За рубежом

Теракт в Тегеране — что за кадром?

НУРАНИ

С самого утра 7 июня мировые СМИ передавали тревожные новости из иранской столицы. В силу закрытости иранского общества и известных ограничений, налагаемых на работу иностранных журналистов в ИРИ, судить о происходящем можно было только с изрядной долей допуска.

Тем не менее^ журналисты сообщали о двойном теракте — нападении на парламент и подрыве «смертника» в мавзолее аятоллы Хомейни.

По предварительным данным, в результате двух нападений — на парламент страны и мавзолей Хомейни — 12 человек погибли, еще 39 получили ранения, сообщает агентство Mehr в Twitter со ссылкой на данные врачей. Известны и некоторые подробности. По данным Tasnim, нападавших было как минимум трое. Они открыли стрельбу в зоне для прессы. Примерно спустя два часа после начала стрельбы в парламенте Tasnim сообщило о перестрелке снаружи здания — ее начал один из боевиков, который вышел на улицу, после чего не смог вернуться назад, так как путь ему преградили сотрудники полиции.

Другие боевики захватили заложника. В Сети появилась фотография, где вооруженный человек выглядывает из окна здания парламента. Еще один из террористов взорвал себя на четвертом этаже здания парламента, где он был заблокирован правоохранителями, сообщает Press-TV со ссылкой на источник в Министерстве внутренних дел Ирана. Заместитель министра внутренних дел Ирана, в свою очередь, сообщил, что террористы вошли в здание парламента через главный вход. При этом они были одеты^ как женщины, передает Reuters со ссылкой на Tasnim.

Нападение на мавзолей Хомейни произошло практически одновременно с атакой на парламент — с разницей буквально в 30 минут, сообщали СМИ. По данным агентства Fars, в этой атаке участвовали четверо боевиков: трое из них открыли стрельбу по людям возле здания мавзолея, а четвертый взорвал себя возле полицейского участка, расположенного напротив. Сообщается, что смертником, взорвавшим бомбу, была женщина. Еще одну террористку, которая также должна была взорваться, успели задержать, она обезврежена.

Между тем двое нападавших мужчин ликвидированы: одного из них застрелили правоохранители, другой совершил самоубийство, проглотив капсулу с цианидом, передавало Fars. После полудня IRNA сообщило, что террористическая операция завершилась. В связи с атаками в Тегеране власти Ирана объявили о созыве экстренного заседания Совета безопасности республики, о чем сообщил глава МВД Ирана Абдольреза Рахмани Фазли. Уже известно, что ответственность за оба нападения взяла на себя террористическая группировка «Исламское государство», передает Reuters со ссылкой на подконтрольное ИГ информационное агентство Amaq.

Это первая атака исламистов ИГ, совершенная на территории Ирана, отмечает мониторинговая группа SITE Intel Group в Twitter, на которуюю ссылается Newsru. Впрочем, эксперты предупреждают: террористы не так уж редко берут на себя ответственност за теракты, которых не совершали, так что в той ситуации логично подождать результатов расследования. Другой вопрос, насколько это расследование будет объективным и в какой степени в такой стране, как Иран, его результаты будут предопределены «политическим заказом».

Во всяком случае, глава действующего в России Центра изучения современного ирана Раджаб Сафаров уже в первые часы после теракта в эфире канала «Россия 24» заявил, что нападение на парламент Ирана является акцией, организованной при поддержке спецслужб Саудовской Аравии и других аравийских монархий.

«То, что сейчас происходит в Тегеране, — это, конечно же, спланированная акция спецслужб. По данным иранской стороны, содержательным сопровождающим является Саудовская Аравия и некоторые государства Персидского залива, которые крайне негативно относятся к Ирану», — цитирует его «Интерфакс-Азербайджан». «Я думаю, что в ближайшее время ответ Ирана будет не менее жестким по отношению к тем, кто приложил руку к этому теракту», — выразил уверенность иранист, порассуждав о том, что Иран постоянно подвергается террористическим угрозам, и у иранских границ практически ежемесячно происходят теракты.

