Экономика, Эхо

Конфискованное имущество в Азербайджане — на распродажу онлайн

С.АЛИЕВА

Закон о банкротстве был принят в Азербайджане аж в 1997 году, однако распространялся он только на юридических лиц. Но в ноябре 2015 года президент Азербайджана Ильхам Алиев утвердил изменения в закон «О несостоятельности и банкротстве». Согласно поправкам в закон «О несостоятельности и банкротстве», общие правила начала процесса банкротства распространяются на все коммерческие (за исключением банков) и некоммерческие организации.

Но, несмотря на это, до сих пор сама процедура банкротства не полностью детализирована и случаи объявления банкротами в Азербайджане достаточно редкие. Зато в стране очень много граждан и коммерческих структур, которые после двух девальваций стали банкротами и задолжали немалые суммы банкам, у которых взяли кредиты.

В силу финансовой несостоятельности и невозможности выплачивать задолженность по кредитам, у должников конфисковывают имущество. Видимо, случаев конфискации имущества в Азербайджане настолько много, что возникла необходимость создавать отдельный Интернет-портал, на котором посредством Интернет-аукционов будут распродавать описанное имущество должников.

Так, Кабинет министров утвердил правила организации и проведения электронных аукционов, на которых будет распродаваться описанное имущество налогоплательщиков. Согласно правилам, электронные аукционы будут проводиться на официальном веб-сайте, который будет функционировать на трех языках. Физические или юридические лица, желающие принять участие в аукционе, должны заранее зарегистрироваться на сайте.

Лоты для Интернет-аукциона формируются из описанного имущества налогоплательщиков на основе запроса судебного исполнителя. Организатор аукциона должен разместить объявление о его проведении через 10 дней после получения запроса и всех документов от судебного исполнителя или через пять дней в случае, если речь идет о скоропортящихся продовольственных и прочих товарах.

Как отметил в беседе с Echo.az юрист Эльчин Гамбаров, за последние два года количество граждан, задолжавших отечественным банкам по кредитам, выросло в геометрической прогрессии.

«Наша страна до недавнего времени еще не сталкивалась со столь серьезной проблемой. Связано это, как известно, с девальвацией национальной валюты, а по причине того, что большая часть кредитов была взята в долларах, граждане в один момент стали должны банкам в два раза больше первоначальной суммы. Именно поэтому и начались судебные разбирательства, аресты имущества с последующей конфискацией. Неудивительно, что было даже решено создать целый портал, на котором будет представлено все это конфискованное имущество банковских должников,» — отметил он.

«Должен сказать, что на сегодняшний день в Баку имеются аж две штраф-стоянки, на которых находятся конфискованные у банковских должников автомобили, взятые в кредит. У граждан, оказавшихся не в состоянии выплачивать кредит по автомобилю, автотранспортные средства конфискуются и отправляются на эту штраф-стоянку. На этих штраф-стоянках огромнейшее количество автомобилей, которые находятся там уже достаточное количество времени и в жару, и в холод, и в ливни. Стоянки не крытые, что, соответственно, приводит к тому, что автомобили просто приходят в негодность. Конечно, банкам нужно вернуть те деньги, которые они выдавали на покупку тех же автомобилей, а потому создание подобного портала поможет банкам продавать конфискованных «железных коней»,» — заметил эксперт.

«Вообще нельзя не отметить, что, по нашим наблюдениям, на сегодняшний день порядка 90% судебных дел в Азербайджане связано именно с невыплатами по кредитам, отсюда и такое количество конфискованного имущества,» — сказал Гамбаров.

По его словам, помимо автомобилей второй по частоте конфискации является недвижимость, которую должники часто оставляли в качестве залога при взятии кредита.

«Думаю, что недвижимость также будет представлена на данном портале. Что касается цен на конфискованное имущество, представленное на портале, то, думается, что оно будет несколько ниже рыночной стоимости, хотя не намного, ведь банки ставят перед собой цель — вернуть выданные деньги под кредиты, а потому продавать намного дешевле те же автомобили или квартиры они не заинтересованы,» — сказал он.

«Что касается количества должников в Азербайджане, то данная статистика наверняка имеется, но она не афишируется, дабы не шокировать общественность. Цифры, называемые официальными структурами, когда речь идет о сумме долга перед банковской системой Азербайджана по кредитам, также занижены, ведь на самом деле ситуация в данной сфере близка к критической. Что касается создания портала, на котором можно будет покупать движимое и недвижимое имущество, конфискованное у должников, то подобная практика имеет место быть во многих странах мира, и мы в этом смысле не открыли Америку», — резюмировал эксперт.

В свою очередь глава Центра исследований устойчивого развития Нариман Агаев в беседе с Echo.az отметил, что и до создания портала имущество разорившихся банков, а также имущество, которое было списано в тех или иных министерствах и ведомствах и без того распродавалось посредством глобальной сети.

«Я думаю, что есть необходимость создать общий Интернет-ресурс, посредством которого будет распродаваться и имущество, которое было конфисковано, и списанное имущество министерств и ведомств. Цены на распродаваемое таким образом имущество обычно ниже рыночных, и я уверен, что такой портал был бы интересен населению. Но, на мой взгляд, использование подобного портала стоит сделать платным. То есть информацию о продаваемом имуществе можно будет получать за символическую плату. Насколько я знаю, подобная практика применяется и в развитых странах Запада», — сообщил эксперт.

Между тем, как заявлял в беседе с Echo.az директор юридических фирм «Акрам Гасанов и партнеры» и «Антиколлектор» Акрам Гасанов, в Азербайджане никто не ведет статистику того, сколько на сегодняшний день в отечественных судах рассматривается дел по проблемным кредитам населения, однако с уверенностью можно сказать, что порядка 80% всех рассматриваемых дел связаны с задолженностями по кредитам.

«Необходимо отметить, что в основном все эти разбирательства тянутся, а вступивших в силу решений суда мизерный процент. Это связано с тем, что население оспаривает решения, вынесенные судами, подают жалобы, ответные иски и т.д. Что касается суммы, из-за которых банк может подать в суд на должника, то они варьируются от какого-то мизера до приличных сумм. Связано это с тем, в какой период был подан иск,» — сказал Гасанов.

«Раньше банки готовы были судиться с должниками из-за нескольких десятков манатов, однако при нынешних банковских реалиях они не могут позволить себе подобной роскоши. Банки подают в суд на должника только из-за очень крупных сумм. Но даже при большой задолженности банк смотрит на то, каковы шансы выиграть суд и получить с должника то, что он задолжал. То есть, если у должника есть залог, поручитель, работа, то банк будет подавать на него в суд, в противном случае, при отсутствии чего-то из вышеперечисленного банк не будет связываться с должником, так как у банков сегодня нет ни человеческих ресурсов в достаточном количестве, ни времени на судебные тяжбы,» — рассказал он.

«Самое интересное, что сегодня некоторые должники сами хотят, чтобы банк подал на них в суд, так как наивно полагают, что после начала судебной тяжбы у должника замораживаются проценты задолженности. Однако это не совсем так просто, некоторые банки из-за своих многочисленных проблем рады получить хотя бы основную сумму — выданный кредит и проценты, набежавшие до момента начала судебной тяжбы. Но в принципе, по закону, никакие проценты не замораживаются», — сообщил А.Гасанов.