, и если раньше над опасениями стран Балтии по поводу российской агрессивности принято было посмеиваться, то теперь хозяин Белого дома дал «железную гарантию», что партнеры по НАТО защитят балтийские страны, так что вторжение «вежливых людей» и «добровольцев-отпускников» здесь не пройдет. Москве это сильно не понравилось, и там решили ответить. 5 сентября 2014 года сотрудник эстонской полиции безопасности Эстон Кохвер, который занимался расследованием приграничной контрабанды, был захвачен на эстонской территории российскими «силовиками».
В РФ его судили за шпионаж и незаконный переход границы, затем обменяли на провалившихся российских агентов. Как отмечала в своем комментарии Латынина, «нос Обаме был, таким образом, утерт: меньше чем через 48 часов после заявления американского президента всему ЕС было продемонстрировано, что Россия может захватить гражданина ЕС на территории ЕС, и ей ничего за это не будет».
И теперь, когда в Балтии развернуты натовские батальоны, а страну посещает генсек альянса, вопрос, попытаются ли в Москве «утереть нос» тому же Столтенбергу, стоит того, чтобы его озвучили. Тем более, что уверенность, что на берегах вполне европейской Балтики Россия будет вести себя не так, как, например, на Южном Кавказе, уже не раз подводила и западных экспертов, и местных политиков.
В самом деле, достаточно вспомнить: после карательной акции советской армии в Баку в ночь с 19 на 20 января многие эксперты были уверены, что в странах Балтии такое невозможно в принципе. Тем более, что Литва, Латвия и Эстония располагали несравнимо большей поддержкой мировой общественности, к событиям в их столицах было приковано самое пристальное внимание. Но уже менее чем через год, 13 января 1991 года, советская армия штурмовала телебашню в Вильнюсе, еще через неделю настал черед Риги.
31 июля того же года произошла трагедия на таможенном пункте в поселке Мядининкай. Строго говоря, с весны 1991 года произошла целая серия нападений на установленные литовскими властями таможенные посты, в которых участвовали бойцы рижского и вильнюсского ОМОНа, подчинявшиеся Москве.
Но в ночь на 31 июля к таможенному вагончику, где находились 4 таможенника, 2 сотрудника дорожной полиции и 2 бойца отряда быстрого реагирования Департамента полиции Литвы, подъехал УАЗ, из него выскочили люди в камуфляже, приказали всем лечь лицом в пол, а потом хладнокровно расстреляли — пуля в затылок из пистолета с глушителем.
Одному из таможенников удалось выжить — это был 28-летний Томас Шярнас. Он и рассказал, что «все убийство заняло буквально пару секунд. Пуля в затылок — и все кончено. На нас и раньше нападали, и очень часто, но никогда не убивали. Просто били и поджигали вагончики. Никто не ожидал, что будут убивать». И теперь еще труднее поверить, что на сей раз Москва на берегах Балтийского моря будет играть по правилам.