НУРАНИ
Возглавляемая премьер-министром Кареном Карапетяном правительственная делегация с двухдневным рабочим визитом отправляется в Российскую Федерацию — для участия в заседаниях Евразийского межправительственного совета и Совета глав правительств СНГ, которые состоятся в Казани. Об этом сообщает Tert.am со ссылкой на пресс-службу аппарата правительства Армении.
Как уверены эксперты «Первого информационного», «собрания премьер- министров ЕАЭС обычно ничем не примечательны и по всей видимости являются ничего не решающим мероприятием, так как очевидно, что ЕАЭС это исключительно президентский или, так сказать, клуб первых лиц, и если здесь и решается что-то важное, то главным образом на уровне президентов.
В плане визита Карена Карапетяна в Россию более примечательно то, что именно может произойти за кулисами — уже касающееся внутриполитической или внутривластной жизни Армении. А конкретнее, попытается ли Карапетян в ходе визита в Россию уточнить свои так сказать перспективы и возможности во внутривластном противостоянии в Армении, в борьбе за новый статус-кво в преддверии 2018 года?» Судя по всему, вопросы кадровых назначений на высшие государственные посты в Армении по-прежнему решаются в Москве, как это и положено «форпосту». Только вот на этом фоне в самом «форпосте» обстановка накаляется.
Армянские СМИ обсуждают очередную горячую внутриполитическую новость. Из уголовно-исправительного учреждения «Вардашен» был выпущен на свободу полковник запаса Володя Аветисян. Он был освобожден в результате сокращения срока отбывания наказания вследствие амнистии, примененной в 2013 году. Как напоминает Tert.am, приговоренный к 6 годам тюремного заключения Володя Аветисян 6 раз подавал заявление об освобождении, однако Независимая комиссия по условно- досрочному освобождению каждый раз отклоняла ходатайства Володи Аветисяна без каких -либо обоснований.
Судебный процесс над полковником Аветисяном был действительно громким. Три года назад, в июле 2017 года, как сообщало, в частности, радио «Азатутюн», суд общей юрисдикции административных районов Арабкир и Канакер- Зейтун города Еревана приговорил его к 6 годам лишения свободы: 4 года — «за мошенничество», еще 2 года — «за попытку мошенничества». По версии обвинения, Аветисян «путем обмана и злоупотребления доверием под предлогом оказания содействия в вопросе освобождения от обязательной срочной воинской службы внука гражданина О.Закаряна получил у последнего сумму в размере 2000 долларов США».
Еще с одного «потерпевшего» он пытался получить 500 долларов — также для решения вопросов, касающихся службы в армии. Вся пикантность ситуации, однако, состояла в том, что арестовали Аветисяна после того, как он организовал акции протеста ветеранов карабахской войны с требованием улучшения их социального положения. Володя Аветисян неоднократно заявлял, что не признает своей вины, и утверждал, что власти просто пытаются наказать его за организацию этих самых акций протеста.
Своей вины он не признал и в последнем слове заявил: «Уважаемые боевые товарищи, армянский народ, уважаемое неправосудие. Что интересно в нашей стране?… Это то, что следователь приходит и предлагает, чтобы я пообещал — если выйду на свободу, не буду бороться, значит судить не будут. А если говоришь, нет, выйду и буду бороться, значит, ты должны сидеть», — в своем слове сказал Аветисян.
Ветеран обратился с призывом к своим боевым товарищам и членам семьи: «Я готов сесть, потому что если хочешь спасти страну, спасти государство, спасти нацию, то должен пойти на самопожертвование. И те 6-7 тысяч человек — мои боевые товарищи, что лежат в Ераблуре, в «Арцахе» (здесь и далее кавычки наши — Ред.), они пошли на этот шаг, и я преклоняюсь перед всеми нашими павшими воинами-освободителями». А в конце заявил: «Я призываю весь армянский народ, все общество — прийти и стать хозяевами нашего государства — Армении».
Теперь, отсидев чуть меньше половины срока, Володя Аветисян вышел на свободу. И уже пообещал, что он продолжит борьбу — сначала примет участие в судебном процессе над Араратом Хандояном, затем продолжит сидячую забастовку у здания правительства. На вопрос, возможно ли повторение «происшествия «Сасна црер», он ответил: «Время покажет». Причем этот вопрос господину Аветисяну задали далеко не случайно.
Поясним: «происшествием «Сасна Црер» армянские журналисты стыдливо именуют то, что в любой нормальной стране назвали бы терактом, а именно захват полка ППС в Ереване в июле минувшего года. Еще 22 июня того же 2016 года в Армении задержали Жирайра Сефиляна, профессионального террориста с ливанским опытом и командира одного из батальонов, принимавших участие в захвате Шуши. Сефиляна, который в Армении оказался в жесткой оппозиции к властям, обвинили в подготовке вооруженного мятежа. В эти дни в Ереване стартует судебный процесс, где Сефилян — главный обвиняемый.
