НУРАНИ
В Армении — очередная попытка устроить демонстративный флирт с Западом. На сей раз в Ереване принимают спецпредставителя генсека НАТО в регионе Южного Кавказа и Центральной Азии Джеймса Аппатурая.
Он провел переговоры с главой МИД Армении Эдвардом Налбандяном и министром обороны Вигеном Саркисяном, состоялась в Ереване и его пресс-конференция, в ходе которой, как того и требуют писаные и неписаные законы политического протокола, прозвучало немало слов о дружбе и перспективе сотрудничества.
«Говоря о нынешней ситуации в плане сотрудничества НАТО-Армения, хотелось бы привести цитату из отрывка моей беседы с министром обороны; то, что у нас превосходное практическое сотрудничество по многим направлениям и заметный прогресс. Мы благодарны за вклад Армении в нашу миротворческую миссию в Афганистане и на Кавказе. Ожидаем предстоящий визит министра обороны в Брюссель на встречу министров обороны соответствующих стран, имеющих присутствие военных объединений в Афганистане»,- цитирует Джеймса Аппатурая сайт «Панорама».
Он отметил, что Минобороны выразило готовность к прозрачности, а также обеспечить гендерное равенство в вооруженных силах. «Мой визит в Ереван преследует две цели: одна — проведение политического обмена. В регионе ряд развитий, которые представляют интерес для союзников. Союзники приветствуют мнения и точку зрения Армении. Мы надеемся, что политический обмен на высшем уровне станет регулярным. Вторая цель — поправки в практическом сотрудничестве», — заверил гость.
Несмотря на разные позиции, все страны-участницы НАТО принимают и поддерживают дружественные отношения между альянсом и Арменией, заявил Джеймс Аппатурай. Отвечая на традиционное ереванское ябедничанье, что, мол, Турция периодически вмешивается в процесс урегулирования карабахского конфликта, оказывая поддержку Азербайджану, он отметил:
«Ясно, что у союзников НАТО разные политические отношения с региональными игроками. Но важно помнить, что, несмотря на эти разные позиции, все они принимают и поддерживают последовательные, дружественные и надежные отношения между НАТО и Арменией. Думаю, Армения также приветствует эти последовательные отношения со странами-участницами НАТО посредством альянса».
По его словам, членство Армении в Евразийском экономическом союзе и ОДКБ не вызывает у НАТО никаких нареканий. «Для НАТО Армения была и остается надежным партнером. Если честно, я не прогнозирую никаких резких сдвигов. Не думаю, что у Армении тоже есть подобные намерения», — заметил Аппатурай, добавив, что сотрудничество Армения — НАТО продолжится.
Другой вопрос, как далеко это сотрудничество в реальности может зайти. Ереванские «западники», конечно, строят здесь самые радужные планы. Аналитики газеты «Лрагир» рассуждают, приедет ли в Армению генсек альянса, которого пригласил посетить страну президент Серж Саргсян. «У меня нет каких-либо сомнений, что Армения выйдет из состава ОДКБ и станет членом НАТО», — заявил аналитик Центра региональных исследований Давид Шахназарян во время семинара по теме «НАТО как стабилизирующая сила на Южном Кавказе: текущие вызовы и развития в регионе». «У меня нет сомнений, что произойдет именно это», — сказал он.
Правда, при этом господин Шахназарян воздержался от прогнозов, произойдет ли это до урегулирования карабахского конфликта или после.
Здесь, пожалуй, нужно небольшое уточнение. Для членства в НАТО страна должна отвечать множеству критериев, от унификации вооружений до подготовки офицерских кадров. Плюс ко всему НАТО — военный альянс, а это значит, что вновь вступающая в него страна должна иметь выход в открытое море или протяженную границу с другой страной, уже входящей в альянс. В южнокавказских реалиях это означает, что Армения и Грузия могут запросить членство в альянсе уже сегодня, а Азербайджан — пока нет.
При этом Грузия открыто заявила, что намерена добиться членства в альянсе. Азербайджан, член Движения неприсоединения, активно сотрудничает с альянсом, в частности, проводит совместные учения с Грузией и Турцией. Иное дело — Армения. Как указывается на сайте НАТО, она входит в программу «Партнерство ради мира», но вступать в блок не намерена.
