НУРАНИ
Эта новость на армянском «треке» потеснила на второй план даже сообщения о начале работы в Ереване нового парламента и избрания его спикера.
Как сообщает РБК, Министерство юстиции Армении заявило, что страна передала России рядового-срочника Валерия Пермякова, который был осужден пожизненно за убийство семерых человек, в том числе двух детей, в Гюмри.
Со своей стороны, Россия будет информировать власти республики о том, как Пермяков отбывает наказание. Военнослужащий был передан в соответствии с Московской конвенцией о передаче осужденных к лишению свободы для дальнейшего отбывания наказания. Документ был ратифицирован странами — участниками СНГ в 1998 году, уточняют в Ереване.
Как напоминает РБК, ранее армянский Минюст сообщил, что ведет переговоры с Москвой относительно возможной передачи Пермякова. Как уточняется в сообщении пресс- службы министерства, рядовой был осужден как в Армении (23 августа 2016 года в Ширакском областном суде, заседание которого проходило на территории российской военной базы), так и в России (12 августа 2015 года Пятым гарнизонным военным судом), поэтому переговоры ведутся о месте, где осужденный будет отбывать наказание. Сказать, что речь идет о «резонансном» деле — ничего не сказать.
Напомним: утром 12 января 2015 года Валерий Пермяков стоял в карауле на 102-й российской базе в армянском Гюмри. С поста дезертировал, прихватив автомат и два магазина. Примерно через полчаса проник в дом, где и жила семья Аветисян. Начал шарить в квартире. На шум проснулись хозяева, тогда солдат открыл огонь. Шестерых застрелил, полугодовалого ребенка несколько раз ударил штык-ножом (малыш позже скончался в больнице).
Затем здесь же переоделся в гражданскую одежду, найденную в доме Аветисянов, забрал деньги и мобильные телефоны, и, оставив оружие и форму на месте преступления, отправился к турецкой границе. На подходе к которой его и задержали российские же пограничники, которые охраняют границы Армении с Турцией и Ираном и передали на все ту же 102-ю базу. Привычный штамп «взрыв возмущения» лишь отчасти описывает реакцию армянской общественности на трагедию во втором по величине городе Армении.
В Ереване и Гюмри проходили весьма горячие манифестации, участники которых требовали, как минимум выдать Пермякова для суда, как максимум — вывести из Армении российскую базу. Россияне выдавать Пермякова не спешили, подчеркивая, что конституция РФ такого не допускает. В конце концов, был найден «относительный компромисс»: Пермякова судил на российской базе армянский суд. Но вот «отбывать наказание» он теперь отправляется в Россию.
В Ереване, конечно, пытаются изобразить хорошую мину при плохой игре. Минюст Армении подчеркивает, что «решение суда РФ гарантирует безоговорочное и полное исполнение вердикта в отношении гражданина РФ Валерия Пермякова, приговоренного судом РА к пожизненному заключению, — в порядке, установленном действующими между Арменией и Россией международными соглашениями». Но вряд ли такая словесная эквилибристика — надежная страховка от нового взрыва возмущения.
Плюс ко всему, решение отправить Пермякова в РФ огласили в Армении на фоне очередного всплеска антироссийских настроений. Ситуация развивалась по классической схеме. Сначала в Армении, воодушевившись назначением на пост генсека ОДКБ Юрия Хачатурова, попытались ускорить события и спровоцировать рост напряженности уже на государственной границе Азербайджана и Армении.
Но, увы и ах, вопли об «обстрелах Тавуша» ситуацию с мертвой точки не сдвинули: после «крымнаша» Москва ведет себя осмотрительно. Особенно с учетом того, что передача Армении ОТРК «Искандер» вызвала в мире серьезное беспокойство.
Напомним: как передает Minval.az со ссылкой на «Тренд», председатель Хельсинской комиссии США сенатор Роджер Уикер на слушаниях в Вашингтоне заявил, что Россия передала ракетную систему «Искандер-Э» государству-участнику ОБСЕ Армении, что вызывает серьезное беспокойство, так как такие дестабилизирующие поставки оружия разжигают напряженность в Европе и Евразии, говорится в расшифровке стенограммы заседания. В свою очередь, экс-заместитель госсекретаря, глава Бюро по контролю над вооружениями Стивен Радемейкер отметил, что существует международный режим контроля над ракетными технологиями, который ограничивает их передачу.
По словам главы Бюро, ключевым вопросом является то, какую версию ракетного комплекса «Искандер» Россия передала Армении: «Если это была модификация «Искандер-Э», то это соответствовало бы соглашению по контролю над вооружениями (MCTR). Если же это модификация «Искандер-М», то тогда такие поставки были бы недопустимыми. Я видел противоречивые сообщения в прессе о том, какая именно версия ракет была передана Армении».
Так или иначе, сегодня в Армении уже высказывают свое недовольство ОДКБ. Во всяком случае, политолог Левон Ширинян в интервью «Лрагир» жаловался: «Национальность генсека не может оказывать влияния, так же, как в НАТО не имеет значения, какую страну представляет генсек. Так что, назначение Хачатурова немногое изменит для Армении. И давайте не забывать, что он — кадровый советский офицер, который так и не научился сносно говорить по-армянски. Любой генсек ОДКБ будет плясать под дудку России». Главный редактор той же газеты Акоп Бадалян так вообще заявил: «…В лице ОДКБ Армения имеет не военно- политического союзника, а, скорее, наоборот — это некая единица, которую Азербайджан применяет против Армении чаще и эффективней, чем наоборот».
В те же дни весьма лояльный властям «Голос Армении» предоставил слово российскому политологу Денису Дворникову, который возопил: «Все очень плохо. Сегодня гуманитарная миссия России в Армении со своими задачами не справляется. Поэтому мы вынуждены отрываться от своих основных дел и заниматься этим».
