За рубежом

«Иранский привкус» катарского кризиса

katar-qatarНУРАНИ

Нефтяные котировки вновь идут вверх, чутко реагируя на драматичные политические новости с берегов Персидского залива — главной «бензоколонки» мира. С первого рабочего дня новой недели мировые СМИ обсуждают новость: арабские страны и примкнувшие к ним Мальдивы объявили о разрыве дипломатических отношений с Катаром.

Как сообщают, в частности, «Ведомости», Бахрейн, Египет, Саудовская Аравия и Объединенные Арабские Эмираты разорвали дипломатические отношения с Катаром, обвинив эту страну в попытках вмешаться в их внутренние дела и в поддержке террористов. Как сообщает АР, об этом решении они объявили почти одновременно ранним утром 5 июня.

Все четыре страны заявили, что их дипломаты покинут Катар и что в скором времени они прекратят воздушное и морское сообщение с этой страной. Саудовская Аравия, которая возглавляет международную коалицию, воюющую против повстанцев-хуситов в Йемене, также заявила, что катарский воинский контингент больше не будет участвовать в этой военной операции.

Бахрейн обвинил Катар в поддержке вооруженных террористических группировок, в финансировании иранских группировок, которые пытаются устроить саботаж в Бахрейне, и в попытках подстрекательства через СМИ. Это говорилось в кратком заявлении МИД Бахрейна, которое передало государственное информационное агентство. Гражданам страны были даны две недели на то, чтобы уехать из Катара, дипломатам — 48 часов.

Аналогичные заявления сделали и три другие страны, отмечает АР. Теперь же, указывает РБК, число стран, разорвавших отношения с Катаром, возросло. Правительство Йемена вслед за Бахрейном, Египтом, Объединенными Арабскими Эмиратами и Саудовской Аравией также разорвало свои дипломатические отношения с Катаром и подтвердило информацию о выводе Катара из арабской коалиции, которая ведет борьбу с хуситами. Как сообщает Al Arabia, власти Йемена обвинили Катар в поддержке находящихся в стране радикальных группировок.

«Практика Катара по борьбе с ополчением хуситов и поддержке экстремистских формирований вышла наружу», — приводит телеканал текст заявления правительства Йемена.

Также о разрыве дипотношений с Дохой заявило и временное правительство Ливии, рассказал в интервью с телеканалом Sky News Arabia глава МИД страны Мохаммед Аль Дэри. Министр подчеркнул, что временный ливийский кабинет под руководством Абдаллы Абдуррахмана ат-Тани, штаб-квартира которого находится на востоке страны, пошел на такой шаг в знак солидарности с Бахрейном, Саудовской Аравией, ОАЭ и Египтом.

«Катар является основным источником снабжения оружием ливийского отделения организации «Братья-мусульмане» (запрещена в России. — РБК) и других исламистских вооруженных группировок с 2012 года и представляет собой угрозу для национальной безопасности арабского мира», — заявил он в эфире телеканала. Позже к группе стран, объявивших о прекращении сотрудничества с Катаром, присоединились и Мальдивы, сообщил Al Arabiya.

В самом Катаре сочли решения арабских государств о разрыве дипломатических отношений с Дохой неоправданными. Об этом заявил МИД эмирата, передает ТАСС. «Доха сожалеет о решении Саудовской Аравии, ОАЭ и Бахрейна разорвать отношения и считает эту меру неоправданной, основанной на голословных утверждениях», — отмечается в заявлении внешнеполитического ведомства.

Власти эмирата заверили, что «сделают все необходимое, чтобы эти меры не отразились на экономике Катара и жизни его подданных», подчеркнув, что «сожалеют о закрытии границ с Саудовской Аравией, ОАЭ и Бахрейном».

В ведомстве отвергли обвинения в причастности Катара к поддержке террористических группировок и радикальной идеологии в регионе. «Катар является действующим членом ССАГПЗ (Совет сотрудничества арабских государств Персидского залива: Бахрейн, Катар, Кувейт, ОАЭ, Оман, Саудовская Аравия) и привержен его договоренностям, уважает суверенитет других государств и не вмешивается в их внутренние дела, — приводит заявление МИД Катарское информационное агентство. — Доха выполняет свои обязательства в вопросах противостояния терроризму и экстремизму».

По версии властей эмирата, Катар подвергся информационной кампании, цель которой — навредить интересам ближневосточного государства. Речь идет, подчеркивают эксперты, о нешуточном региональном политическом «шторме». Как напоминают «Ведомости», на авиабазе «Аль-Удейд» в Катаре находятся около 10 000 американских военнослужащих, как разрыв отношений с четырьмя странами в регионе скажется на возможностях базирующихся там ВС США, пока не ясно.

В Центральном командовании США пока не ответили на запрос АР о комментарии. На этом фоне даже как-то неудобно напоминать о «подвешенном состоянии», в котором оказались «Катарские авиалинии» — один из крупнейших авиаперевозчиков региона. Реакция Вашингтона оказалась достаточно сдержанной. Госсекретарь США Рекс Тиллерсон, комментируя заявления ряда стран Персидского залива о разрыве дипотношений с Катаром, призвал государства региона к единству, передает агентство France-Presse.

«Мы, разумеется, призываем стороны сесть вместе за стол переговоров и устранить эти разногласия», — заявил Тиллерсона, передает РИА «Новости».