Но так как сотрудничество с НАТО — процесс разноуровневый и «разноскоростной», то здесь какие-то его программы действительно могут «открываться» и для стран, которые не ставят своей целью членство в НАТО и даже состоят в других военных блоках, так что для самого факта реализации каких-то программ сотрудничества с НАТО членство Армении в ОДКБ действительно препятствием не является.
Другое дело, что спектр этих программ по определению весьма узкий, так что сотрудничество с НАТО Армения развивать может, по крайней мере, теоретически, но не более того. А вот на членство в альянсе ей рассчитывать очень сложно.
Дело даже не в том, что в НАТО уже входит Турция, у которой с Арменией нет даже дипломатических отношений. Куда важнее сильнейшая зависимость Армении от РФ. Так уж совпало: как раз накануне визита Аппатурая в Армении посольство России давало торжественный прием в честь государственного праздника РФ — Дня России. Прошел он в Национальном академическом театре оперы и балета им. Спендиарова.
Выступая на приеме, Чрезвычайный и Полномочный Посол Российской Федерации в Республике Армения Иван Волынкин с удовлетворением констатировал, что в настоящее время отношения России и Армении вышли на новый уровень.
«Россия и ее граждане высоко ценят союзнические отношения с Республикой Армения, которые опираются на многовековую дружбу между нашими народами. За последние четверть века подписано более 200 российско-армянских соглашений различного уровня, союзнические отношения двух стран динамично развиваются и углубляются в рамках Организации Договора о коллективной безопасности и Евразийского экономического союза. Без преувеличения можно констатировать их выход на новый уровень», — сказал Волынкин, добавив, что Россия является самым крупным инвестором в экономику Армении, сотни миллионов рублей направляются на ее развитие.
«В переводе»: Армения, напомним для особо забывчивых, является членом ОДКБ. Она создает с Россией объединенные группировки войск, получает от Москвы в подарок оружие, а за ее безопасность отвечает российская военная база в Гюмри. И еще получает от России заметную экономическую поддержку. Готовы ли в Армении распрощаться со всеми этими преференциями ради членства в НАТО? И если нет, то почему демонстрацию «сближения» с НАТО устраивают власти Армении? Что это — обычное неумение просчитать последствия собственных действий? Или… А вот здесь необходимо уточнение.
Несмотря на всю ту колоссальную и военную, и экономическую, и политическую поддержку, которую получает Ереван от Москвы, в Армении не скрывают своего разочарования. Во-первых, Россия не спешит «отвоевывать» для Армении Восточную Анатолию у Турции. Во-вторых, в апреле прошлого года Москва вела себя совсем не так, как того ждали в Ереване. В-третьих, Армения, вступив в Таможенный союз, вовсе не открыла двери в экономический рай.
Как констатировала неделю назад та же «Лрагир», «экономисты в Армении говорят о тревожных фактах — отток капитала из страны вырос, инвестиции обходят Армению далеко стороной, внешний долг пересек психологическую отметку в 6 млрд. долларов, развивается только добыча золота, да и то рахитичным образом — за счет Амулсара. Экономисты утверждают, что экономика Армении не просто в стагнации, а в глубоком кризисе, и наступит момент, когда нить порвется».
В любой нормальной стране счет за такие результаты экономической политики предъявили бы собственным властям и еще задумались, почему их страна отлучена от экономической жизни региона. Но в Армении во всем обвиняют Россию. И на этом фоне демонстративные «обнимашки» с НАТО имеют для Еревана вполне понятную цель.
Во-первых, здесь таким образом пытаются успокоить собственное общественное мнение и продемонстрировать, будто бы у Армении еще есть шансы на диверсификацию политики. Во-вторых, недвусмысленный «мессадж» получает Россия — «форпост» может обидеться, если не получит новых подарков. А в-третьих, Армению уже начинает тяготить имидж «форпоста Москвы», притом, что на международной арене неприятностей у этой самой Москвы выше крыши.
Только вот Москва, которая обычно весьма остро реагирует на любые попытки сближения с НАТО тех же Грузии, Украины и Азербайджана, на сей раз хранит молчание. Вряд ли в РФ потеряли интерес к своему «форпосту» — куда логичнее предположить, что в Кремле не строят иллюзий насчет реальной способности Еревана диверсифицировать свою внешнюю политику.