За рубежом

Импичмент madе in Russia

james-commie-fbiА.ШАКУР

Как утверждают старожилы, Уотергейтский скандал для советской публики прошел практически не замеченным, и новость об отставке президента США Ричарда Никсона, напечатанная далеко не на первой полосе «Правды», оказалась для большинства громом среди ясного неба.

Кремлевские и околокремлевские «бойцы идеологического фронта» не без оснований посчитали, что подробности скандала, где чиновникам из администрации президента задают неприятные вопросы по поводу «жучков» в штаб-квартире его соперника, советским людям знать незачем.

Иное дело теперь, когда «Рашенгейт» разворачивается во всех подробностях в дословном и синхронном переводе на русский -и в прямом, и в переносном смысле. Вашингтонский политический «бомонд» обсуждает очередную сенсацию: перед сенаторами наконец выступил бывший директор ФБР Джеймс Коми. И сказать, что его показания сделали импичмент Трампа куда более реальным, чем это казалось прежде — ничего не сказать.

Прямых улик против действующего президента страны Дональда Трампа Коми как бы не предоставил. Но в то же время прямо обвинил нынешнего хозяина Белого дома в клевете на ФБР и лжи. И самое главное, подтвердил, что его увольнение имело целью помешать «российскому» расследованию. Как подтвердил экс-директор ФБР, у него «нет сомнений», что Россия и власти России имели намерение вмешиваться в процесс выборов в США и пытались это сделать — правда, свидетельств, что были искажены результаты выборов, у него нет.

Первая кибератака, по его словам, произошла летом 2015 года, а всего их было несколько сотен. Кроме того, по словам Коми, Трамп как бы не просил его прекратить расследование о вмешательстве РФ в выборы и не был объектом расследования ФБР. Только вот это слабое утешение для Дональда Трампа. Потому как Джеймс Коми рассказал о весьма настойчивой просьбе действующего президента прекратить расследование в отношении Майкла Флинна, советника по национальной безопасности, который был вынужден покинуть свой пост через две недели после назначения из-за того, что обсуждал с послом РФ в США Кисляком возможность снятия санкций, а потом «неверно информировал о характере разговора» вице-президента США Пенса.

По словам Коми, 14 февраля в Овальном кабинете в Белом доме состоялась его встреча с президентом, и Трамп, по его словам, попросил присутствующих оставить их наедине. Тет-а-тет президент заговорил о проблемах утечки секретной информации и перешел к теме Флинна. Как теперь поведал сенаторам Коми, Трамп дважды назвал Флинна «хорошим парнем», и выразил надежду, что расследование в его отношении будет прекращено. У Коми в результате сложилось ощущение, что этот разговор «был крайне важен», и что Трамп «по его мнению, «пытался обменять его должность, возможность продолжать работу, на что-то, что он может ему дать взамен».

Наконец, Коми дал понять, что президент США требовал от него «верности», то есть лояльности по отношению к себе. «Я не знаю президента достаточно хорошо, чтобы его «считать». Но это была очень неловкая ситуация, — подчеркнул Коми. — Он попросил от меня что-то, чего я не мог ему дать», чтобы таким образом продемонстрировать ему «верность»». Когда же у Коми прямо спросили: «Почему вы не сказали Трампу: «Мистер президент, я не могу этого сделать?» — экс-директора ФБР признал: «Я был настолько изумлен нашим разговором, что подумал: «Что я могу ему на это сказать?» Может быть, другие вели бы себя иначе в этой ситуации, но не я».

Здесь, пожалуй, нужно уточнение. Показания Коми, в частности, и расследование, которое ведет сенатский комитет по разведке вообще, реализуется как бы в двух плоскостях: политическая судьба Дональда Трампа и отношения США и России. Темы эти взаимосвязанные, но все же не тождественные. Выступление экс-директора ФБР перед сенатским спецкомитетом по разведке может дорого обойтись президенту США, над головой которого навис дамоклов меч с выгравированным словом «импичмент», писала Liberation еще до того, как Коми начал давать показания сенаторам.

Выступление Коми в сенате рассматривается именно как возможный старт кампании по импичменту, отметила газета. Однако президент США не верит, что может быть смещен, и не соизмеряет величину грозящего ему риска. Об этом свидетельствует распространенное Белым домом заявление. В нем говорится, что «президент рад тому, что мистер Коми наконец публично подтвердил свои частные высказывания о том, что президент не находился под следствием в рамках российского расследования. Президент чувствует себя целиком и полностью оправданным».

