А.ШАКУР
Обещания и прогнозы — важная часть политической жизни. Только вот не зря один из величайших государственных деятелей ХХ века Уинстон Черчилль с изрядной долей британского юмора сказал по этому поводу: «Политик должен уметь предсказать, что может произойти завтра, на следующей неделе, через месяц, через год. А потом объяснить, почему этого не произошло».
Вот и теперь раз за разом это приходится делать российским политикам. В самом деле, в первопрестольной еще вчера возлагали огромные надежды на приход к власти в США Дональда Трампа. После его победы на выборах в Кремле, если верить «источникам», даже пили шампанское. В РФ не сомневались, что уже очень скоро США договорятся с Россией по Сирии, предоставят ей карт- бланш в Украине, и главное, отменят санкции.
Сегодня об этих надеждах даже неудобно вспоминать. Самому Трампу они могут стоить поста президента, «завоеванного» в острейшей предвыборной борьбе: имидж «ставленника Москвы» уже привел к расследованию о возможном вмешательстве РФ в выборы, которое ведет независимый прокурор Мюллер. Как максимум оно может завершиться импичментом. Как минимум — связать Трампу руки на российском «треке».
Но пока в «сухом остатке» рост санкционного давления США на Россию, демонстративная поддержка Украины и — увы и ах — весьма туманные перспективы встречи Трампа и Путина на саммите G20 в Гамбурге (из G8 Москва, напомним, вылетела сразу же после аннексии Крыма). Понятно, что СМИ РФ не пестрят аршинными заголовками «Трамп отказался встречаться с Путиным!», «Дипломатическая сенсация!», «Провал российской дипломатии!», «Путин получает «политическую пощечину» от США!».
Пока что помощник главы российского государства Юрий Ушаков всего лишь сообщил ТАСС, что президент России на саммите проведет отдельные встречи с президентами Франции и Республики Корея, остальные возможные беседы пока не согласованы. «Пока договариваемся насчет встречи с (президентом Франции Эмманюэлем) Макроном, поскольку президенты об этом договорились в Париже.
Кроме того, была договоренность с новым южнокорейским президентом Мун Чжэ Ином встретиться на «двадцатке», и мы тоже сейчас эту встречу прорабатываем», — сказал Ушаков. «Об этих сказать могу, потому что они уже в стадии практической проработки, и, очевидно, в Гамбурге будут эти две встречи», — объяснил он.
Отвечая на вопрос о других возможных переговорах, представитель Кремля признался, что пока не может о них сказать. Кроме того, он подтвердил, что встреча лидеров «нормандской четверки» на полях саммита G20 в июле в Германии не планируются. «Имеется в виду провести телефонный разговор (лидеров), который сейчас готовится», — уточнил он.
«Его дата не определена, сейчас этот вопрос в проработке, но, очевидно, (он) будет до конца июня», — пояснил Ушаков. Пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков тоже признал, что встречи «нормандской четверки» на саммите «двадцатки» не планируется. «Об этом вообще разговор не велся, никем не поднимался этот вопрос», — цитируют Пескова СМИ. Тема же возможной встречи Путина и Трампа вообще не была как-то обозначена. Это формально еще не признание, что переговоров не будет, но по крайней мере очень плохой признак.
Особенно на фоне того, что как раз накануне в Белом доме торжественно принимали президента Украины Петра Порошенко, прибывшего в США с государственным визитом. Представить себе худшую новость для РФ на фоне нынешнего уровня антиукраинской истерии в Москве, честно говоря, трудно. Оптимистичные сигналы, впрочем, по-прженему появляются.
Портал BuzzFeed News, который еще недавно считался заведомо несерьезным и скандальным, но теперь претендует на респектабельность, сообщил о некоем «плане Тиллерсона», на основе которого госсекретарь США, один из тех, кого в «команде» Трампа считали «друзьями Москвы», намерен вести работу по нормализации двусторонних отношений. В наиболее схематичном изложении план Тиллерсона состоит из трех блоков. Сначала США должны потребовать у России не предпринимать агрессивных действий в адрес Вашингтона и убедить Москву, что это будет контрпродуктивно.
Кроме того, Тиллерсон планирует предложить России не развивать торговые отношения с Северной Кореей, улучшить взаимодействие с США в борьбе с ИГ в Сирии и отказаться от кибершпионажа. И только после этого в действие вступит долгосрочная программа, которая называется «стратегическая стабильность».
Начать же налаживание отношений с Москвой с вопроса о российской дипломатической собственности, доступ к которой был закрыт российским дипломатам в декабре 2016 года. Для обсуждения возвращения собственности России 23 июня в Санкт-Петербург поедет дипломат Том Шеннон. Эксперты весьма уклончиво отвечают на вопрос, представляет ли собой план Тиллерсона этакое «приглашение к торгу» или же это попытка начертить для Трампа «красные линии», дальше которых смягчения политики не будет.