Он назвал важным, чтобы сотрудничество арабских государств Персидского залива оставалось единым, и предложил помощь США в разрешении конфликта. Показательно и другое. Как передает РБК, глава МИД Катара Мохаммед Бен Абдель Рахман Бен Джасем Аль Тани позвонил главе МИД России Сергею Лаврову. Они провели телефонный разговор, говорится в сообщении, опубликованном на сайте МИД.

Во время разговора «основное внимание было уделено резкому обострению отношений между Катаром и рядом других арабских государств», говорится в сообщении. Главы МИД выразили «серьезную обеспокоенность возникновением нового очага напряженности внутри арабского мира».

Также посол Катара в Москве Фахд Аль-Аттый приехал в здание МИД России, его принял заместитель министра иностранных дел России Михаил Богданов, говорится в сообщении, опубликованном на сайте ведомства. «В ходе состоявшейся беседы посол изложил оценки и соображения катарской стороны в связи с кризисной ситуацией, возникшей в отношениях между Катаром и рядом других арабских государств», — отмечается в сообщении.

Министр иностранных дел России Сергей Лавров ранее заявлял, что разрыв дипотношений шести арабских стран и Мальдивской Республики с Катаром является их внутренним делом. «Это их дело. Это двусторонние отношения этих государств. Мы в эти решения не вмешиваемся, хотя нас подозревают, что за любым событием в мире стоим мы, заверяю, что это не так», — сказал Лавров.

Честно говоря, и приезд посла Катара в МИД РФ, и даже телефонный разговор министра иностранных дел этой страны со своим российским коллегой могли бы считаться вполне ожидаемым шагом на фоне столь впечатляющего «политического шторма», если бы не некоторые обстоятельства. Напомним: Катар в странах Залива обвинили в поддержке тех группировок, которые не без оснований считаются здесь проиранскими, от шиитских мятежников в Бахрейне до йеменских хуситов. Между тем еще 26 мая СМИ сообщили о нешуточном «информационном скандале» с участием властей Катара.

Как передавала «Газета.ру» со ссылкой на The Guardian, Саудовская Аравия и ОАЭ заблокировали ряд сайтов Катара, своего соседа в Персидском заливе, из-за критических заявлений об Израиле и Иране, в том числе у канала Al Jazeera. По заявлениям Катара, новости, которые заблокировали Саудовская Аравия и ОАЭ, были опубликованы в результате хакерского взлома, и потому не являются истинными.

Среди них издание отмечает высказывания эмира Катара с критикой в адрес президента США Дональда Трампа, описание Ирана как силы для обеспечения стабильности в регионе, а также угрозы отозвать послов из ряда стран на Ближнем Востоке, в том числе и из Саудовской Аравии.

При этом ряд арабских СМИ указал, что некоторые замечания эмира появились на сайтах государственных СМИ до того, как их опровергли, что вызывает подозрения того, что на самом деле они были подлинными. Эти заявления имеют важное значение и потому, что администрация Трампа находится под прессингом из-за своего союза с Катаром, который поддерживает ХАМАС и «Братьев-мусульман», напоминали журналисты. Тогда правительство эмирата заявило, что инцидент будет расследован, а источник атаки — найден и привлечен к ответственности.

Но уже очень скоро эмир Катара шейх Тамим аль-Тани провел телефонную беседу с президентом Исламской Республики Иран Хасаном Роухани. В ходе нее шейх призвал значительно расширить двусторонние отношения. Собеседник эмира приветствовал эту инициативу. «Государства региона должны сотрудничать. Без этого не удастся преодолеть кризис, с которым столкнулся Ближний Восток. Мы готовы к переговорам, к достижению соглашения», — заявил Роухани.

И это уже точно не была хакерская атака. На этом фоне спешный визит посла Катара в МИД РФ приобретает уже совершенно иное «звучание». Особенно с учетом того, что еще пять лет назад, в феврале 2012 года, арабские СМИ, как сообщало то же агентство РБК, пестрели заголовками, что постоянный представитель России в Совете Безопасности ООН Виталий Чуркин в ходе заседания в грубой форме осадил премьер-министра и одновременно главу МИД Катара шейха Хамада бен Джасема Аль Тани.

Так, по данным египетских изданий, в ходе заседания Совбеза представитель Катара заявил, что «если Москва наложит вето на проект резолюции по Сирии, то потеряет все арабские страны». В ответ В.Чуркин якобы заявил, что если дипломат будет разговаривать с ним в таком тоне, то Катар не доживет и до завтра.

Алжирские СМИ приводят эту цитату немного иначе: «Еще раз вякни что-то в таком тоне, и твоего Катара завтра не будет», — якобы заявил российский представитель. Сам В.Чуркин официально опроверг все эти заявления, передает РСН. Дипломат назвал эти слухи «бесчестными, грязными и провокационными».

Как отметил постпред, он провел с премьер-министром Катара три встречи. Все переговоры проходили в присутствии большого числа людей, и переговоры не сопровождались угрозами или грубостями. В.Чуркин отметил, что он имеет дело со СМИ уже четверть века, но с подобным поведением журналистов сталкивается впервые.

«Прибегать к угрозам — вовсе не мой стиль», — отметил также дипломат. Насколько нынешний «политический разворот» Катара связан с той давнишней беседой, и являются ли «дипломатические контакты» Москвы и Дохи косвенным тому доказательством, по понятным причинам, можно только гадать. Однако нет сомнений, что развитие событий на Ближнем Востоке вступает в весьма драматичную фазу.