За рубежом, Эхо

Президент США сколачивает «антииранский фронт»

trump-iranА.ШАКУР

«Иран должен немедленно прекратить финансирование, обучение и снабжение «террористов и боевиков», — с таким заявлением, передает РБК, выступил президент США Дональд Трамп во время визита в Израиль. Он также подчеркнул, что нельзя допустить, чтобы у Тегерана появилось ядерное оружие, сообщает Reuters.

Тема Ирана была затронута в ходе встречи Трампа с президентом Израиля Реувеном Ривлином. «Самое важное, Соединенные Штаты и Израиль вместе заявляют, что никогда — вообще никогда — нельзя допустить того, чтобы Иран завладел ядерным оружием и что Иран должен прекратить финансирование, подготовку и оснащение террористов и боевиков, что ведет к человеческим жертвам, и он (Иран) должен прекратить это немедленно», — приводит агентство слова Трампа.

Премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху после встречи с американским президентом пожелал в своем Twitter, чтобы первый визит Трампа на Ближний восток стал «вехой на пути к урегулированию и миру». Как напоминают эксперты, это не единственное жесткое заявление Трампа в адрес Ирана за последние дни.

Ранее на «американо-исламском» саммите в Эр-Рияде глава Белого дома заявил, что все страны и народы мира должны совместными усилиями изолировать Иран до тех пор пока правительство этой страны не будет преследовать мирные цели. По его утверждению, власти Ирана оказывают разноплановую поддержку террористическим организациям — «от Ливана до Ирака и Йемена, Тегеран спонсирует, вооружает и тренирует террористов и прочие экстремистские группировки, которые сеют разрушение и хаос в регионе. Это правительство, которое открыто говорит о массовых убийствах, призывает к уничтожению Израиля и США».

Он добавил, что «самыми страшными жертвами иранского режима являются его собственные люди. Иран имеет богатую историю и культуру, но народ этой страны пережил лишения и отчаяние под безрассудным стремлением своих лидеров к конфликту и террору», — заявил Трамп.

Президент США заявил, что, «пока иранский режим не желает быть партнером мира, все сознательные страны должны работать вместе, чтобы изолировать Тегеран, отказывать ему в финансировании терроризма и молиться за тот день, когда у иранского народа будет справедливое и праведное правительство, которого они заслуживают».

В Иране не скрывают своего раздражения. Министр иностранных дел Ирана Мохаммад-Джавад Зариф подверг резкой критике президента США Дональда Трампа из-за крупной военной сделки на сотни миллиардов долларов с Саудовской Аравией — соперником Тегерана на Ближнем Востоке, передает MIGnews. На своей странице в Twitter Мохаммад-Джавад Зариф написал: «Иран сразу после настоящих выборов был атакован американским президентом в этом оплоте демократии и умеренности. Внешняя политика или просто выкачивание из Саудовской Аравии 480 миллиардов долларов?»

Затем заговорил и президент ИРИ. Тегеран продолжит испытания ракет, если в этом будет техническая необходимость, заявил Хасан Роухани. «Лидерам США следует знать, что во всех случаях, когда по причинам технического характера нам будет нужно провести ракетный пуск, мы будем это делать», — приводит его слова агентство Associated Press, на которое ссылается «Интерфакс».

«Мы не будем ждать, пока они (США — ИФ) дадут нам на это разрешение», — добавил Х.Роухани. Президент добавил, что разрабатываемые Ираном ракеты «нужны для обеспечения мира, а не для нападения». Эксперты весьма уклончиво отвечают на вопрос, как дальше будут развиваться события между США и Ираном. И дело не только в судьбе «ядерной сделки», которую далеко не все считают большим дипломатическим успехом США. Настоящим «детонатором» могут оказаться события в Сирии, где США открыто поддерживают «умеренную оппозицию», а Иран — Башара Асада.

Причем в самих США Дональда Трампа открыто призывают проявить большую жесткость в отношении Ирана на сирийском поле. Несмотря на нежелание президента США Дональда Трампа более активно вмешиваться в гражданскую войну в Сирии, США оказались втянуты в противостояние с поддерживаемыми Ираном подразделениями, выступающими на стороне официального Дамаска.

Если Трамп воспользуется появившейся возможностью, он сможет нанести удар по влиянию Ирана в регионе и тем самым поспособствует спасению Сирии, пишет Джош Роджин в статье для The Washington Post, которую цитирует «Регнум». Так, в администрации США отметили, что удар коалиции по борьбе с ИГИЛ (организация, деятельность которой запрещена в РФ), осуществленный 18 мая поблизости от базы «Эт-Танф», был исключением.

В заявлении Центрального командования США указывалось, что «прорежимные силы» пересекли границу «установленной зоны деконфликтизации», представляя угрозу для сил оппозиции и обучающих их военнослужащих США. Однако стычка у «Эт-Танфа» не носила изолированный характер.

По словам официальных лиц, экспертов и лидеров оппозиции, эскалация противостояния в регионе связана с активизацией поддерживаемых Тегераном вооруженных формирований. Иран пытается установить свой стратегический контроль над территорией для создания коридора между Ливаном и Сирией через Багдад в Тегеран.

В случае успешного осуществления этой кампании Исламская Республика сможет в значительной степени изменить ситуацию с безопасностью в регионе, нанести удар, как отмечает автор, по борьбе с террористической группировкой «Исламское государство» в близлежащем городе Дейр-эз-Зор, а также подорвать проведение США обучения и оснащения местных суннитских арабских сил, что крайне важно для установления долгосрочной стабильности.

Иными словами, это схватка, которую США не могут и не должны избегать. Это также возможность для Трампа осуществить то, к чему его администрация стремится на Ближнем Востоке: дать отпор иранской агрессии и экспансионизму, указывает газета, отмечая, что в Белом доме придерживаются другой позиции.

Вступить в прямое противоборство с Ираном — непростое решение для Дональда Трампа. Но и выдерживать прессинг ему будет непросто — хотя бы потому, что «иранское направление» внешней политики США тоже будут рассматривать через «российскую призму». И эта параллель для нынешнего хозяина Белого дома превращается в ту самую политическую «ахиллесову пяту» или, если угодно, «болевую точку».