За рубежом, Эхо

Армения: «инвестиционные» надежды на Россию терпят крах

nairit-armeniaНУРАНИ

Экономические новости редко привлекают пристальное внимание широкой аудитории. Но порой это правило дает сбой — в особенности, если за экономическими новостями скрываются политические «темы». В полной мере это касается сенсационной новости, которую сообщила ереванская газета «168 жам»: имущество завода «Наирит» пошло с молотка.

«Управляющий по вопросам банкротства ЗАО «Завод Наирит» Карен Асатрян уже выставил на продажу имущество завода. 28 апреля в здании суда общей юрисдикции ереванского административного округа Шенгавит состоялся аукцион имущества завода «Наирит».

На продажу были выставлены 552 лота: устройства, станки, запчасти, химические вещества, тары и прочее. Стартовая цена составила в целом 621 млн. 300 тыс драмов, — сообщает газета. — Следующий аукцион намечен на 9 июня. Ранее мы уже писали о том, что еще до собрания кредиторов на заводе «Наирит» началась распродажа в ускоренном порядке некоторых товаров, в частности, 2 блоков распределителей воздуха с компрессорами, в случае продажи которых будет невозможно начать производство».

А вот об этом надо бы поподробнее. «Наирит» для Армении — предприятие знаковое. В советские годы это было процветающее предприятие, бесспорный гигант химической индустрии. Но потом…

Честно говоря, после распада СССР многие прежние «гиганты индустрии» пришли в упадок. Кому-то удалось найти инвесторов, модернизировать производство и реанимировать предприятия. Кто-то не без успеха создал взамен устаревшей советской индустрии новую и конкурентоспособную промышленность уже с учетом современных требований. Вроде бы инвесторов для комбината пытались найти и представители властей Армении.

Но то ли искали не там, то ли выбирали не тех, а несколько лет назад вынуждены были признать: фирма, которой вроде бы продали комбинат, оказалась зарегистрированной по не существующему в природе адресу. Работники «Наирита» устраивали многоэтапные акции протеста перед зданием Кабинета министров Армении.

Куда более интригующий этап начался осенью 2013 года, когда после долгих разговоров о «евроинтеграции» Армения вдруг передумала подписывать соглашение об ассоциации с ЕС и вступила в Таможенный союз. В Ереване тогда мало кто сомневался: теперь Россия ну просто обязана залить Армению золотым дождем инвестиций вообще и реанимировать комбинат «Наирит», в частности. Называли даже конкретного инвестора — «сечинскую» компанию «Роснефть».

Но в реальности имущество «Наирита» пошло с молотка, и придумать более красноречивый символ краха «инвестиционых» надежд на Россию, честно говоря, трудно. Плюс ко всему СМИ Армении заговорили о распродаже имущества комбината «Наирит» в не самый подходящий момент. В Армении в очередной раз наблюдатели фиксируют всплеск антироссийских настроений.

Как передавала газета «Аравот», накануне в Армянском институте международных отношений и безопасности (АИМОБ) было организовано экспертное обсуждение на тему становления демократии в Армении. И если председатель Национального пресс-клуба Нарине Мкртчян в основном сетовала, что США планомерно сокращают финансовую помощь Армении, то эксперт Армянского центра политических и международных исследований Рубен Меграбян коснулся и отношений Еревана с Москвой.

«Мы видим, что эта пророссийская система имеет проблемы даже со своей бухгалтерией. Сколько бы Карен Карапетян ни обещал российских инвестиций, мы видим, как сообщил Навальный, приезжает личный повар Путина и открывает на территории военной базы «Эребуни» свою фирму. Это и есть качество ваших инвестиций? Привозите сюда на отмывание грязные деньги воровского сброда. Теперь это можно называть инвестициями? Конечно же, нет».

История действительно громкая. Как поясняет, в частности, Epress.am, о том, что «компания-пустышка российского бизнесмена, шеф-повара Владимира Путина Евгения Пригожина учредила филиал в войсковой части России в Армении», сообщает Фонд борьбы с коррупцией политика Алексея Навального, который обнаружил и документально доказал существование картеля, созданного Евгением Пригожиным.

«Неудивительно, — говорит политик в подготовленном ролике, — что в последующем они «выигрывали» контракты на обслуживание этой территории». «Через этот картель Пригожин, договорившись с чиновниками Минобороны, крал деньги оборонзаказа. Всего было освоено больше 23 миллиардов рублей, не менее трети из которых, по нашей оценке, похищено», — сообщает Navalny.com.

