НУРАНИ
Ереванский сайт Panorama.am умилительным тоном сообщил о политическом курьезе: на заседании правительства Армении на тот момент исполняющий обязанности премьер-министра РА Карен Карапетян поздравил мэра Еревана Тарона Маргаряна с успехом на выборах в Совет старейшин столицы. Выборы, правда, прошли еще в прошлое воскресенье — 14 мая, и закончились предсказуемой победой сторонников Сержа Саргсяна.
Согласно ЦИК, Республиканская партия Армении получила — 71,25% или 240 034 голоса, блок «Елк» (Выход) — 21% или 70 730 голосов, партия «Еркир цирани» (Страна абрикоса) — 7,75% или 26 107 голосов. Явка избирателей составила 40,99% или 345 146 человек. Согласно результатам выборов, Республиканская партия Армении получит в Совете 46 мест, блок «Елк» (Выход) — 14 мест, а у «Еркир цирани» (Страна абрикоса) — 5 мест, указывает «Спутник».
Избирательный список Республиканской партии Армении (РПА) возглавляет действующий мэр Еревана Тарон Маргарян, избирательный список партии «Страна абрикоса» — Заруи Постанджян, а избирательный список Блока «Выход» — Никол Пашинян, добавляет «Panorama». «Забыли, поздравляем, г-н мэр, в связи с итогами выборов, желаем новых успехов, высот. Мы будем всячески содействовать тому, чтобы Ереван стал еще лучше», — отметил К.Карапетян.
Затем с юмором объяснил «упущение»: «Временное правительство, поэтому допускаем подобные ошибки». Теперь уже известно, что президент Армении Серж Саргсян подписал указ и о назначении Карена Карапетяна премьер-министром РА. Впрочем, вполне возможно, что причина «задержки с поздравлениями» совсем в другом. Просто и премьер-министр Армении, и «новый старый мэр» понимают: красивые «нарисованные» цифры результатов выборов в пользу РПА — это еще не повод принимать поздравления и пить шампанское — прежде всего потому, что эти «нарисованные» цифры вряд ли отражают реальные настроения в обществе.
К тому же «протестный потенциал» в Армении изрядно подпитывают невеселые новости, поступающие с линии фронта. «Первый информационный», в своем комментарии сообщив, что на линии фронта «смертельное ранение получил 21-летний военнослужащий Карен Даниелян», продолжает: «К сожалению, подобные новости стали печальной закономерностью и свидетельствуют о той ситуации, что Азербайджан ведет изнуряющую войну. Следствие этого — погибающие молодые люди, оказавшаяся в блокаде парализованная экономика Армении, морально-психологическое опустошение, которое царит в нашей стране. И конца всему этому не видно».
После чего, порассуждав о том, что мир в регион сегодня не принесут ни США, ни Европа, ни Россия, «Первый информационный» переходит к главному: «Но наиболее тревожным, трагическим является то, что наши власти, система живут не в режиме войны, а проводят время в кутежах по случаю вульгарной победы «побивания процентов». И в то время как на передовой гибнут молодые люди, наша элита беззаботно раздает должности».
Сказать, что это тревожный для Армении симптом — ничего не сказать, Прежде апелляции к карабахской теме, помноженные на нагнетание в обществе антиазербайджанской истерии, служили для властей Армении универсальным политическим «громоотводом».
Однако теперь, судя по всему, в неурядицах на фронте винят уже не только и не столько Азербайджан, сколько власти. Более того, если в то время, пока пост министра обороны Армении занимал Сейран Оганян, поток негативной информации об армии в СМИ был перекрыт, то теперь, судя по всему, прежние «шлюзы» уже не работают.
Во всяком случае, на сайте того же «Первого информационного» правозащитник Рубен Мартиросян, комментируя стартовавший неделю назад в Армении летний призыв, вновь напоминает: «Если Серж Саргсян подписывает указ о проведении призыва, то параллельно этому он должен представлять себе и дать ответ на вопрос о том, куда и для чего идут призывники, тогда как с 20-го апреля по 14 мая в армянской армии погибло 11 солдат».
Как уверен Мартиросян, главным виновником и основным ответственным за происходящие в армии убийства является Серж Саргсян, так как существующая система была создана именно им.
«Эта существующая система, эта система прокуратуры, следственная система, военная полиция, которые действуют в настоящее время, созданы именно им. Система, призванная предотвращать убийства, выполняет возложенные на нее функции с точностью наоборот. Она полностью коррумпирована и полностью разваливает армию. У нас есть воинские части, где вместо воинского устава действуют «воровские», а то и «лже-воровские» законы, а те, кто уклоняется от них, оказываются в военной полиции, где в условиях жестоких избиений из солдат насильно выбивают признания. Такова сегодня наша армия», — подытожил Мартиросян.
Здесь, конечно, самое время поинтересоваться, в какой степени власти Армении и армейское начальство «маскируют» потери на переднем крае под сообщениями о гибели солдат в результате ДТП, несчастных случаев при обращении с оружием и т.д. Однако не менее важно другое. Явное «неблагополучие» в армии — это еще и «информация к размышлению», в какой степени действующие власти Армении смогут рассчитывать на лояльность собственных силовых структур в случае, скажем так, «горячего сценария» на внутриполитической арене.
