НУРАНИ
В Армении подводят итоги состоявшихся накануне выборов в Совет старейшин Еревана. Основываясь на полученных с 474 избирательных участков данных, Центральная избирательная комиссия Республики Армения представила предварительные данные, которые цитирует, в частности, Tert.am.
В выборах участвовали блок «Елк», партии «Еркир Цирани» и «Республиканская». Кандидатов на пост мэра Еревана было 3 — Тарон Марагарян (от РПА), Никол Пашинян («Елк»), Заруи Постанджян («Еркир Цирани»). Всего в выборах в Совет старейшин Еревана приняли участие 345 226 из 842 147, имеющих право голоса, что составляет 40,99% зарегистрированных избирателей.
По предварительным данным ЦИК, блок «Елк» получил 21% голосов избирателей, принимавших участие в голосовании (всего 70 731 голос), партия «Еркир Цирани» («Страна абрикоса» — Ред.) — 7.75% (26 109 голосов), а правящая Республиканская партия Армения — 71.25% (240 036 голосов). Теоретически это означало бы для Сержа Саргсяна и его сторонников убедительную победу с большим отрывом. А то, что это расклад сил в столице страны Ереване, где в силу понятных причин фрондерство и вольнодумство куда сильнее, чем в провинции, так вообще должно было бы стать для Сержика Азатовича и его однопартийцев поводом для праздника.
Но…насколько эти красивые цифры отражают реальный расклад сил? Увы и ах. Сообщения о вопиющих нарушениях стали поступать практически сразу же. У нас проблема в связи с повсеместной раздачей взяток, заявил журналистам после голосования кандидат в мэры Еревана от блока «Елк» Никол Пашинян, передает «Первый информационный», пообещав заодно: «Мы в меру наших сил будем бороться за реальные перемены в Армении». Относительно подкупов кандидат в мэры отметил, что есть проблема тотальной раздачи взяток. «Мы очень надеемся, что наши граждане преодолеют это чувство отчаяния в связи с взятками. В конце концов народ сам все рассудит. А мы не позволим пропасть ни одному голосу, поданному за нас», — сказал он.
В связи с представленным в ЦИК заявлением Никол Пашинян сказал, что они не возлагают все свои надежды на ЦИК. «Мы в меру своих сил попытаемся проявить последовательность в этих делах, чтобы им был дан соответствующий ход, а наша высшая инстанция — общество, народ, который должен взять на себя роль судьи».
Н. Пашинян также отметил, что блок «Елк» рассчитывает на победу на выборах в Совет старейшин Еревана. «Без избирательных взяток у Республиканской партии Армении нет никаких шансов не только на этих, но и на любых выборах», — подчеркнул Пашинян. На вопрос о том, примут ли они результаты выборов, Никол Пашинян ответил, что они зафиксируют официальный результат и примут его к сведению. «На этот раз у нас большая доказательная база, у нас есть факты, материалы, свидетели. У нас есть не только доказательства подкупа избирателей, но есть и доказательства, что в процессе раздачи взяток участвует полиция — во главе с Владимиром Гаспаряном и по распоряжению Сержа Саргсяна», — подчеркнул Пашинян.
Проблема, однако, в том, что раздачей предвыборных взяток полиция в Армении не ограничивалась. СМИ Армении горячо обсуждают инцидент с главой блока «Страна абрикоса» Заруи Постанджян и ее дочерью. Как рассказывают, в частности, радио «Азатутюн» и Tert.am, в день выборов в Совет старейшин Еревана Заруи Постанджян получила «сигнал»: в штабе кандидата в мэры Еревана от правящей Республиканской партии Армении (РПА), действующего градоначальника Тарона Маргаряна, наличествуют списки граждан, которым предоставляется избирательная взятка.
Заруи Постанджян направилась туда вместе с дочерью и доверенными лицами. В штабе они потребовали открыть ящики одного из письменных столов, чего сотрудники штаба сделать не позволили. На место прибыл начальник полиции Нор Норка, который приказал всем выйти, поскольку получено сообщение о преступлении и необходимо провести соответствующие работы.
А заодно изъяли и списки, которые и интересовали госпожу Постанджян. Постанджян и представители прессы отказались выходить, после чего начальник полиции Нор Норка приказал подвергнуть приводу Постанджян и ее дочь. Полицейские протащили Постанджян до служебной машины, однако она оказала сопротивление и в полицейский автомобиль не села. Ее дочери повезло меньше — после «общения» с полицией у нее диагностировали сотрясение мозга.
Как передает Panorama.am, на брифинге кандидат в мэры Еревана от партии «Страна абрикоса» Заруи Постянджан заявила: «…Выборы начались с фальсификаций. С утра на избирательных участках мы видели большое количество наблюдателей: бывших чиновников, местных авторитетов. Все они контролировали ситуацию и ориентировали избирателей». Кроме того, Заруи Постанджян заявила, что не доверяет стражам порядка и они не покинут территории, пока не проверят все шкафчики и полки.
«Факты фальсификаций повсюду», — сказала Постанджян, заявив, что сотрудники полиции унесли с собой обнаруженные документы с именами и фамилиями. «А мою дочь забрали в отделение полиции Нор Норка», — сказала сразу после этого Постанджян.
