За рубежом

«Нефтяная завеса»

НУРАНИ

Джинн, выплывающий из старинного кувшина или лампы, — образ интернациональный. Для одних он связан с «лампой Аладдина», для других — со сказкой про старика Хоттабыча. И тем удивительнее осознавать, что в этой сказке, действие которой происходит как минимум полвека назад, описан… арктический туризм: главные герои романа отправляются в путешествие на ледокольном пароходе «Ладога» в арктические льды.

Впрочем, на самом ли деле в те годы существовал такой туризм, эксперты ответить затрудняются. Зато сегодня российские СМИ радостно сообщают о том, что крупнейший атомный ледокол «50 лет Победы» отправился в туристический круиз на Северный полюс.

В программе — посещение «макушки планеты», туристы могут увидеть гнездовья полярных птиц, белых медведей, тюленей, если повезет, то моржей и китов…

По задумке российского Агитпропа, такие круизы должны продемонстрировать решительность РФ в освоении Арктики. Владимир Путин в ходе своей «Прямой линии» говорил об этом прямо: «Арктика — важнейший регион, который будет обеспечивать будущее нашей России. Вот когда-то Ломоносов сказал, что Сибирью Россия будет прирастать. Можно с уверенностью сказать, что мощь и возможности России будут прирастать Арктикой, арктическим регионом».

По словам президента РФ, к 2050 году примерно 30 процентов всех углеводородов будет добываться в Арктике.

«Поэтому с экономической точки зрения это чрезвычайно важно, если климат будет меняться, иметь такие тенденции, несмотря на холодину сегодня в Москве, но тенденция будет сохраняться к глобальному потеплению, то это значит, что период навигации в арктической зоне будет увеличен. А это, в свою очередь, означает, что Северный морской путь будет использоваться гораздо интенсивнее, чем сейчас. Время прохождения судов (навигации) будет уже не полтора-два месяца, а четыре-пять. И к этому региону проявляют активный интерес так называемые нерегиональные державы. И это хорошо, мы готовы с ними сотрудничать. Но мы должны обеспечить свой приоритет», — отметил Владимир Путин.

В те же дни СМИ РФ передали и очередную «углеводородно-арктическую» новость: «Роснефть» сообщила, что в ходе бурения скважины «Центрально-Ольгинская-1» на шельфе Восточной Арктики было найдено новое месторождение. «Аргументы и факты» делятся техническими подробностями: специалисты отобрали для анализа керн с глубины примерно 2,3 км, и результаты продемонстрировали высокое насыщение нефтью с преобладанием легких маслянистых фракций.

«Уже на основании первичных исследований можно сделать вывод об открытии нового месторождения нефти, объем ресурсного потенциала которого увеличивается по мере продолжения буровых работ. В настоящий момент отбор керна продолжается», — сообщает компания. «Искренне поздравляю коллег! Уже можно говорить о существенном притоке нефти, а значит, об уникальном открытии, вполне возможно, крупнейшего месторождения на шельфе», — написал глава Минприроды Сергей Донской на своей странице в Facebook.

Российские осведомленные специалисты добавляют: добыча нефти в Западной Сибири падает, так что новое месторождение — это как раз «ложка к обеду». Правда, эксперты предупреждают: все может оказаться не так радужно. Во-первых, выход месторождения на промышленную добычу — процесс длительный и весьма затратный. Особенно в таком регионе, как Восточная Арктика. Хватит ли у «Роснефти», в особенности на фоне нынешнего падения цен на «черное золото», средств на его освоение — вопрос открытый.

Можно, конечно, возразить: совсем недавно «Роснефть» оказалась в центре скандала вокруг яхты «Княгиня Ольга» за 100 миллионов USD, которую, по версии «Новой газеты», глава компании Сечин презентовал своей супруге. Теперь в центре внимания — сверхдорогие серебряные икорницы, ложечки и т.д. Только вот для освоения месторождения нужны суммы иного порядка, с другим количеством нулей. А на инвесторов в нынешней ситуации РФ рассчитывать не приходится, как и на «донорство технологий», кстати говоря.

Напомним: с собственными технологиями добычи нефти и газа в Арктике у РФ «напряженка». Такие технологии есть у Норвегии и США, но вот делиться ими с Москвой там не торопятся. Особенно на фоне санкций. Новый их пакет, который обсуждается в США, как раз и затрагивает российский энергетический сектор вообще и бурение в Арктике в частности. Другое дело, что разговоры о блестящих перспективах новых месторождений нефти в Арктике в нынешней ситуации напоминают этакую «дымовую», или, вернее сказать, «нефтяную завесу», под прикрытием которой РФ собирается осуществлять в Арктике планы, весьма далекие от туризма или добычи нефти.