Трамп испытывает гордость, что он, как политический аутсайдер, одержал победу над Хиллари Клинтон, за время предвыборной кампании которой и за время работы администрации Барака Обамы было сделано много незаконного. Для Трампа «российский вопрос» ставит под сомнение справедливость самой этой победы, а потому он называет себя жертвой гонений, а все происходящее — «охотой на ведьм». Но вопросы, заданные Коми сенаторами спецкомитета по разведке, могут обнаружить такие сведения, из-за которых президент-миллиардер окажется перед лицом обвинений в препятствии отправлению правосудия, предупредило французское издание.

Представители «команды» Трампа — и «команды» Путина — выступают с обнадеживающими заявлениями. Импичмент президенту США Дональду Трампу крайне маловероятен, более вероятно, что он может уйти в отставку сам, считает профессор Йельского университета Стивен Пинкус, мнение которого приводит РИА «Новости».

«Я полагаю, что крайне маловероятно, что ему вынесут импичмент. Я думаю, что это крайне маловероятно, по крайней мере, до тех пор, пока не появятся какие-либо факты, которые были бы конкретными. Если такое произойдет, я думаю, он покинет пост сам», — сказал Пинкус, выступая на дискуссионной площадке клуба «Валдай».

Адвокат президента США Дональда Трампа Марк Касовиц, представляющий интересы главы государства в расследовании о «связях» его предвыборного штаба с Россией и «вмешательстве» Москвы в выборы, заявил, что накануне выступления экс-главы ФБР Джеймса Коми в сенате Трамп чувствует себя уверенно, передает «Регнум».

В заявлении частного адвоката говорится, что Трамп считает себя «полностью вне подозрений» после публикации доклада Коми сенату Конгресса США. «Он намерен продолжать движение вперед по реализации своей повестки дня», — сказал юрист. Также Трамп признателен Коми за то, что подтвердил публично сделанные им в частном порядке заявления о том, что глава государства не находится под расследованием в рамках какого-либо «российского дела».

В то же время не следует забывать: препятствование правосудию — это одно из обвинений в адрес президента, которые могут стать основанием для импичмента. Не говоря о том, что для американской общественности имеет значение, о каком именно факте идет речь. В «препятствовании правосудию» обвиняли Билла Клинтона, который не желал откровенничать, как далеко зашли его отношения со стажеркой Моникой Левински, но теперь речь идет о попытке Белого дома «притормозить» расследование об иностранном вмешательстве в выборы.

Заместитель председателя комитета сенатор Марк Уорнер сообщил, что считает эти слушания особенно важными вовсе не потому, что представители Демократической партии не согласны с политикой, проводимой президентом Трампом. «Иностранный противник атаковал нас здесь, в нашем доме, не ракетами и снарядами, а попытавшись ударить по нашей демократии», — подчеркнул он. Уотергейтский скандал меркнет в сравнении с событиями, происходящими вокруг президента США Дональда Трампа и предполагаемых связей между его предвыборным штабом и Россией, заявил и бывший директор национальной разведки Джеймс Клэппер.

Кроме того, он подверг критике пророссийскую позицию Трампа, заявив, что передача им разведданных России является «свидетельством или неведения, или неуважения», передает «Голос Америки». «Думаю, если сравнивать эти две вещи, то Уотергейт, на мой взгляд, меркнет по сравнению с тем, с чем мы столкнулись сегодня», — сказал Клэппер в беседе с журналистами в столице Австралии Канберре.

По мнению Клэппера, «необъяснимо», что Трамп по-прежнему занимает пророссийскую позицию, несмотря на имеющиеся свидетельства, что Москва пыталась вмешаться в ход президентских выборов в США в 2016 году.

«Его последующие действия, передача секретной информации русским, компрометация источников являются свидетельством или неведения, или неуважения, причем и тот, и другой случай представляет серьезную проблему», — сказал Клэппер, напомнив о том, что Трамп передал секретную информацию о планируемой операции «Исламского государства» министру иностранных дел России на встрече в Овальном кабинете в мае, о чем сообщили два американских чиновника, и, по мнению ряда экспертов, тем самым поставил под угрозу источники этой информации.

Впрочем, пока что в Конгрессе США еще не дали старт процедуре импичмента, и у Дональда Трампа есть шансы удержаться на посту. Иное дело — отношения с РФ, где в дополнение к «крымско-украинской» и «сирийской» теме серьезной проблемой становятся и обвинения во вмешательстве в чужие выборы вообще и компьютерных взломах в частности. Более того, нельзя не заметить, что американское расследование вызывает весьма нервозную реакцию в Москве.

Нашумевшее интервью Путина — яркое тому свидетельство. Где уже начинают понимать, что его последствия тоже могут оказаться нешуточными. Более того, в России уже звучат и заявления, что теперь на тему «хакеров» отшучиваться уже не стоит — дело зашло слишком далеко. Только вот…здесь, похоже, у Москвы просто нет достойного и беспроигрышного варианта поведения.