Экономика, Эхо

«Светлого будущего у Азербайджана без инвесторов нет»

money-gold-zoloto-investЭ.РУСТАМОВА

Проблемы Международного банка Азербайджана могут бросить тень на будущее всей страны, так как банковский кризис настораживает потенциальных инвесторов.

Инвестры также обращают внимание не только на сложившуюся ситуацию внутри страны, но и на то, как правительство преодолевает подобные трудности. Напрашивается вопрос, как страна будет привлекать в будущем инвесторов?

Как сообщил в беседе с Echo.az банковский эксперт, директор юридической фирмы «Акрам Гасанов и партнеры», член Коллегии адвокатов Азербайджана Акрам Гасанов, вся проблема в том, что государственные финансовые органы работают по своему усмотрению, они не хотят «играть» в команде.

«Светлого будущего у Азербайджана без инвесторов нет, особенно с учетом того, что национальная валюта дешевеет, и сокращаются нефтяные доходы. Сегодня мы нуждаемся в инвесторах и кредиторах. Но проблемы Межбанка отпугивают инвесторов. Пока мы не можем даже представить все последствия банкротства Межбанка. Результаты в полной мере мы почувствуем и увидим до конца этого года,» — сказал Гасанов.

«Стоит отметить, что вина полностью ложится на плечи руководства Международного банка Азербайджана и Палаты надзора над финансовыми рынками (ПНФР). В погоне за узкими интересами ПНФР не задумывалось о потери доверия со стороны инвесторов. Главная задача Палаты была, чтобы банк выжил. Но этот орган не подумал, что это навредит экономике страны,» — отметил эксперт.

По словам Гасанова, каждое министерство действует по своему усмотрению.

«К примеру, у Центрального банка АР цель — борьба с инфляцией, поэтому они сжали денежную массу. Но ведь экономика не может работать без денег. Для Палаты важнее, чтобы было меньше обанкротившихся банков, поэтому ПНФР закрывает глаза на нарушения со стороны кредитных организаций по отношению к своим клиентам», — сказал Акрам Гасанов.

Эксперт отметил, что глава государства регулярно обращает внимание государственных служащих и бизнес-структур на необходимость привлечения зарубежных инвесторов для развития ненефтяных секторов.

«Ради этого президент приостановил на два года государственные проверки предпринимательской деятельность, и возможно, в скором времени мораторий на проверки будет продлен. Но иностранные инвесторы после инцидента с Межбанком могут испугаться вкладывать деньги в нашу экономику. Ведь даже государственный банк отказывается, как минимум, выплатить часть своих долгов, что уж говорить про частные финансовые организации,» — подчеркнул Гасанов.

«Нам нужны инвесторы, но у нас нет единой экономической команды, которая могла бы заинтересовать их и дать гарантию, что их средства будут под надежной защитой. Для этого необходимо «перетрясти» нынешнюю команду, и, надеюсь, что глава государства в скором времени займется этим вопросом. Конечно, каждый государственный орган имеет свои взгляды по тому или иному вопросу. Но у финансовых органов нет единой программы, поэтому каждое учреждение действует по своему усмотрению», — заключил Акрам Гасанов.

Как пишет Forbes Россия, 11 мая объявил дефолт Международный Банк Азербайджана (МБА). Это один из старейших и крупнейших банков республики — его активы (почти 10 млрд. долларов) составляют 40% всей банковской системы Азербайджана.

Банк начал работать еще в 1990 году в качестве азербайджанского отделения Внешэкономбанка СССР. Изначально правительство планировало приватизировать все республиканские банки, но, выйдя из капитала нескольких небольших кредитных учреждений, решило придержать контрольный пакет МБА.

В итоге начиная с 1990-х и вплоть до 2015 года структура капитала банка оставалась неизменной: 50,2% у государства, 49,8% у частных лиц.

Первые признаки проблем появились в 2008-2009 годах. В октябре 2009 года агентство Fitch посчитало, что почти одну треть кредитов МБА можно отнести к проблемным. Тогда правительство Азербайджана внесло в капитал банка около 100 млн. долларов. Этих денег хватило до 2013 года, затем операции по докапитализации банка стали ежегодными.

За пять лет правительство увеличило капитал МБА еще почти на 600 млн. долларов — огромные деньги для страны с ВВП порядка 40 млрд. долларов. Но решить проблемы вливанием денег в капитал банка не получилось. После падения цен на нефть и девальвации местной валюты стало понятно, что большая часть кредитов МБА — невозвратные.

В 2015 году председатель правления МБА Джангир Гаджиев был отправлен в отставку (позже его обвинили в выводе денег), а доля государства в капитале увеличена до 90%. Тогда же правительство разработало и приняло программу спасения — проблемные кредиты должны были быть переданы в государственную компанию Aqrarkredit по балансовой стоимости.

В обмен в начале 2016 года МБА получил качественные активы (обязательства Центрального Банка Азербайджана) на 7,5 млрд. манатов (4,7 млрд. долларов по среднему курсу 2016 года). После расчистки баланса МБА должен был быть приватизирован, но этого вновь не произошло. И хотя проблемные кредиты на балансе банка были заменены на обязательства республиканского ЦБ, проблем это не решило. Пассивы МБА были на 70% номинированы в иностранной валюте.

Азербайджан с 2011 года придерживался политики фиксированного курса маната к доллару, но после падения нефтяных котировок девальвация стала неизбежна. Манат отпустили в свободное плавание — с декабря 2015-го по январь 2017 года его курс к доллару упал почти в два раза. На конец 2016 года валютные обязательства Международного Банка Азербайджана составили 4,8 млрд. долларов — при валютных активах 2 млрд. долларов.

В этот момент было принято решение объявить дефолт по внешним обязательствам МБА. 23 мая 2017 года в Лондоне состоялась встреча с кредиторами, на которой министр финансов Азербайджана Самир Шарифов объявил о новом плане помощи МБА.

Правительство пообещало выделить четвертый транш финансовой помощи на сумму 3,7 млрд. манатов (около 2,1 млрд. долларов). Внешние обязательства МБА на сумму 3,3 млрд. долларов, включая еврооблигации, межбанковские кредиты и торговое финансирование, обменяют на долгосрочные суверенные еврооблигации Азербайджана с дисконтом. После реструктуризации долга активы МБА уменьшатся на 30%, банк в очередной раз будет готов к приватизации.