Ряд компаний Пригожина имеет филиалы и располагает офисы на закрытой территории — воинских частях Минобороны. В частности, приводится пример войсковой части РФ в Армении, где ООО «АСП» учредило филиал. Сообщается, что филиал на территории войсковой части имеет и компания «Спецресурс», также связанная с Пригожиным.

Причем Минобороны РФ допускало до выполнения работ компанию без действующего допуска к гостайне, при том, что по условиям работ тот был необходим. Нарастает и политическое разочарование. Точнее, армянскому истэблишменту уже мало «Искандеров» и прочего российского оружия в подарок. Здесь желали бы получить в качестве «презента» ни много ни мало территории соседних стран. Во всяком случае, в интервью «Лрагир» экс-депутат и бывший политзаключенный Азат Аршакян сделал несколько небезынтересных заявлений.

Отвечая на вопрос: «Как вы расцениваете 1,5-часовое выступление Сержа Саргсяна на первом заседании парламента, где он заявил о намерении повысить численность населения до 4 млн. к 2040 году?» — господин Азат Аршакян выдал прямо-таки классический перевод на армянский язык гитлеровской теории «жизненного пространства».

«Думаю, речь была адресована не Национальному собранию, а армянскому народу, мол, я знаю, что надо делать, но некому выполнять. Но Серж Саргсян не наивен. Он понимает, что главный вопрос — это суверенитет Армении. Речь должна была быть построена таким образом: ЕАЭС не гарантирует безопасность нашей страны, не гарантирует прогресс, и если не удастся за те сроки, которые нам отведены, добиться успеха, то мы выйдем из этого альянса. Он этого не сказал, а значит, все остальное — фикция. Он должен был выдвинуть условия, заявить, что прогресс возможен, если мы выйдем из этого союза. Пока мы там, нам не светят ни демократия, ни развитие, ни благосостояние, потому что это клуб бедных и диктаторов. Можно сказать, что мы самые демократичные среди них, но нужно установить и сроки. Лично я бы хотел, чтобы он заявил и об армяно-турецких и армяно-российских отношениях. Мы собираемся выходить из Карсского договора? Мы собираемся вернуть Нахиджеван? Где будут жить 4 млн.? Вот что интересно, а то такое сочинение может сварганить каждый».

И затем, комментируя заявления Саргсяна о необходимости возвращения к «казанскому документу», вновь выдал уже знакомую «установку»: «Ему следовало заявить о плане Ленина-Ататюрка. Авторами статуса Арцаха являются Россия и Турция, и нужно в первую очередь пересмотреть русско-турецкий договор».

Проще говоря, гитлеровская теория «жизненного пространства» банально «пристегивается» к известным претензиям Армении на турецкие и азербайджанские земли. Если по традиции отторжение территорий от Турции объясняли необходимостью «наказать» Анкару за «геноцид армян», который она, вообще-то, не совершала, то теперь появилось новое «обоснование», которое очень логично сочетается с установленным в центре Еревана памятником заместителю командира Армянского легиона СС Гарегину Нжде.

Здесь бы, конечно, самое время поинтересоваться: а не слишком ли размечтался Серж Азатович в своих «демографических» планах? Во всяком случае, как пишет ереванская «Жоховурд», в ряде сельских школ Армении в этом году выпускного вечера не будет — там просто нет выпускников. А если и есть, то в лучшем случае их 1 или 2.

Причины массового бегства тоже известны: социальные проблемы, криминальный произвол, экономическая «безнадега» и угроза новой войны, от которой российские подарки» в виде «Искандеров», как показывает практика, не спасают. Можно было бы, конечно, от заявлений господина Аршакяна просто отмахнуться. Однако в эти же дни армянские СМИ весьма подробно осветили прошедшее в Брюсселе заседание Совета сотрудничества Армения — ЕС, где Армению представлял Эдвард Налбандян, а Евросоюз — Федерика Могерини.

Конечно, в ходе заседания было сказано много слов о готовности расширять сотрудничество. И понятно, что после «дипломатического финта ушами» в сентябре 2013 года все эти заявления — не более чем дипломатическая вежливость. Но в чем нет сомнений, так это в том, что власти Армении игнорировать нарастающее «российское разочарование» уже не могут и вынуждены регулярно подбрасывать армянской аудитории «доказательства», что у страны еще есть шансы на переориентацию своей внешней политики.

А заодно использовать эти же аргументы как предмет политического торга с РФ, от которой будут требовать новых «подарков». И вряд ли это будут инвестиции. Москва предпочитает дарить оружие, а вот Ереван просит в подарок территории. Другой вопрос, во сколько оценят дружбу с Арменией в Кремле.