За рубежом

Синдром «второго секретаря»

flags-russia-moldovaНУРАНИ

Во второй половине девяностых между Россией и Украиной шла нешуточная тяжба по поводу раздела бывшего советского Черноморского флота.

Основная база флота находилась в Севастополе, чью принадлежность Украине Москва тогда оспаривать не желала. Согласно достигнутым соглашениям, военное имущество, находившееся на территории союзных республик, им же и должно было достаться. Но на практике все получалось совсем не так, особенно если речь шла о ВМС.

Россия мечтала сохранить флот за собой. Авианосец «Адмирал Кузнецов» из Украины банально угнали (стоило ли оно того — второй вопрос). За многие корабли шла нешуточная тяжба. И в ее разгар один российский адмирал заявил, что Черноморский флот «превратился в яблоко раздора между Россией. Украиной, Молдовой и Азербайджаном». Оговорочка вышла прямо-таки по Фрейду.

Азербайджан и Молдова выхода в Черное море не имели вообще, но вместе с Украиной уже составили на постсоветском пространстве этакий «союз недовольных». Входила в него и Грузия, но эта страна имела выход в Черное море, в советские годы в Поти стояла солидная эскадра, которая в моментраспада СССР предпочла выбрать якоря и уйти к российским берегам, и упоминать Грузию в одном предложении с ЧМФ было уже рискованно. Сегодня Молдова — вновь в эпицентре нешуточной политической бури.

Эта небольшая, бедная, аграрная страна в очередной раз оказалась в «точке принятия решения», и в Кишиневе уже разворачивается нешуточная «проба сил» между сторонниками евроинтеграции и приверженцами идеи дружбы с Москвой. Победа на недавних президентских выборах пророссийского кандидата Игоря Додона, судя по всему, убедила Москву, что если не сегодня, то завтра на месте Молдовы появится едва ли не «форпост России».

Только вот радовались в первопрестольной слишком рано. Молдова — республка парламентская, и в законодательном органе, так же как и в правителстве, большинство уе у «западников». К тому же президент не контролирует, в частности, деятельность МИД. И в результате Додону остается только выражать категорическое несогласие с очереднымми антикремлевскими шагами правительства и парламента.

Так, Демпартия Молдовы зарегистрировала в парламенте законопроект по борьбе с иностранной пропагандой, в том числе и российской, о чем заявил глава Демпартии Владимир Плахотнюк. «Речь об информационной безопасности государства и защите информационного пространства от пропаганды. Это необходимо для устранения пропаганды, продвигаемой российскими телеканалами, которые ретранслируется в нашей стране. Мы находимся в ситуации, когда у нас больше иностранного информационного контента, нежели местного. Больше всего исходит от России. Присутствует много элементов, направленных против нашей страны и наших партнеров по развитию», — цитирует его «Спутник».

«Хочу подчеркнуть, что российские телеканалы не исчезнут. Законопроект не предполагает закрытие каналов, ретранслируемых в нашей стране, а лишь информационного контента, через который осуществляется пропаганда», — отметил Плахотнюк, добавив, что будут сохранены развлекательные программы.

Спикер Андриан Канду также подчеркнул, что этот законопроект не предполагает закрытие телеканалов. «Будут исключены новости и политико- аналитические передачи… К примеру, блоки новостей российского Первого канала будут исключены и заменены на местный продукт», — сказал он. Додон предсказуемо выступил против. «Нынешняя законодательная инициатива демократов — это очередная попытка показать свою проевропейскость и антироссийскую риторику. Выступаю категорически против этого законопроекта. Плохому танцору, знаете, что мешает… При чем тут российские телеканалы?», — задавался вопросом Додон вполне в стиле российской дипломатии.

Чем закончится нынешняя «проба сил», эксперты пока что затрудняются ответить. В Молдове сложилось самое настоящее «двоевластие». Другое дело, что в 2018 году здесь пройдут парламентские выборы, и в РФ лелеют надежды, что м на них успеха добьются пророссийские кандидаты. Только вот, предупреждают эксперты, надежды эти могут и не оправдаться. Особенно если принять во внимание громкие последствия разразившегося между РФ и Молдовой дипломатического скандала.

Напомним: 29 мая из Молдовы были высланы пять российских дипломатов, о чем сообщила журналистам пресс-секретарь министерства иностранных дел и европейской интеграции страны Анна Самсон. Затем премьер-министр Молдавии Павел Филип, заявив, что у правительства были «веские причины», добавил, что решение было принято на основании информации, полученной от спецслужб, однако имен высланных дипломатов не назвал.

