За рубежом

Экономическое продолжение «ракетной тревоги»

raketa-missileА.ШАКУР

Власти КНДР продолжают «ракетные игры». Северная Корея рано утром 29 мая запустила баллистическую ракету, которая пролетела около 450 километров и упала в районе исключительной морской экономической зоны Японии, сообщает Reuters со ссылкой на заявления южнокорейских военных и японского правительства.

«Последний запуск баллистической ракеты Северной Кореей представлял большую опасность для пассажирской авиации и морских судов и является прямым нарушением резолюций Совета Безопасности ООН. Япония не намерена терпеть провокации КНДР. Мы решительно осуждаем действия этой страны», — подчеркнул в своем заявлении секретарь кабинета министров Японии Йошихиде Суга, которого цитирует Newsru.

Он подтвердил, что ракета упала в пределах экономической зоны Японии, уточнив, что информации об ущербе для судов или самолетов в этом районе не поступало. Японский премьер-министр Синдзо Абэ, в свою очередь, подчеркнул, что его страна совместно с ООН предпримет новые меры для сдерживания Северной Кореи. По его словам, проблема КНДР является важнейшим приоритетом для международного сообщества, и Япония приложит все усилия, чтобы защитить своих граждан от северокорейской угрозы.

Как напоминает Newsru, Северная Корея в последнее время стала проводить ракетные запуски буквально каждую неделю. Последние испытания произошли 21 мая. Тогда запущенная КНДР ракета летела в сторону Японского моря, но упала, не достигнув исключительной экономической зоны этой страны. 14 мая КНДР провела ракетное испытание, которое США сочли самым успешным в истории: ракета пролетела 30 минут, а дальность полета составила 800 километров. Та ракета упала неподалеку от побережья Приморского края России. Военные РФ, впрочем, заявили, что отслеживали полет ракеты и могли «гарантированно нивелировать» угрозу.

Одновременно Северная Корея испытала новую систему противовоздушной обороны. За ходом испытаний следил лично лидер КНДР Ким Чен Ын, передает Центральное телеграфное агентство КНДР (KCNA). Военные КНДР не раскрыли характеристики и название новой системы ПВО, однако в сообщении агентства отмечается, что испытания прошли успешно.

Ким Чен Ын прокомментировал итоги испытания, заявив, что по сравнению с испытаниями в прошлом году точность и эффективность системы ПВО повысилась.

«Эта система вооружений, чья боеспособность была тщательно проверена, должна быть запущена в массовое производство и размещена по всей стране, чтобы полностью разрушить мечты противника о контроле в воздушном пространстве», — заявил лидер КНДР. Как того и следовало ожидать, каждое такое ракетное испытание со стороны КНДР вызывает серию вполне ожидаемых возмущенных и обеспокоенных заявлений со стороны и соседей по региону, и ведущих игроков на мировой арене.

Другой вопрос — реальные меры давления на Пхеньян. Судя по всему, окончательного решения в пользу военного решения еще не принято. Военный конфликт Северной Кореи с государствами, которые ее окружают, может иметь очень серьезные последствия — об этом заявил министр обороны США Джеймс Мэттис в интервью CBS News, передает РБК — Украина. «Конфликт в Северной Корее был бы, вероятно, худшим из видов боевых действий в жизни большинства людей», — сказал он.

По его словам, режим Северной Кореи имеет сотни артиллерийских орудий и ракетных установок, которые могут достать до столицы Южной Кореи Сеула, которая является одним из наиболее населенных в мире. «Но суть в том, что это будет катастрофическая война, если это превратится в бой, когда мы не в состоянии будем разрешить эту ситуацию дипломатическим путем», — отметил Мэттис. Также министр обороны Соединенных Штатов Америки подчеркнул, что, помимо угрозы для соседей КНДР, — Японии, Китая и России, — Северная Корея несет «прямую угрозу» для США, однако выразил надежду, что ситуацию удастся разрешить дипломатическим путем.

И здесь уже вряд ли стоит напоминать: «дипломатический путь» в прочтении США подразумевает не только увещевания и призывы, но и реальные меры экономического давления. Против Северной Кореи и так введены весьма жесткие экономические санкции. Более того, США не без успеха подталкивают к реальному давлению на КНДР и Китай. Другой вопрос, что, по мнению экспертов, «легальная» внешнеэкономическая деятельность — вовсе не главный источник валюты для финансирования ракетных и ядерных программ КНДР.

Не менее серьезным источником пополнения этакой «черной кассы» Ким Чен Ына и его «ближнего круга» остается экономика «черная» и «серая», от компьютерных взломов до современной работорговли. Нет, конечно, в Пхеньяне нет «невольничьих рынков», и здесь не разыгрываются сюжеты в стиле классической картины В.Неврева «Торг. Сцена крепостного быта. Из недавнего прошлого», где запечатлена продажа молодой крепостной крестьянки одним «барином» другому. В

се делается куда циничнее. Власти Северной Кореи договариваются об отправке за рубеж собственных рабочих — и на лесозаготовки, и на посадки овощей, и даже на строительство весьма престижных объектов. При этом государство конфискует от 70 до 90 процентов их заработной платы. Последний такого рода прецедент — стадион «Санкт-Петербург».