Между тем имеет право на существование и неудобная во всех смыслах версия, что нынешняя атака в Тегеране может быть и этаким местным вариантом, пардон, «поджога рейхстага», потому как теракт в иранской столице случился слишком уж, простите за цинизм, «своевременно». Прежде всего атака террористов, напомним, произошла как раз на фоне резкого взлета напряженности в отношениях Ирана с теми же монархиями Залива, за вычетом Катара, оказавшегося из-за своей дружбы с ИРИ в положении изгоя в регионе.

Иран, который сегодня не без оснований обвиняют в поддержке терроризма, получает возможность предстать в образе жертвы, да еще выдвинуть обвинения в поддержке ИГ в адрес нелюбимой Саудовской Аравии. Заодно «обнуляются» и обвинения в поддержке ИГ, которые в последнее время высказывались в адрес Катара. Подтверждается и «установка», что Иран сегодня активно борется с терроризмом в лице ИГ.

Конечно, для того, чтобы в нее поверить, надо обладать нешуточным «тоннельным зрением» и забыть о существовании такой террористической группировки, как «Хезболлах», но это уже тема отдельного разговора. Серьезный «имиджевый удар» получает политика США в регионе: теракт, в котором Иран обвинил Саудовскую Аравию, произошел «по горячим следам» поездки в регион президента США Дональда Трампа и его переговоров по сколачиванию здесь антииранского фронта, который кое-кто уже успел назвать «исламским НАТО».

Не говоря о том, что у Тегерана теперь «развязаны руки» в отношении монархий Залива. Список можно продолжать до бесконечности. И да, еще одна деталь: в такой стране, как ИРИ, доказательств вины «нелюбимых» государств и их спецслужб не спрашивают вообще. На этом фоне эксперты весьма уклончиво отвечают на вопрос, на какой «жесткий ответ» могут решиться в Тегеране. И напоминают, что ВМС ИРИ уже не раз отрабатывали на учениях перекрытие Ормузского пролива — того самого «бутылочного горлышка», через которое вывозится значительная часть нефти Персидского залива.

Возможны и попытки спровоцировать новые волнения среди шиитских общин стран Залива. Очевидно лишь, что давнее противостояние между ИРИ и Саудовской Аравией входит в новую — и весьма «горячую» — стадию.

Наконец, понятно и другое. Теракты в ИРИ произошли как раз в то время, когда в Москве заговорили об очередном «сближении» с Тегераном и едва ли не создании с ним военного союза. Документов в стиле «нападение на одного означает нападение на всех» здесь еще не подписано, однако в случае начала в регионе масштабного конфликта Кремль даже теоретически не сможет остаться в стороне.

Впрочем, как уверены многие наблюдатели, Москва уже сегодня втянута в политическое противостояние на берегах Персидского залива. И дело не только в ее военном присутствии в Сирии. Как передает РБК, американские следователи пришли к выводу, что российские хакеры взломали сервера информационного агентства Катара (QNA), что стало одной из причин эскалации напряженности на Ближнем Востоке. Об этом сообщает CNN со ссылкой на американских чиновников, знакомых с ходом расследования.

Как поясняет РБК, по словам американских и катарских правительственных источников, ФБР отправила группу специалистов в Доху, чтобы помочь правительству Катара расследовать инцидент со взломом QNA. Речь идет о нашумевшей истории, когда в конце мая на странице агентства появились цитаты якобы из выступления эмира Тамима бен Хамада Аль Тани — как сообщалось, он заявлял, что «было бы немудро иметь напряженные отношения с Ираном, который является сильной державой и гарантом стабильности в регионе».

Сообщение противоречило итогам саммита с участием президента США Дональда Трампа. Позже директор QNA заявил, что сайт был взломан, а сам текст не соответствует действительности.

Теперь же CNN со ссылкой на источники утверждает, что службы безопасности США смогли найти доказательства, что за взломом агентства стояли российские хакеры, а целью операции было вызвать разногласия между США и их союзниками. В Москве, конечно же, все отрицают. Только вот доказательства, о которых говорит CNN, могут оказаться слишком серьезными.