Отчасти это обозначил и сам Владимир Путин. «Я был недавно на Земле Франца-Иосифа. И мне те люди, которые там работают, рассказывали: туда много туристов приезжает, в том числе из иностранных государств, и некоторые гиды уже вслух говорили тем, кого они сопровождали: «Эти острова раньше принадлежали Советскому Союзу», — разглагольствовал президент РФ.

«Это должно нас насторожить — это наша территория. Поэтому нам нужно обеспечить точно совершенно использование этих маршрутов, хозяйственную деятельность на этих территориях, обеспечить свой суверенитет над этими территориями. Давайте не будем забывать и о чисто военной стороне дела: с точки зрения обеспечения обороноспособности страны, чрезвычайно важный регион. Не хочется здесь ничего нагнетать, но специалисты знают, что, допустим, американские атомные подводные лодки дежурят на севере Норвегии, подлетное время ракет — 15 минут до Москвы, и мы должны понимать, что там происходит, видеть, что там происходит, мы должны этот берег защитить соответствующим образом, пограничную охрану обеспечить. И там, кроме всего прочего, с точки зрения стратегических вооружений, трасса проходит как раз над Северным полюсом, не дай бог, думаю, до этого не дойдет, но просто мы должны это знать, трасса пролетов ракет наземного базирования, находящихся на территории Соединенных Штатов, — это все мы знаем, но мы должны обеспечить в том числе и систему СПРН, систему контроля за пусками ракет».

Здесь, конечно, необходимо уточнить: соседи РФ по Арктическому региону — страны цивилизованные, они признают установленные границы, соблюдают подписанные договоры и не склонны к силовым захватам чужой территории. Иное дело — РФ, в чьем «послужном списке» — Крым, Абхазия, Южная Осетия, Приднестровье и Карабах «от имени» своего любимого «форпоста» в лице Армении. Плюс ко всему нельзя не заметить: РФ продолжает стремительную кампанию по милитаризации Арктики.

«Российские войска размещаются по всему арктическому поясу — от Мурманска до Чукотки. Одной из первых была развернута группировка войск воздушно-космической обороны. Минобороны создает в Арктике исследовательско-испытательный научный центр», — радостно сообщает РИА «Новости», отмечая, что «американское издание The New York Daily News комментирует: «Внезапный интерес России к Арктике вызвал тревогу в США относительно планов Кремля на тундру. Министр обороны США Джеймс Мэттис (James Mattis) заявил в своей речи при утверждении его в этой должности в cенате, что игнорировать территории, где США не предпринимают активных действий, «не в наших интересах»… Он разработает американскую стратегию по ответу на «агрессивные действия» России в Арктике»».

Наконец, нельзя не вспомнить: отвечал Владимир Путин на вопрос, сформулированный ведущей Т.Ремезовой, следующим образом: «Владимир Владимирович, вопрос по теме с сайта нашей программы. Что мы так зацепились за Арктику? Ведь лет двадцать о ней никто не вспоминал, а сегодня даже на Параде Победы части арктических войск. Огромные деньги направляются туда. Для чего это делается?»

А вот тут уже нелишне вспомнить: на параде 9 Мая не только были продемонстрированы образцы «арктической» военной техники. В торжественном марше на Красной площади принимали участие военнослужащие морской пехоты береговых войск Северного флота из 61-й отдельной Киркенесской Краснознаменной бригады. А теперь напомним: это та самая бригада, которая принимала участие в знаменитой Петсамо-Киркенесской операции осени 1944 года. В ее ходе были очищены от немецких оккупантов города и поселки севера Норвегии, включая и незамерзающий порт Киркенес.

Через несколько месяцев советские войска Норвегию покинули, пересмотра ее границ, в том числе северных, не произошло — в отличие от Финляндии, которая лишилась выхода к арктическим морям вообще и города Петсамо в частности. Наконец, вряд ли кому-то нужно объяснять: для того, чтобы просто вести в Арктике коммерческое судоходство, вполне достаточно иметь свой незамерзающий порт — тот же Мурманск или «отжатый» у Финляндии Петсамо (ныне Печоры).

А вот для геополитических игр уже нужен полный контроль над всем арктическим побережьем, где порты благодаря Гольфстриму не «схватываются» и круглый год доступны для навигации, не дожидаясь глобального потепления.

И теперь, когда в России лозунг «Можем повторить!» звучит накануне 9 Мая, простите, «из каждого утюга», в той же Норвегии российские военные приготовления в Арктике уже принимают на свой счет. В особенности на фоне российского «послужного списка». И спрятать все эти ухищрения за жиденькой «нефтяной завесой» в исполнении Сечина вряд ли получится.