Как передает, в частности, санкт-петербургская редакция BFM, первые сообщения о рабочих из КНДР, которые жили на стадионе «Санкт-Петербург» в условиях, «напоминающих современное рабство», впервые возникла еще в конце марта. Норвежский журнал Josimar опубликовал целое расследование под заголовком: «Рабы Санкт-Петербурга» — с фотографиями и фрагментами интервью. По данным издания, на арене «Санкт-Петербург» работали не менее 110 северокорейцев, которых международные эксперты описали как рабов и заложников.

Журналисты в Норвегии не стесняются в выражениях, рассказывая о том, что стадион «превратился в площадку для систематического надругательства над мигрантами с рабскими условиями, коррупцией и смертью», цедит сквозь зубы BFM. Приезжие из бывших республик Советского Союза не имеют прав, рассказали норвежцам представители субподрядчиков. По их словам, хаос на площадке возник после того, как курировать стройку взялся вице-губернатор Петербурга Игорь Албин.

Многие работники, трудясь почти круглосуточно и без выходных, вообще не получали зарплату; участились аварии, на стадионе погибли 4 человека. Если верить ссылкам на гуманитарные организации, которые приводит Josimar, то северокорейцы жили в списанных транспортных контейнерах, их паспорта конфисковывали, а семьи оставались на родине в качестве заложников.

Согласно источникам журнала Josimar, несколько международных организаций связались с ФИФА после того, как получили известие о погибшем на стадионе работнике из Северной Кореи. Кроме того, правозащитники отметили, что 90% денег, которые предназначались мигрантам, уходят в бюджет КНДР, точнее, на финансирование ядерной программы. Федерация пообещала провести расследование.

В то же время, отвечая на вопросы издания, пресс-секретарь ФИФА отметил, что «связь между федерацией и северокорейскими мигрантами в России, участвующими в программе создания ядерного оружия в их родной стране, является, по меньшей мере, надуманной и возмутительной». Только вот…почти одновременно норвежцы получили ответ от «Оргкомитета «Россия-2018», представители которого заявили, что «рабочих из Северной Кореи на стадионе было мало, и они выполняли отделочные работы в течение короткого периода времени». Но все-таки были.

К президенту ФИФА Джанни Инфантино также обратились главы федераций футбола Швеции, Дании, Норвегии и Исландии, после чего глава международной организации прокомментировал ситуацию на стадионе изданию The Guardian. По его словам, мониторинговая группа ФИФА в ноябре 2016 года действительно нашла убедительные доказательства присутствия северокорейских рабочих на стройке в Петербурге, где нарушались их права, но инспекция в марте 2017 года показала, что таких случаев больше нет.

Затем попытки «откреститься» приобрели и политический характер. Вице-премьер Виталий Мутко сослался на жесткое трудовое законодательство в России и отметил, что некоторые зарубежные СМИ специально устраивают негативную информационную кампанию вокруг чемпионата мира-2018. Мария Захарова заверила, что в России «есть кому» следить за соблюдением прав наемных рабочих. А подобного рода нападки ведомство слышит перед каждыми крупными международными состязаниями, которые проводятся в России.

«Эта тема является инструментом политического давления и шантажа, а в данном случае — информационной кампанией», — отрубила дипломат, призвав заодно прессу не реагировать на фейки и не писать «чушь». Наконец, наиболее резвые попытались даже пристыдить правозащитников. Российские СМИ заговорили о том, что для северокорейцев такой выезд за рубеж — это счастье, что за такую «трудовую миграцию» здесь платят астрономические по местным меркам взятки.

Андрей Ланьков, профессор Сеульского университета Кунмин, пояснял, как все выглядит с точки зрения гражданина КНДР: «Допустим, вы северокорейская тетя (это всегда женщина делает), и вы хотите открыть маленькую лавочку, 75 сантиметров пространства на прилавке в Пхеньяне. Знаете, сколько вы за нее заплатите сейчас? Примерно 3 000 долларов за более или менее бессрочную аренду, еще пару тысяч — на товар. Единственный выход — отправиться в Россию, но там ты будешь работать в адских условиях. Но ты помнишь, что у тебя дома жена, возможно, любимая, что у тебя дома дети, и ты, естественно, работаешь 14 часов в сутки, глубоко наплевав на любые правила по технике безопасности. А вокруг тебя бегают правозащитники, которым на твои права абсолютно наплевать, им необходимо уязвить твое правительство, чтобы представить тебя бедным рабом, чтобы тебе не дали заработать деньги, на которые твоя жена откроет торговую точку». Только вот вряд ли эти рассуждения можно назвать убедительными.