Лидер партии «Страна абрикоса» подчеркнула, что после инцидента в штабе ее дочь — Лилит Дрампян — была «похищена», однако не известно, по чьей «команде» ее выпустили из полицейской машины. На данный момент Лилит Дрампян находится в больнице, проходит медицинское обследование. Было отмечено, что дочь З. Постанджян получила удары по голове, на руках — царапины, и она некоторое время пробудет в медицинском учреждении. Чуть ранее кандидат в члены Совета старейшин Еревана от партии «Страна абрикоса», нейрохирург по профессии Марина Хачатрян заявила, что у дочери Заруи Постанджян после возвращения в штаб наблюдались головокружение и тошнота.
«Через 5 минут Лилит стало плохо, и началась рвота, что является явным симптомом при черепно-мозговых травмах», — отметила М. Хачатрян.
По словам представителя данной политической силы, для объективной и правовой оценки состояния Лилит Дрампян ее на машине скорой помощи перевезли в медицинский центр «Армения», где дочери Заруи Постанджян был поставлен диагноз — сотрясение мозга.
По словам Лилит, у нее была кратковременная потеря сознания, однако она помнит некоторые эпизоды, в частности, когда ее сильно толкнули, Лилит головой ударилась о дверь полицейской машины и о стену комнаты. По информации «Азатутюн», представитель блока «Елк» Эдмон Марукян в эфире «Воскресной информационной программы с Грайром Тамразяном» заявил: «Я строжайше осудил имевшее место насилие и дал оценку действиям полиции, которая, по моему мнению, применила несоразмерную грубую силу, насилие в отношении г-жи Постанджян, в чем вообще не было необходимости».
«Если им там нечего было скрывать, не нужно было становиться структурой, поддерживающей Республиканскую партию на этом избирательном участке, в этом штабе, и выдворять г-жу Постанджян, чтобы каким-то образом убрать оттуда эти документы,» — подчеркнул Марукян.
Он напомнил: «Вы знаете, что два дня назад то же самое произошло с нами в Араратском массиве, та же ситуация: опять штаб РПА, опять документы, опять было закрыто, и опять полицейское насилие, чтобы мы не добрались до этих документов, но, как вы видели, мы обнаружили документы вообще в другом месте, в другом штабе, что доказывает, что во всех местах имеются те же документы. Сегодня г-жа Постанджян тоже могла обнаружить аналогичные документы, например, факс из полиции или, не знаю, из другого ведомства о том, сколько человек избирают Тарона Маркаряна, список по зданиям, кому отказать в «Паросе», тому, кто не избирает, для кого какую работу сделать, какую услугу оказать, кому дать деньги, экземпляр договора, который заключается с раздающим деньги, и, наконец, самое позорное, инструкцию раздающего деньги: войти в дом человека, предложить уединиться в спальне или ванной комнате, и в скобках написано, чтобы не делали аудиозапись…».
Стоит ли доверять в таком случае результатам выборов — вопрос, честно говоря, риторический. Но дело не только в этом. Прежде всего Ереван продолжает стремительно «терять очки» в глазах международной либеральной общественности. Напомним: до последнего времени Армения пользовалась этаким «режимом наибольшего благоприятствования» в международной околоправозащитной «тусовке».
Понятно, что симпатии эти обеспечивались регулярными финансовыми вливаниями армянских лоббистских структур в это самое международное правозащитное движение. Это факт неафишируемый, но известный. Куда меньше говорят и пишут о том, что структуры «армянского лобби» весьма активно используются Москвой для лоббирования своих интересов. Так или иначе, вся эта финансовая активность за чужой счет позволяла Еревану не только регулярно «заказывать» и оплачивать (за счет российской «помощи») кампании «черного пиара» против Азербайджана, особенно накануне важных «прорывов» в нефтегазовой сфере, но и наслаждаться невиданной «свободой рук» на внутриполитической арене.
Профессиональные «борцы за демократию» умудрились не заметить даже расстрела на улицах Еревана участников митинга протеста против фальсификации президентских выборов 1 марта 2008 года. Но теперь, похоже, Армения теряет монополию на симпатии международного гражданского общества.
То ли на фоне введенных против РФ санкций у «армянского лобби» уже куда меньше финансовых возможностей, назовем вещи своими именами, покупать симпатии мирового правозащитного движения, то ли имидж «форпоста России» заставляет правозащитников осторожничать, то ли в Ереване слишком уж «заигрались», но сегодня армянские функционеры власти подпадают под американские адресные санкции, а кое-кто из ведущих правозащитных организаций рискует даже критиковать доселе непогрешимую Армению.
Но даже не это главное. Куда опаснее другое. Как предупреждают эксперты, такого рода скандалы означают, что авторитет власти в Армении падает, но вот мирные и легитимные методы смены руководства в стране не работают. При существующих в армянской среде традициях политического террора это означает лишь одно: опасность полномасштабного «силового варианта» в Армении продолжает расти.
А захват полка ППС группой «Сасна Црер» прошлым летом был не более чем «предупреждающим звонком», который в Ереване, похоже, не услышали. А это значит, что, хотя РПА по итогам выборов и «нарисовали» победу, поводов для радости у Сержа Саргсяна в реальности не просматривается.