За рубежом

Кого обвиняет Ереван в провале своей «транзитной мечты»?

tupik-dead-end-jeleznaya-dorogaНУРАНИ

В Армении продолжается «сезон рухнувших надежд». Причем сразу по нескольким чувствительным направлениям. И что самое обидное, «негатив» на головы местных обывателей валится сразу же после серии сообщений, которые, по идее, должны были бы вселить в них изрядную долю оптимизма.

Вот, к примеру, Фонд развития Армении и Организация развития торговли Ирана подписали меморандум о взаимопонимании по углублению двустороннего сотрудничества, о чем сообщает пресс-служба Фонда. Документ подписали исполнительный директор Фонда развития Армении Армен Авакян и председатель Организации по развитию торговли Ирана, замминистра промышленности, рудников и торговли Ирана Моджтаба Хосровтадж.

Меморандум предусматривает содействие предпринимателям, работающим в Армении и Иране. В ходе встречи стороны обсудили практические шаги и существующие проблемы в сфере инвестиций и торгового оборота между странами, сообщает PanArmenian. Как напоминают в Ереване, после прошедшей в октябре 2016 года в Тегеране выставки «Армения Экспо» 18 банков, строительных, ювелирных, туристических и текстильных компаний ведут переговоры об осуществлении экспорта армянских товаров и услуг.

По окончании выставки директор Фонда поднял вопрос процедурных препятствий, возникающих в процессе экспорта армянских товаров в Иран. «Принимая в 2016 году участие в выставке, армянские компании столкнулись с рядом процедурных проблем в связи с системой дополнительных разрешений на перевозку своих товаров и имущества, что является довольно сложным и трудоемким процессом. Необходимо упростить эти процедуры», — сказал Авакян.

Он представил иранскому чиновнику сферы Армении, наиболее перспективные в плане экспорта и инвестиций — ИТ, туризм, переработка сельхозпродуктов, текстиль, ювелирное дело. Это, правда, не те направления, где ожидаются сногсшибательные цифры товарооборота, но Армении, похоже, важно «продемонстрировать тренд». Тем более что речь идет не только об «упрощении процедур».

Агентство ИРНА распространяет сообщение: министр связи и информационных технологий Ирана Махмуд Ваэзи и заместитель премьер-министра Армении Ваче Габриелян обсудили расширение двусторонних взаимодействий. Иран и Армения подчеркнули необходимость осуществления двусторонних соглашений На этой встрече в кулуарах экономического форума в Санкт-Петербурге присутствовал министр Ирана в Москве Мехди Санаи.

«Отношения между Тегераном и Ереваном растут, и надеемся на дальнейшее сотрудничество», сказал Ваэзи. Указав на то, что после распада СССР и независимости Армении в 1991 году были установлены хорошие отношения между двумя странами, Ваэзи сказал: «В ходе последнего визита президента Роухани в Армению в декабре 2016 года были достигнуты хорошие соглашения и мы стремимся осуществлять эти сделки».

Выразив надежду на предстоящую поездку премьер-министра Армении в Тегеран, Ваэзи сказал, что обе страны могут взаимодействовать в областях электричества, газа и транспорта. Указав на расширение торгового оборота между Ираном и Арменией в последние годы, министр связи Ирана сообщил о готовности ИРИ для сотрудничества в области информационно-коммуникационных технологий с Арменией и Ираком.

Ваэзи также подчеркнул важность нормализации банковских отношений в целях расширения отношений. Заместитель премьер-министра Армении Ваче Габриелян также на этой встрече назвал важным визит Роухани в Ереван и расширение двусторонних отношений. Он также сказал, что трехсторонное соглашение между Ираном, Ираком и Арменией является стратегическим. По словам Габриеляна, двустороннее соглашение в области электричества между Ираном и Арменией и присоединение электрической сети двух стран к Грузии — одно из сфер многосторонних отношений.

Словом, много слов о сотрудничестве, радужные надежды и заверения в самой искренней дружбе. Одно плохо: подвести под эти разговоры экономический базис никак не удается.

И самое обидное для Армении, в ходе того же форума, напомним, тот же министр связи и информационных технологий Ирана Махмуд Ваези заявил, что Азербайджан и Иран объединят свои железные дороги, и это сыграет важную роль в формировании Международного транспортного коридора (МТК) «Север-Юг». И добавил, что Иран, расположенный на древнем Шелковом пути, заинтересован в развитии и расширении экономических связей со странами СНГ. «Международный транспортный коридор «Север-Юг» будет гарантом этого развития», — подчеркнул министр, которого цитирует «Спутник» со ссылкой на АзерТАдж.

Как напоминает агентство, еще 12 сентября 2000 года в ходе второй Евроазиатской конференции по транспорту в Санкт-Петербурге было подписано межправительственное соглашение о создании международного транспортного коридора «Север-Юг» между Россией, Ираном и Индией со штаб-квартирой в Тегеране. В настоящее время на участке Ялама-Астара, расположенном на транспортном коридоре «Север-Юг», возможна перевозка до 5 миллионов тонн грузов, как и предусмотрено на начальной стадии.