А такой вариант развития событий как минимум не исключен. Политологи не всегда говорят об этом вслух, но факт остается фактом: фальсификации выборов, а тем более силовое давление на политических оппонентов многократно повышают риск того самого «горячего сценария». И тут не надо быть провидцем, чтобы понять, как повлияли на настроения в армянском обществе драматичные события вокруг Заруи Постанджян, лидера «Страны абрикоса».
Напомним: как уже сообщалось в СМИ, в том числе в нашей газете, Заруи Постанджян вместе с дочерью явилась в предвыборный штаб Тарона Маргаряна, где попыталась заполучить списки избирателей, которым платили за «правильное» голосование. Штаб делиться такой информацией отказывался, ситуация обострилась, а затем явилась полиция, которая силой вывела из помещения и Заруи Постанджян, и ее дочь (последняя в результате получила сотрясение мозга).
По горячим следам заместитель начальника Управления по особо важным делам Генеральной прокуратуры Армении Севак Ованнисян уверенно заявил: никакого насилия в отношении лидера партии «Страна абрикоса», кандидата в мэры Еревана Заруи Постанджян не применялось.»Там я не был свидетелем применения насилия. Действия Полиции были законными. Если должно произойти какое-то процессуальное действие, если не имеет право присутствовать, значит, не имеет право там находиться», — уверял Ованнисян.
Насколько его словам соответствует попавшее в Сеть и СМИ Армении видео, вопрос по меньшей мере открытый. Теперь история получила продолжение. 14 мая партия Постанджян направила заявление в ЦИК о признании недействительными результатов выборов в Совет старейшин Еревана. Рассмотрение заявления состоялось в рамках заседания ЦИК, на котором были подведены итоги выборов.
Но «Страну абрикоса», по словам самой Постанджян, об этом не известили. И теперь ЦИК назвал откровенной дезинформацией заявление председателя партии «Еркир цирани» Заруи Постанджян о том, что партия не знала о месте и времени рассмотрения заявления о признании недействительными результатов выборов в Совет старейшин Еревана. Сегодня эксперты не берутся предсказывать, как поведет себя дальше Заруи Постанджян. Законных возможностей оспорить результаты выборов у нее, прямо сказать, немного.
К тому же Армения — это не Америка, где в результате «Уотергейтского скандала», начавшегося с журналистского расследования, президента США Ричарда Никсона отправили в отставку за нечестную игру на выборах уже после того, как он одержал на этих выборах уверенную победу и торжественно вступил в должность. Другой вопрос, что остаются методы, скажем так, лежащие за рамками рассмотрения жалоб в ЦИК с предсказуемым результатом.
Заруи Постанджян, напомним, с самого начала выступила в поддержку террористов «Сасна Црер», которые в июле 2016 года захватили полк ППС в Ереване. В декабре 2016 года она предложила внести в повестку дня парламента Армении законопроект, защищающий «право народа на восстание». А сегодня боевики «Сасна Црер» и Жирайр Сефилян, террорист с ливанским опытом, находящиеся за решеткой, выступили в защиту Заруи Постанджян.
По мнению террористов, «преступное насилие представителей штаба и полиции в отношении Заруи Постанджян и ее дочери, в ответ на правомерное требование Заруи Постанджян, направленное на выявление системных фальсификаций в избирательном штабе РПА во время выборов в совет старейшин Еревана, является очередным проявлением армянской действительности».
По версии Сефиляна и компании, «оно показывает тюркское отношение колониального режима и превратившейся в его карательные отряды полиции по отношению к нашему народу, государству, праву, гражданину РА, армянской женщине, армянской матери и ее потомству.
В то же время, подобное поведение янычаров наших дней свидетельствует о том, что «победу», одержанную во время «выборов» 2017г. они считают регистрацией успешного этапа политики геноцида, проводимой уже более двух десятилетий, превращая в рабов собственный народ и превращая страну в концентрационный лагерь, следовательно, действуют с нескрываемым цинизмом и самоуверенностью».
Это письмо, конечно, — яркое свидетельство, какого уровня достигает в сегодняшней Армении ксенофобия и какие глубокие корни пустил здесь прямо-таки пещерный национализм. Но это еще не все. Из вышесказанного авторы послания делают свой вывод: «Отныне объявляем осуществляющих деятельность внутри действующей системы и по ее правилам силы и личности агентами геноцидального колониального режима, а остальных призываем сплотиться под флагом национально-освободительной борьбы, поднять народ на ноги и готовиться к мятежу».
Ереванский сайт Shame.am по этому поводу иронизирует: «Такой страницы в истории еще нет. А это было бы весьма своеобразно. Группа мятежников с освободительным флагом в руках открывает огонь по врагам ради того, чтобы Заруи и ее дочь не остались в обиде. Страна трещит по швам, кровь течет рекой, все превращается в руины, а Сефилян из Армавирского УИК смотрит на эту сцену и удовлетворенно улыбается».
Проблема, однако, в том, что в Армении с ее глубокими традициями политического террора и нарастающим «протестным давлением» такой сценарий представляется пугающе реальным. В нынешних условиях властям этой страны будет очень непросто удержать за собой «монополию на насилие».