Кроме него в деле еще 6 фигурантов — Геворг Сафарян, Грайр Топчян, Сасуник Киракосян, Ованес Петросян, Галуст Григорян и Нерсес Погосян, добавляет «Голос Армении». Как поясняет издание, «согласно обвинительному заключению, добытыми фактическими данными обосновано, что Ж.Сефилян создал и руководил организованной вооруженной группой. По статье 35-219 УК РА он обвиняется в том, что с намерением спровоцировать массовые беспорядки в год 100-летия «геноцида армян» в Османской империи (24 апреля 2015 года) он, несмотря на запрет мэрии о проведении в этот день каких-либо митингов, намеревался устроить несанкционированный митинг в Цицернакаберде.
На этот счет распространялись листовки соответствующего содержания. Согласно обвинительному заключению, это выразилось бы в применении насилия, уничтожении и повреждении имущества, оказании вооруженного сопротивления представителям власти и т.д. Замысел не удалось осуществить по не зависящим от него обстоятельствам — Ж.Сефилян был арестован». Как указывает газета, через месяц он вышел на свободу. А «20 мая 2016 года (незадолго до штурма полка ППС) полицейские задержали с поличным О.Петросяна и Г.Топчяна, в машине которых обнаружили 2 автомата «АК-74″. По данным следствия, это оружие во избежание проблем с правоохранителями периодически перевозили и хранили в различных местах, ожидая приказа Ж. Сефиляна.
Согласно показаниям, приказа ждали в декабре 2015 года. Но его не последовало. После ареста указанных двоих, на основании имеющихся в деле их показаний, был арестован Ж. Сефилян». А меньше чем через месяц после его ареста, 17 июля, группа сторонников Сефиляна и возглавляемого им «Учредительного парламента», во главе с неким Варужаном Аветисяном, протаранив грузовиком ворота здания полка патрульно-постовой службы полиции Армении, объявила о «начале вооруженного сопротивления», захвате заложников и в лучших традициях террора семидесятых выдвинула свои требования — освобождение Жирайра Сефиляна и отставка президента Сержа Саргсяна.
В заложниках оказались восемь полицейских, в том числе заместитель начальника полиции Армении генерал-майор Вардан Егиазарян и его коллега-полковник Валерий Осипян. Уже в первые минуты был убит полковник полиции Артур Ваноян. После долгого торга заложников-полицейских освободили, но теперь террористы удерживали врачей «скорой помощи»… В конце концов террористы, которые называли себя «Сасна црер», то есть «Неистовые из Сасуна», сдались полиции. Уже потом эксперты навскидку называли с десяток свидетельств, что речь шла о серьезном провале армянских спецслужб. Как оказалось, арестовав Сефиляна, многих его сторонников, да еще вооруженных, не просто оставили на свободе, но еще и «проглядели» подготовку ими такой акции.
Более того, захваченными в заложники оказались не пациенты родильного отделения больницы, как в Буденновске, не ученики школы и их родители, как в Беслане, и не гости на приеме в посольстве Японии, как в столице Перу Лиме, а полицейские, которым «по штату» было положено оказать террористам должное сопротивление, да еще на собственной территории. Но самым печальным было другое: террористы получили в армянском обществе прямо-таки беспрецедентную поддержку. В защиту «Сасна Црер» выступали политики, и не только «маргинальные».
Журналисты расписывали, какие «подвиги» совершили «саснацреровцы» во время карабахской войны. Их называли как угодно: «боевиками», «ребятами», но не террористами. Жители района Сари Тах устраивали свои акции протеста против полиции и в защиту «Сасна Црер», выстраивали «живое кольцо» вокруг здания захваченной полицейской базы… Дело доходило до весьма жестких столкновений между митингующими и полицией.
Более того, еще по «горячим следам» полицию обвинили в применении недозволенных «спецсредств» для разгона митингов. Применение избыточной силы признала даже весьма благожелательно настроенная к властям Армении Human Rights Watch. За организацию этих митингов и был арестован Арарат Хандоян, брат которого — Араик — находился среди террористов. Гособвинитель Айк Петросян, передает «Кавказский узел», затребовал для него четыре года лишения свободы.
Как рассказал корреспонденту «Кавказского узла» адвокат Хандояна Ара Карагезян, его подзащитному было предъявлено обвинение в участии в массовых беспорядках, сопровождающихся насилием, погромами, поджогами, уничтожением или повреждением имущества, применением огнестрельного оружия, взрывчатых веществ или взрывных устройств либо оказанием вооруженного сопротивления представителю власти.
И вот теперь в его защиту выступает только что вышедший из тюрьмы Володя Аветисян. Что уже однозначно превращает его освобождение во впечатляющую капитуляцию властей Армении перед террористами из «Сасна Црер» — пусть частичную, но оттого не менее обидную и не менее опасную. Тем более что суд над Сефиляном дает его сторонникам прекрасный повод для новых «акций».
И тут уже нельзя не вспомнить еще одно обстоятельство. Как еще по горячим следам захвата ППС сообщала ереванская «Лрагир», уже сдаваясь полиции, лидер «саснацреровцев» Варужан Аветисян «повторил тезис о том, что это борьба с колониализмом.
Армения не должна становиться российской губернией, заявил Аветисян. Ранее, 29 июля он заявил, что это национально-освободительная борьба против российского колониализма». И это уже не позволяет исключать, что новая волна армянского террора ударит и по России.