Во всяком случае, эксперт Джеймс Карафано уверен, что эта схема — хитрый инструмент Тиллерсона, чтобы показать своему боссу пределы взаимодействия с Путиным. «Путин и не подумает ничего делать по Сирии или Северной Корее, и это позволит Тиллерсону продемонстрировать Трампу, что он попытался что-то сделать. Это не перезагрузка, потому что мы не отдаем авансом все, чтобы в итоге не получить ничего», — цитирует его BuzzFeed News. Наконец, на скорое потепление не указывает общий фон, а именно введение против РФ нового пакета санкций.
Накануне Минфин США ввел ограничительные меры против 38 человек и организаций в связи с ситуацией в Украине. В списке значится частная российская военная компания (ЧВК) «Вагнер» и лично ее руководитель подполковник запаса Дмитрий Уткин. Как утверждали многие осведомленные источники, именно эта ЧВК занималась отправкой «добровольцев» на восток Украины. Кроме того, санкции затронули и фирмы бизнесмена Евгения Пригожина Concord-catering («Конкорд кейтеринг») и Concord Management and Consulting («Конкорд менеджмент и консалтинг»).
Ограничения введены также против дочерних компаний «Транснефти» — «Черномортранснефть», «Гипротрубопровод», негосударственного пенсионного фонда «Транснефть» и других структур. Среди частных лиц, попавших под санкции, внимание СМИ привлек член Совета Федерации, спецпредставитель президента РФ по взаимодействию с организациями соотечественников за рубежом Александр Бабаков и двое его сотрудников — Александр Воробев и Михаил Плисюк.
Под санкции попали 11 человек и организаций из Крыма, а также российский ЦМР-банк («Центр международных расчетов»).Санкции были введены против ИФД «КапиталЪ» — холдинговой компании, принадлежащей Леониду Федуну. Минфин США пояснил, что ИФД «КапиталЪ» принадлежит отель в Крыму — Riviera Sunrise Resort & SPA в Алуште. Под санкции попала и председатель правления группы Ольга Плаксина.
Наконец, под санкции попал «Байк-центр», который находится в Нижних Мневниках в Москве. По этому же адресу находится ночной клуб Sexton — штаб-квартира байк-клуба «Ночные волки». Санкции также введены в отношении ассоциированного с «Ночными волками» холдинга охранных структур «Волк». Это еще не пакет «секторальных» санкций, который обсуждается в конгрессе США, но, во-первых, Москве неприятен сам факт ужесточения рестриктивных мер.
Во-вторых. если верить российским источникам их «несистемной» оппозиции, Пригожин весьма близок к Путину — со всеми вытекающими. Не менее показательно, что под санкции официально попали «Ночные волки», тоже близкие к президенту РФ. А в-третьих, санкции убедительно демонстрируют весьма опасный для РФ «тренд»: давление на Москву будет и дальше расти. Реакция Москвы на новые санкции оказалась весьма нервозной.
«Не могу ничего высказать, кроме сожалений, по поводу этой русофобской одержимости наших американских коллег. Она уже переходит все грани», — цитирует агентство РИА «Новости» заявление главы российского МИДа. — Порошенко не может выполнить свои обязательства по минским договоренностям — санкции против России», — жаловался Лавров.
В те же дни РФ получила еще одну плохую для себя новость: главы МИД стран — членов Евросоюза без обсуждения продлили на год действие санкций против Крыма, о чем сообщил Совет ЕС. В Брюсселе напомнили, что «меры ограничены территорией Крыма и Севастополя» и запрещают гражданам и компаниям из стран Евросоюза импортировать продукцию из Крыма, инвестировать в экономику полуострова.
Кроме того, под санкции попали туристические услуги, экспорт некоторых товаров и технологий в сферах транспорта, телекоммуникаций, энергетики, добычи и переработки полезных ископаемых. В Кремле привычно заявили, что санкции вредят и их инициаторам. Глава Общественной палаты Крыма Григорий Иоффе заявил, что западные санкции — месть за решение крымчан жить «на своей исторической родине», и вообще за последние три года крымчане получили серьезный опыт по развитию региона в условиях санкций.
«После того, что мы уже пережили с водной блокадой, энергетической, продовольственной, транспортной, нам эти санкции как комариный укус», — уверял Иоффе. Только вот все эти факты складываются в единую схему с неприятным выводом: «нерукопожатность» РФ на международной арене продолжает уплотняться, и речь идет не только о моральных мерах и политических жестах.
Санкции уже вызвали резкий рост социального недовольства в РФ. И если Запад продолжит эту политику, отмена встречи Трампа и Путина в Гамбурге будет казаться наименьшей из неизбежных неприятностей.