Сабина АЛИЕВА
Вопрос о том, к какому классу может причислить себя подавляющее большинство жителей Азербайджана довольно сложный, и ответить на него не могут даже самые именитые экономисты.
В классическом делении на классы общество делится на богатых, зажиточных, они же «средний класс» и бедных. Если применять данную схему к нашей стране, то получается, что если следовать статистике Госкомстата, самые немногочисленные классы в Азербайджане — класс бедных и класс богатых, остальные же — это средний класс.
Однако все эксперты в голос твердят, что среднего класса в Азербайджане просто нет на сегодняшний день, точнее, он, может, и есть, но его численность едва ли дотянет до 5%. Если по богатым никогда никто статистики не приводит, то если верить официальным данным — бедность в нашей стране за прошлый год выросла всего лишь на один процент — с 4,9 до 5,9 процента. Об этом говорилось в отчете Кабинета Министров парламенту за 2016 год.
Однако независимые исследователи экономического положения населения Азербайджана уверены, что бедных в стране гораздо больше, и по самым скромным подсчетам данная цифра превышает 20%. Впрочем, недавно даже Министр труда и социальной защиты населения Азербайджана Салим Муслимов выступил перед членами действующей в стране Американской торговой палаты (AMCHAM Azerbaijan) и констатировал резкое повышение уровня бедности в стране.
На встрече министр Муслимов заявил, что 90,1% населения страны можно считать бедными. Данное заявление министра не может не вызывать обеспокоенность сложившейся ситуацией. Возникает вопрос — кого же в Азербайджане считать бедными?
Впрочем, ни один чиновник в нашей стране так и не смог четко сформулировать критерии определения бедности, и каковым должен быть доход человека для того, чтобы его зачислили в этот класс? Увы, ответа на вопрос нет, зато с уверенностью можно сказать, что после известных событий с национальной валютой неимущих в стране стало гораздо больше. Этих граждан, которые только начали вставать на ноги, две волны девальвации отбросили за черту бедности.
Новые бедные сегодня, пожалуй, самый многочисленный социальный класс в стране. Больше стало и тех, кто сокрушается по временам СССР, причем это не те, кто всего лишь наслышан о реалиях Союза, это те люди, которые жили в Советском Союзе. По сути, при Советском Союзе все были бедными, откровенно богатых людей просто не было, если у кого-то и были деньги, это тщательно скрывалось. Так к чему же эти сожаления по временам тотального дефицита любых товаров?
Дело в том, что в бытность СССР не было такого обилия товаров, которое мы наблюдаем сегодня, а, соответственно, не было такого числа соблазнов. Принцип уравниловки всех под одну социальную гребенку был одним из основополагающих принципов построения коммунистического общества. Все были практически одинаково одеты, все жили в одинаковых «хрущевках», у всех в квартире стояли одинаковые серванты с одинаковыми чайными сервизами.
В магазинах было шаром покати, все получали талоны на одинаковое количество продуктов, входящих в стандартный набор. Зато советский гражданин имел доступ к какому-то минимальному набору медицинских услуг, он имел работу, стабильную работу, пусть и с небольшой заработной платой, за услуги ЖКХ платили копейки. Каждый год работающие граждане получали путевки по профсоюзной линии в какой-нибудь санаторий в одной из республик СССР.
Образование было бесплатным, что также заставляет «выходцев из СССР» с ностальгией заглядывать в прошлое. Ну а самая главная причина тоски по тем временам — это то, что, выходя на улицу, гуляя в парках, провожая ребенка в школу, граждане всюду видели таких же людей, как и они, с идентичными доходами, заботами и чаяниями. Что мы имеем сегодня? Социальное расслоение на данном этапе порой настолько сильно бьет в глаза, что хочется зажмуриться.
Сегодня в стране фактически нет плавных переходов в социальной иерархии классов, она скорее напоминает американские горки — очень богатые и очень бедные. Эксперты говорят о том, что зарождавшийся в Азербайджане так называемый «средний класс» был просто уничтожен девальвацией национальной валюты, и граждане, чьи доходы дотягивали до среднего класса, сегодня вновь оказались отброшенными в класс бедных, точнее новых бедных. Сама по себе бедность не так страшна, если рассматривать ее в контексте кратковременного явления, которое будет преодолено уже в течение максимум пары лет.
Однако совсем другое дело, когда речь идет о затянувшейся бедности, которая чревата необратимыми изменениями, которые происходят с личностью. Специалисты в области социальной психологии утверждают, что пребывание в состоянии нищеты и острой нехватки средств к существованию в течение более чем двух лет абсолютно меняет представление человека и о самом себе, и о своем месте в социуме.
В итоге человек начинает стыдиться своего положения, он начинает избегать общения со старыми знакомыми, родственниками, в итоге он начинает прятаться и от самого себя. итог всей данной ситуации весьма печален. Дело в том, что, как отмечают социологи, исследующие бедность как феномен социума, происходит адаптация человека к худшему и как следствие — деградация личности, что в масштабе страны приводит к ухудшению общего человеческого капитала.
Отсюда неудовлетворенность жизнью, агрессия, которые в конечном счете приводят к росту преступности. Практически ежедневно мы читаем очередные сообщения об убийствах женами мужей, мужьями жен. Случаи избиений, тяжелых увечий, которые наносят друг другу самые близкие родственники, растут по стране. Чаще всего такие случаи регистрируются в регионах страны, где, как известно, уровень жизни и в «рыбные времена» был не самым лучшим, а сегодня тем паче хвастаться нечем. Отсюда вывод напрашивается сам — чем беднее, тем агрессивнее.
Бедность меняет психологические и моральные качества человека, а отсутствие перспектив усугубляет ситуацию. При этом в нынешней ситуации бедный — не значит безработный. Бедные нового времени в подавляющем большинстве работают, денег им хватает на хлеб, молоко и макароны, однако чувство набитого низкосортными макаронными изделиями желудка не способно подавить чувство голода по хорошей жизни, которую они наблюдают вокруг себя.
Блеск витрин дорогих магазинов, обложки глянцевых журналов, мимо проезжающие автомобили класса люкс — все это указывает людям на то, что их никто не ждет на этом празднике жизни. Более того, вряд ли их дети будут «своими» в этом мире роскоши…
Как изменить ситуацию и минимизировать разрыв между классами, по крайней мере, сделав более плавным переход от роскоши к бедности?
Хочется надеяться и верить в то, что пик кризиса все же остался для нашей страны позади, а поиски пути к счастливому настоящему уже совсем скоро обретут реальные очертания и если не все, то хотя бы подавляющее большинство из класса новых бедных смогут подняться на более высокую ступень социальной лестницы…