Дескать, «мы не можем ограничиваться турами одних и тех же ансамблей, шашлычными посиделками, а потом говорить, что все хорошо». Та же газета рассказывает еще более показательную историю. В 2011 году гендиректор группы компаний «Стимэкс» Владимир Вопилов предложил создать в Ереване парк «Дружбы народов» — армянского и российского.
Его компания производила широкий спектр продукции из натурального камня, и такой заказ, как парк «Дружбы народов», представлял для «Стимэкса» этакий «контракт мечты». Но… Как теперь уныло констатирует ереванский представитель «Стимэкса» Симон Алавердян, «премьер-министр РА Т.Саркисян поручил мэру Еревана К.Карапетяну (нынешнему премьер-министру) предложить подходящий участок в Ереване. Из предложенных мэрии трех вариантов предпочтение отдали Давидашену».
Все вроде бы шло хорошо, но, по словам Алавердяна, «дальше ситуация заморозилась. Причины не только в том, что ушли со своих должностей премьер-министр и мэр. Здесь неожиданно всполошились наши соседи-азербайджанцы. Дело в том, что парк собирались приурочить к 200-летию Гюлистанского договора (октябрь 1813 г.), по которому ряд областей Восточной Армении (Карабах, Зангезур, Ширак, Лори, Шамшадин) вошли в состав России. Вот соседи и завели волынку о том, что армян в «Арцахе» (здесь и далее кавычки наши — Ред.) два века назад не было…»
И хотя «Голос Армении» об этом прямо не говорит, очевидно, что азербайджанская дипломатия сработала там, где в Армении этого от нее точно не ждали. И вот на этом фоне в Армении принимают решение выдать Пермякова России для отбытия наказания. Есть, конечно, версия, что по-настоящему решение приняли в Москве, а Ереван его просто «проштемпелевал». Но как минимум не исключено, что «карту Пермякова» нынешнее руководство Армении разыгрывает вполне сознательно.
Напомним: в те же дни президент Армении Серж Саргсян выступил с очередной серией безответственных заявлений. Пожонглировав «установками» в стиле «борьба народа Арцаха за самоопределение — единственно верный путь», президент Армении сделал попытку «реанимировать» еще и отвергнутый Азербайджаном «Казанский документ».
«Армения не раз высказывалась за нахождение компромисса на основе признания права народа «Арцаха» на самоопределение. Этот принцип был заложен в Казанском документе. Хотя он не был принят Азербайджаном, но и не был сдан ОБСЕ на хранение и остаётся последним рабочим документом» — уверял президент Армении. Ответ Азербайджана последовал тут же.
Заявление руководства Армении полностью противоречит обновленным Мадридским принципам, представленным генеральному секретарю ОБСЕ в качестве депозитария — об этом заявил официальный представитель МИД Азербайджана Хикмет Гаджиев. По его словам, в первом пункте обновленных Мадридских принципов, предусматривающих поэтапное урегулирование конфликта, предусматривается вывод вооруженных сил Армении из оккупированных районов, прилегающих к Нагорно-карабахскому региону Азербайджана.
Здесь логика заключается в обеспечении мира в обмен на вывод вооруженных сил Армении с оккупированных территорий, сказал Гаджиев. «Международному сообществу хорошо известно, что именно Армения препятствует этому, продолжая оккупацию азербайджанских территорий, и как результат — изменению существующего статуса-кво. Последнее выступление руководства Армении в парламенте — еще одно яркое доказательство этому», — отметил официальный представитель.
По словам Гаджиева, представление руководством Армении положения проживающих в Азербайджане армян как самоопределение, не имеет ничего общего с принципом права на самоопределение, который отражен в Уставе ООН и Хельсинкском Заключительном акте. Руководство Армении, злоупотребляя верховным принципом международного права — правом на самоопределение, пытается скрыть аннексии территории соседнего Азербайджана путем применения силы, сказал официальный представитель МИД.
В действительности же принцип самоопределения, требуя возвращения азербайджанского населения, изгнанного в результате этнической чистки из Нагорно-карабахского региона Азербайджана в регион, предусматривает его сосуществование с армянской общиной в условиях мира, достоинства и процветания в рамках территориальной целостности и суверенитета Азербайджана, сказал Гаджиев.
Показательно, что и ереванская «Лрагир» в статье под красноречивым заголовком «Серж Саркисян похоронил Мадридские предложения» отмечает: «Конец мадридских принципов означает совершенно новый этап в переговорном процессе. Несмотря на то, что Серж Саркисян упоминает Казанский документ в качестве единственного документа на столе переговоров, он тут же признает, что Азербайджан отверг этот документ. А это значит, что на деле сейчас нет никаких предложений, по которым стороны могли бы вести переговоры. Собственно, нет никаких переговоров, потому что не о чем говорить».
Но…зачем Саргсян сознательно разрушает переговоры? Рассчитывает навязать свой сценарий всем остальным их участникам? Вряд ли: расклад сил на международной арене к подобному не располагает. Другой вопрос, если в Ереване исподволь готовят общественное мнение к новой вспышке боев. Причем здесь не сомневается, что «боевую работу» выполнит для Еревана Россия.
И здесь уже не исключено, что обстановку накаляют вполне осознанно, чтобы затем завести с Москвой разговор о необходимости «укрепить позиции» своих союзников с тем, чтобы Россия оплатила лояльность Армении за счет Азербайджана. Пока и Армения, и Азербайджан находились в составе СССР, это была традиционная схема. Но сегодня на Южном Кавказе присутствуют интересы и влияние не только России.