Дж. АЛЕКПЕРОВА
В Баку состоялось экспертное заседание «Молодежь России и Азербайджана: традиционные ценности – ориентир в будущее», в котором приняли участие в представители экспертного и научного сообщества, средств массовой информации двух государств, российские и азербайджанские лидеры молодежных организаций.
До начала мероприятия о его целях Echo.az побеседовало с исполнительным директором российского Политологического центра «Север-Юг» Анжеликой Трапезниковой
— Тема предстоящего заседания оптимистична, конструктивна, но одновременно и весьма претенциозна. В связи с этим, хотелось бы узнать, какими, с позиций организаторов, видятся сегодня проблемы в молодежной среде Азербайджана и России? Что объединяет представителей нового поколения, насколько они дружны, каковы их жизненные приоритеты, чего, в конце концов, хочет нынешняя молодежь от жизни?
— Знаете, «добрая» традиция всех поколений и во все времена – сетовать по поводу того, что, дескать, молодежь нынче не та, «богатыри – не вы» и тому подобное. Да, безусловно, нынешние молодые люди во многом не такие, какими были даже их родители. Но разве это плохо? Новое поколение по определению не может быть «таким же», что закономерно и естественно, поскольку меняется мир, меняются политические системы и общественное устройство государств, меняется экономический уклад, словом, меняется наша «среда обитания». Причем в условиях глобализации, в условиях информационного общества изменения во всех сферах жизни происходят стремительно. И если для представителей старшего поколения такие метаморфозы выглядят зачастую пугающими и непонятными, то молодые люди воспринимают их как данность, осознавая необходимость встраивания в новый формат бытия.
Все это обуславливает такие черты молодого поколения, как амбициозность, мобильность, прагматизм и рациональность в поведении. Это, скажем так, общие характеристики поколения. На более предметном уровне, и мы констатируем это, тесно общаясь с молодежной аудиторией, проблемы, волнующие молодых людей и их жизненные приоритеты, как в России и в Азербайджане, так и в других государствах, в основном остаются традиционными. Согласитесь, вступая во взрослую жизнь, все мы хотим стабильности, возможности развития и самореализации в профессиональном плане, материального благополучия, чтобы создать фундамент крепкой семьи, обеспечить будущее своим детям. Эти стремления понятны и естественны. Но проблема в том, что сегодня для того, чтобы быть конкурентоспособным, необходимо постоянно учиться, осваивать новые навыки, активно коммуницировать, быть инициативным.
И, уверяю вас, молодые люди, те из них, кто действительно стремятся к личностному росту, прекрасно осознают такую необходимость. Они понимают, что партнерские отношения не могут строиться на конфронтации, что сотрудничество, дружественное восприятие и понимание друг друга открывают несравнимо гораздо больше перспектив, нежели отчуждение и изоляция. К сожалению, в современном мире возник некий «культ» конфронтации и разобщения. Информационное пространство изобилует деструктивными «фактами», которые зачастую раскручиваются в угоду интересов определенных политических групп, сеют рознь и неприязнь между людьми и народами. И, с одной стороны, влиянию подобных трендов в большей степени подвергнута молодежь. Но с другой – очевидно и то, что современные молодые люди умеют «фильтровать» информацию, подходить к оценке реальности с позиций критического осмысления, с позиций конструктива. Они хотят общаться, обмениваться мнениями, знаниями. И им далеко не чужды традиционные ценности дружбы, добрососедства, межкультурного обмена. Такое стремление есть.
И наша задача – создать благоприятное пространство диалога, эффективные коммуникационные площадки для молодых профессионалов, которые завтра будут определять политику наших государств, формировать общественное мнение. На это и направлена деятельность Политологического центра «Север – Юг», в том числе и это мероприятие. Экспертное заседание «Молодежь России и Азербайджана: традиционные ценности – ориентир в будущее» мы проводим совместно с представительством нашего Центра в Баку и азербайджанским информационным агентством «Trend». Это одно из мероприятий крупного межгосударственного проекта «Форум молодых лидеров стран Евразии», который пройдет осенью 2017 года в Москве.
— Обращает на себя внимание, что в повестке дня нынешнего экспертного заседания большое внимание будет уделено вопросам религии. Не секрет, что религия сегодня заметно радикализируется. Соответственно, увеличиваются риски влияния радикальных общин на «неокрепшие умы», риски манипулирования молодежью с целью вовлечения в деструктивные течения и деяния. На ваш взгляд, каковы предпосылки наблюдаемого активного рекрутирования молодежи Азербайджана, России и других стран Содружества в ряды религиозных радикалов?