Впрочем, вскоре, как уже рассказывала наша газета, российский оппозиционный портал «Медуза» сообщил, что среди высланных дипломатов есть и помощник военного атташе Александр Грудин, который успел «засветиться» в громком шпионском скандале. Еще в марте 2017 года в Молдовы задержали бывшего депутата парламента Юрия Болбочана — он, уверены в молдавских правоохранительных органах, передавал информацию в ущерб своей стране именно Грудину. За свои услуги депутат получал от 100 до тысячи долларов. На Болбочана завели дело о шпионаже и измене родине.

Теперь же Reuters, на которое ссылается Newsru, приводит новые — и куда более пугающие — факты. По сведениям агентства, молдавская разведка сочла, что, во-первых, пятеро высланных из страны российских дипломатов были сотрудниками ГРУ. А во-вторых, занимались вербовкой граждан Молдовы для участия в военных действиях на востоке Украины. Главным образом бойцов набирали в Гагаузии, автономного южного региона Молдове.

Здесь, пожалуй, нужно уточнение. Гагаузы — небольшой тюркоязычный народ. Такого же вооруженного сепаратизма, как в Приднестровье, среди них не наблюдается, но многие местные политики выступают против интеграции Молдовы с Евросоюзом и за развитие связей с Россией. Промосковскую позицию занимает и башкан, то есть глава автономии Ирина Влах. В январе 2017 года она даже побывала на приеме в Москве.

В Кишиневе не уточняют, знала ли госпожа Влах, чем занимаются в ее владениях гости из посольства РФ. Но уверены: псевдодипломаты выбирали для вербовки главным образом военных. Затем их отправляли в Ростовскую область, где действует не менее двух тренировочных лагерей для обучения «добровольцев» для войны на Донбассе. Как добавляет Reuters, некий неназванный военнослужащий артиллерийского подразделения Вооруженных сил России сообщил, что в 2014 году видел в этом районе около 200 военных в нероссийском камуфляже.

Один из лагерей находится возле Кузьминского военного полигона под Ростовом, другой — на Кадамовском полигоне, в той же Ростовской области, оттуда удобно перебрасывать боевиков в Украину. В Москве, конечно, все отрицают. Заместитель министра иностранных дел России Григорий Карасин назвал эти утверждения праздными слухами, которые не подтверждаются фактами. «Это абсолютно пустая болтовня, не подкрепленная никакими фактами», — цитирует Красина РИА «Новости».

«Это пустая болтовня. Люди выполняли абсолютно понятные служебные обязанности, участвовали в двусторонних контактах по военной линии», — добавил он, отметив, что кто-то «специально пытается погнать информационную волну», используя «непростое внутреннее положение» в Молдавии, когда там «идет противоборство политических сил».

Только вот выходит как-то неубедительно. Тем более что расчет для Москвы вполне понятен. Война на Донбассе, конечно, «локальная», только вот скрывать поток «груза 200» с востока Украины и твердить с упорством заевшей грампластинки «наших войск там нет», в особенности после того, как нечто подобное заявляли о Крыме, уже не так просто, как прежде. Попыток хоть в какой-то мере заменить россиян на «добровольцев» из других стран на этом фоне следовало ожидать.

Как и того, что поставщиками «пушечного мяса» окажутся те регионы, где пророссийские настроения наиболее сильны. Провинциальная Гагаузия рассматривалась здесь как весьма удобная «точка приложения сил». Да еще к тому же такое развитие событий ставит власти Молдовы перед весьма сложным выбором. Гагаузия — регион весьма «деликатный», и толкнуть эту автономию «в объятия» приднестровских сепаратистов в Молдове позволить себе не могут.

Только вот в Москве не рассчитали, что рисковать отношениями с Украиной в Молдове не могут тем более. И уж точно не могли себе представить, что в Молдове после избрания Додона рискнут выслать из страны российских дипломатов. Которых, по всей видимости, подвел «синдром вторых секретарей» — уверенность, что они могут вести себя на территории бывшего СССР в качестве этаких «колониальных генерал-губернаторов».

И понятно, что у России на постсоветском пространстве вряд ли получится выстроить успешную дипломатию, пока этот синдром не будет окончательно изжит.