НУРАНИ
В армянском парламенте политическая оппозиция в очередной раз напомнила о себе. Как нехотя признает сайт Panorama.am, внеочередное заседание Национального собрания Армении было досрочно прервано практически сразу же после начала.
Депутаты от оппозиционных фракций парламента — блока «Выход» и блока «Царукян» — выступили против принятия предложенных кабмином Армении законопроектов в представленные для утверждения сроки.
В самом деле, правительство Армении предложило обсудить законопроект «О приватизации государственной собственности» всего за 90 минут, а изменения в закон РА «Об административно-территориальном делении Республики Армения» — за два часа. Что вызвало нешуточное -и обоснованное — возмущение руководителя фракции «Выход» Никола Пашиняна:
«На закон «Об административно-территориальном делении Республики Армения» выделено всего лишь 2 часа, в то время как решается судьба 300 общин республики, и неправильно таким образом ограничивать обсуждение. Что касается законопроекта «О приватизации государственной собственности», то речь идет о приватизации нескольких десятков государственных объектов, и мало того, что данный вопрос не был вынесен на общественное обсуждение, не было организовано обсуждений в комитетах надлежащим образом, так ещё и для утверждения устанавливают 90-минутный срок. В обоих случаях мы предлагаем установить 5-часовое обсуждение», — цитирует его «Панорама».
В свою очередь, депутат парламента от фракции «Царукян» Наира Зограбян заявила, что ее однопартийцы присоединяются к замечанию Никола Пашиняна: «Это абсолютно неприемлемо. То, что осталось в Армении «не приватизированного», вы отчуждаете. Кстати, в комитете также было выяснено, что даже потенциальных покупателей на данный момент нет, это делается лишь для пополнения бюджета. И вы хотите, чтобы мы обсудили этот законопроект всего за 90 минут, провели голосование ради галочки? Это весьма сложная проблема. Приватизируются медицинские учреждения, киностудия «Арменфильм», образовательные учреждения, а выделить на это 90 минут — всего лишь ради галочки, для проведения пустого обсуждения. Это совершенно недопустимо», — отметила она.
Спикер парламента Армении Ара Баблоян вынужден был продлить обсуждение «приватизационного» законопроекта на 2 часа.
Только вот….что это может изменить в сегодняшней Армении? В мире крупного бизнеса и государственной экономической политики есть такое выражение — «Продавать столовое серебро», то есть выставлять на продажу такие активы, расставаться с которыми — последнее дело. Теоретически «приватизационная инициатива» кабинета министров Армении тоже могла бы претендовать на такое определение.
В самом деле, правительство Карена Карапетяна задумало, если верить самому премьеру и его близкому окружению, серьезные реформы, а на них нужны деньги. Был, конечно, слабенький шанс на привлечение инвестиций из-за рубежа, но, увы, все надежды на «заграница нам поможет» пошли прахом. В Армении просто не оказалось привлекательных сфер для вложения. Самое время выставлять на продажу государственные активы. Только вот подходит ли к новой волне приватизации, которую задумали в сегодняшней Армении, метафора насчет «столового серебра» — вопрос спорный.
С одной стороны, на продажу выставляются образовательные и медицинские учреждения, киностудия «Арменфильм» — словом, то, что, по убеждению многих, менять собственника в лице государства ну никак не должно. Вернее, не должно было бы. Но, с другой стороны, «столовым серебром» именуют, как правило, активы привлекательные и дорогие: железные дороги, электрические и газовые сети, словом, то, что было продано, точнее, передано за долги России еще в «нулевые». А теперь на торги выставляют уже не «столовое серебро» и даже не последнее колечко из бабушкиной шкатулки, а «социалку». Другое дело, что властям Армении надо хоть как-то насытить бюджет и свести концы с концами.
А сделать это непросто. Плюс ко всему эксперты советуют не забывать еще и о демографической структуре армянского общества, испытывающего на каждом шагу последствия зашкаливающей миграции. Уезжают из Армении, напоминают в который уже раз специалисты, по большей части молодые, здоровые и деятельные, то есть экономически активные. А остаются дети и старики, весьма «затратные» для бюджета, которых, тем не менее, надо кормить. Вот и приходится идти на крайние меры. Другое дело, что на эти самые крайние меры власти Армении пошли как раз в то время, когда, казалось бы, в очередной раз забрезжили пресловутые «коридорные надежды».
Напомним: еще в 2011 году после сложных переговоров в ходе вступления России в ВТО было достигнуто соглашение, предусматривающее открытие дополнительных транспортных коридоров между Российской Федерацией и Грузией, которые могли бы способствовать увеличению товарооборота между этими странами. Москва и Тбилиси договорились пригласить международных посредников, призванных контролировать поток грузов и производить соответствующую маркировку. Посредниками на переговорах между РФ и Грузией выступили власти Швейцарии, предложившие создать электронную систему слежения за передвижением товаров на абхазском и юго-осетинском участках границы.
Здесь, пожалуй, нужно уточнение. Напомним: транспортное сообщение между Грузией и Россией осуществляется сегодня по Военно-Грузинской дороге, через КПП «Верхний Ларс». Но он часто оказывается закрыт по «природно-стихийным» причинам. Еще в годы существования СССР был построен знаменитый ТРАНСКАМ, или Транскавказская автомагистраль, которая прошла через Цхинвали и Рокский тоннель и теперь, после российской агрессии августа 2008 года и признания оккупационного режима в Цхинвали «независимым государством», закрыт.