По прогнозам, на следующем этапе объем грузоперевозок увеличится до 10-15 миллионов тонн, для обеспечения которых в полном объеме и для выполнения норм безопасности необходимо проведение ряда технических мероприятий. Для Армении заявление Ваэзи — очередное подтверждение краха «транзитно-железнодорожных» надежд. И тем обиднее, что планы были действительно самые что ни на есть радужные.

В Армении обсуждали свой проект строительства железной дороги, которая должна была связать страну с Ираном. Но… дальше разговоров дело не продвинулось. Да, на границе Ирана и Армении проходит железнодорожная ветка, только вот идет она из азербайджанского Горадиза в азербайджанский же Нахчыван. Ни с железнодорожной сетью Армении, ни с железными дорогами Ирана эта железнодорожная ветка сегодня не «состыкована».

Причем в Иране эту «железнодорожную географию», к несчастью Еревана, знают куда лучше, чем того бы хотелось армянским экспертам. Именно по этой железнодорожной ветке в годы существования СССР ходил поезд Москва-Тегеран. Более того, в Иране знают и другое: еще до распада Советского Союза, на самых ранних стадиях карабахского конфликта, армянские националисты блокировали движение по Мегринскому участку Азербайджанской железной дороги, чтобы лишить Нахчыванскую АССР связи с остальной территорией Азербайджана.

В результате, без железнодорожной связи с СССР, а через него — и со странами Европы остался и Иран. Притом что страна обладает весьма развитой сетью железных дорог, посредством которых можно соединить Европу с Персидским заливом.

Сегодня, когда с ИРИ снимают санкции, железные дороги с «выходом» на Россию и Европу нужны ИРИ как воздух. А это значит, что для того, чтобы запустить транзит из Армении в Иран, строить надо целых две новых ветки и соединять станцию Мегри сначала с железными дорогами Армении, а затем — Ирана. Это сложно, дорого и, главное, не ахти как результативно.

Об этом в прессе говорилось уже много раз, но тем не менее напомним: Армения — направление тупиковое. Из нее можно попасть в Грузию, но не в Россию. А Ирану нужен реально действующий коридор. Неудивительно, что здесь предпочли проект строительства железной дороги Астара-Астара-Решт. Для Армении, которая в годы существования СССР располагала лучшей в регионе железнодорожной логистикой, такое положение вещей — это не «проигрыш в конкурентной гонке», а самая настоящая «инфраструктурная катастрофа».

Которая стала следствием ее же собственной агрессивной политики. Только вот…в провале своих транзитно-инфраструктурных планов в Армении обвиняют кого угодно, но не себя. Ссылки на пресловутую «блокаду» уже успели набить оскомину. Но теперь здесь появляются новые нотки.

Вот, к примеру, ереванская «Лрагир» с изрядной долей иронии пишет: «Премьер-министр Армении Карен Карапетян принял первого вице президента ОАО «Российские железные дороги» Александра Мишарина и генерального директора ЗАО «Южнокавказские железные дороги» Сергея Валько. Оказалось, что в Армении зарегистрирован рост пассажирских перевозок на 4% и грузоперевозок на 3%».

По мнению «Лрагир», «эксперты не без основания считают, что одной из причин стагнации армянской экономики является доминирование российских монополий, которые зачастую и назначают государственных чиновников. В сфере транспорта доминирование особенно заметно. Российские железные дороги в 2008 году буквально вырвали у выигравшей тендер индийской компании концессию на управление Армянскими железными дорогами на 30 лет. Прошло уже почти 10 лет, и перевозки увеличились только на 3-4%. А это значит, что они практически стагнируют.

Россия сначала согласилась рассмотреть, потом отказалась финансировать прокладку железной дороги из Ирана в Армению. Москва попыталась стимулировать армяно-турецкую нормализацию, чтобы открыть дорогу Карс-Гюмри и стать главным провайдером железных дорог в регионе. Но не получилось.

В июне будет сдана в эксплуатацию железная дорога Карс-Тбилиси-Баку, которая свяжет Турцию с Азербайджаном и Россией — в обход Армении. Баку также стимулирует строительство последнего участка Решт-Астара, который свяжет железной дорогой Иран с Азербайджаном. А Армения «молитвами» Российских железных дорог и аффилированной с ними власти не только оказалась вне региональных дорог, но даже не может развивать свои внутренние перевозки».

Здесь бы, конечно, «экспертам» из газеты «Лрагир» напомнить: во-первых, в Армении передали свои железные дороги в концессионное управление россиянам именно в расчете на то, что Москва «продавит» открытие железнодорожного транзита через Азербайджан и Турцию в Армению без урегулирования армяно-азербайджанского конфликта, чего действительно «не получилось». Другое дело, что «Лрагир» действительно четко очерчивает масштабы постигшей Армению «политической железнодорожной катастрофы». Ответственность за которую эта страна несет исключительно сама.