— Думаю, не буду оригинальна в своих суждениях, акцентировав внимание на том, что деятельность радикальных группировок далека от таких понятий, как религия и вера. Она не имеет с ними ничего общего, поскольку ни одна традиционная религия не призывает к насилию и ненависти, а вера – это, прежде всего, проявление толерантности и человеколюбия.
На мой взгляд, предпосылки распространения радикальной идеологии формируются из тривиальных социальных противоречий и проблем. Безработица, социальное расслоение общества, отсутствие перспектив для самореализации и элементарное невежество, — все эти пороки общества, увы, не изжиты. Они формируют у определенной части молодых людей чувство неудовлетворенности, безысходности, бесцельности существования. И, как известно, это самый «благодатный» вербовочный контингент.
Безусловно, в преодолении этой серьезной проблемы ведущая скрипка принадлежит государству, определяющему приоритеты в сфере молодежной и социальной политики, в вопросах образования. Но и неправительственные организации, общественные движения обладают мощным ресурсом в этом смысле. Гражданский сектор имеет возможность объединить молодежь созидательной идеей. Не в абстрактном ее понимании, но в конкретном воплощении проектов, направленных на развитие межкультурного диалога, формирование общего гуманитарного, образовательного и информационного пространства.
В качестве примера эффективного задействования общественного ресурса могу привести деятельность Азербайджанской молодежной организации России (АМОР), которая за недолгий период существования стала своеобразным оплотом сохранения азербайджанских национально-культурных ценностей и культурного наследия. Организация ведет активную работу по продвижению социальных, творческих, образовательных инициатив азербайджанской молодежи, содействует социальному, нравственному и физическому развитию азербайджанской молодежи, создает условия для более полного включения азербайджанской молодежи в культурную жизнь российского общества.
Конечно, особую важность имеет то, что целями своей деятельности АМОР определяет содействие укреплению дружбы, доверия и взаимопонимания между народами, пропаганду образования и труда, сохранение и укрепление духовно-нравственных ценностей азербайджанского народа. Это и есть идеологическая составляющая противодействия радикализму. Аналогичные цели ставим перед собой и мы, инициируя межгосударственные гуманитарные проекты, форумы, дискуссионные площадки по актуальным проблемам молодежи. И поскольку, как вы верно заметили, проблема радикализации религии сегодня стоит достаточно остро, вполне логично то, что она вошла в повестку дня предстоящей встречи в Баку. К слову, спикерами дискуссионных панелей по теме выступят авторитетные эксперты-религиоведы.
— Насколько сегодня развито религиозное образование в России? Какие задачи стоят перед православным и мусульманским педагогическим сообществом?
— В условиях, когда в России, как и во всем мире, угроза распространения радикальной идеологии и деятельности радикально настроенных организаций возрастает год от года, проблема повышения качества религиозного образования становится все более актуальной. В этом смысле перед православным и мусульманским педагогическим сообществом стоят единые задачи. Прежде всего это задача духовно-нравственной, воспитательной и просветительской работы, особенно среди молодежи. В связи с этим представляется важным создание не просто отдельных институтов религиозного образования, а системы учебных заведений всех уровней – от дошкольного до высшего. Не менее актуальна и задача подготовки религиозных кадров, поскольку это залог качественной работы религиозных общин на местах.
Кстати, «кадровый вопрос» на протяжении многих лет является доминантным в повестке духовных форумов и конференций. Обсуждая его на V научном международном форуме «Ислам в мультикультурном мире», который прошел в ноябре 2015 года, представители мусульманской российской умы отметили позитивный факт: медресе Казани уже выпускают высокообразованных имамов. Татарстан, пожалуй, в настоящее время является лидером в продвижении исламских наук и воспитания. В республике приняты и действуют образовательные стандарты среднего профессионального религиозного образования, работает сеть образовательных мусульманских учебных заведений разного уровня: известные медресе, Казанское высшее мусульманское медресе имени 1000-летия принятия ислама, Казанский исламский колледж, Казанский исламский университет.
В последние годы позитивные изменения произошли и в системе православного религиозного образования. Об этом в одном из своих интервью отметил Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, выделив среди прочих факторов успеха фактор «системности», которая появилась в учебных программах православных школ, гимназий, других образовательных учреждений. Еще одно весьма важное изменение, по словам Патриарха – достижение более тесного и интенсивного взаимодействия Церкви и органов государственной власти в сфере образования и просвещения. Этот момент мне кажется особенно важным в контексте угрозы радикализации, о которой мы говорили ранее. В противодействии этой угрозе, в процессе укрепления традиционных ценностей, государство, духовные лидеры и общественные силы должны действовать согласовано и координировать свои действия.