Не действует и железнодорожное сообщение с Грузией, которое ранее осуществлялось через ветку, проходящую через Сухуми, столицу оккупированной Абхазии. Плюс ко всему куда больше самой России в таком транзите заинтересована Армения. Грузия прекрасно решает свои транспортные и инфраструктурные проблемы при помощи транзита через территорию Азербайджана. А вот для Армении такой путь по понятным причинам невозможен. Теперь, судя по некоторым косвенным признакам, Москва пытается всеми силами реализовать достигнутые с Грузией договоренности. И, похоже, не на шутку воодушевила этим Ереван. Если будет обсуждаться вопрос перевозки товаров из Армении в Россию через Абхазию, то технически это организовать возможно, уверенно заявил на встрече с журналистами 6 июня директор экспедиторской компании «Апавен» Гагик Агаджанян, передает News.am.
По его мнению, технически процесс можно осуществлять с авторитетным посредником. В этом деле большой опыт и доверие заработали швейцарские компании. Они могут принимать грузовик или ж/д вагон у грузинских таможенников на пограничной реке Ингури, перевозить его через Абхазию, а на реке Псоу, пограничной уже с Россией, сдавать его таможенникам России. Если с грузами будет помогать такой авторитетный посредник, сомнений в контрабанде или вопросах безопасности не возникнет, уверен Агаджанян.
«Сейчас этот вариант реальнее, чем когда-либо. Я никогда этого не говорил и впервые говорю сейчас», — добавил экспедитор. Только вот… Еще 2 июня в кулуарах Петербургского форума на эту животрепещущую тему высказался Анатолий Бибилов, громко именующий себя «президентом Южной Осетии». Сей субъект в беседе с журналистами заявил, что «Южная Осетия» готова обеспечить транзит грузов между Россией и странами Закавказья, а также Турцией и Ираном через территорию республики, но только как «равноправный партнер».
«Речь идет об открытии дороги, которая соединяет не только Грузию, но и Армению, Азербайджан, Иран, Турцию, и так далее. Все зависит от желания этих стран», — разглагольствовал Бибилов в беседе с корреспондентом ТАСС. Бибилов допустил возможность транзита грузов через Южную Осетию, однако тут же добавил: «Но мы должны понимать, что в этом проекте, не знаю, согласится грузинская сторона или нет, Южная Осетия должна быть представлена как полноценный партнер, как государство, через которое проходит эта транзитная дорога, и, соответственно, отношения должны быть построены на этом равноправии».
А на следующий день «в поддержку» высказалась уже Москва. МИД РФ выпустил свой комментарий, где заявил, что, мол, скорейшая практическая реализация соглашения между Россией и Грузией о мониторинге грузов на границах Грузии с Южной Осетией и России с Южной Осетией «стало бы важным вкладом в налаживание международной торговли в регионе».
То, что такие «границы» существуют лишь в воображении Кремля, на Смоленской площади предпочитают не видеть в упор. Что же до заявления Бибилова, потребовавшего для своего оккупационного режима «равноправного статуса», то МИД России приветствовал эту «конструктивную и ответственную позицию, которая открывает реальную перспективу развития системы торгово-экономических коммуникаций в Закавказье в интересах всех стран региона».
«Призываем Тбилиси проявить столь же конструктивный настрой. Имеем в виду прежде всего известное Соглашение между правительством Российской Федерации и правительством Грузии об основных принципах механизма таможенного администрирования и мониторинга торговли товарами от 9 ноября 2011 года. Скорейшее начало его практической реализации стало бы важным вкладом в налаживание международной торговли в регионе. К сожалению, грузинская сторона на протяжении длительного времени уклоняется от подтверждения своих обязательств по соглашению. Рассчитываем на изменение этого подхода», — назидательно изрекли в Москве.
Только вот в Грузии в ответ напомнили Кремлю о международном праве. Внешнеполитическое ведомство Грузии расценило комментарий МИД РФ как очевидную попытку Москвы уклониться от его имплементации, указывает EADaily. Как напоминают в Тбилиси, «после подписания соглашения при содействии страны-партнера — Швейцарской конфедерации, были предприняты значительные шаги к практическому задействованию этого документа. В частности, была выбрана нейтральная компания, которая должна проводить таможенный мониторинг грузооборота между Грузией и Российской Федерацией.
При конструктивной позиции Грузии с этой компанией удалось согласовать текст соответствующего контракта, определить несколько юридических документов для содействия имплементации процесса. Со стороны территории, контролируемой Грузией, было определено местоположение возможных терминалов. Таким образом, еще год назад Грузия завершила все предварительные процедуры для подписания контракта с нейтральной компанией и выполнения соглашения», — говорится в заявлении.
Комментарий МИД РФ, заявляют в грузинском ведомстве, целенаправленно вводит процесс в тупик, пытаясь представить «оккупированный Цхинвальский регион» (Южную Осетию) участником соглашения, что, по мнению Тбилиси, явно противоречит принципам и назначению этого соглашения.
«Такая интерпретация соглашения, оформленного в 2011 году между двумя странами, принципиально неприемлема для грузинской стороны, и это с самого же начала было известно официальной Москве. Призываем Российскую Федерацию вернуться в правовые рамки, пересмотреть свою неконструктивную позицию и приступить к безоговорочному выполнению своих международных обязательств», — говорится в заявлении МИД Грузии.
Наконец, в Тбилиси вряд ли забудут, что при голосовании в ООН по резолюции, признающей «право всех беженцев и вынужденно перемещенных лиц в Грузии на возвращение в свои дома по всей стране, включая Абхазию и Южную Осетию», Армения проголосовала против. Так что официальному Еревану после краха очередных «коридорных надежд» остается только «сбрасывать социалку». Пусть и называя это красивым словом «приватизация».