Сабина Алиева
Не ошибается лишь тот, кто не работает, гласит народная мудрость и, в принципе, с данным утверждением не поспоришь. Там где имеет место быть человеческому фактору, ошибки неизбежны в силу как субъективных, так и объективных причин.
Однако есть такие сферы нашей жизни, профессии, в которых ошибки могут иметь фатальные последствия, а потому возможность совершения ошибок должна быть сведена к минимуму.
К таким профессиям относится и профессия врача. Наверняка с неправильно поставленным диагнозом сталкивался, если не каждый, то подавляющее большинство из нас. Какова бывает реакция на неправильно поставленный врачом диагноз и как обычно выясняется, что «диагноз-то совсем не тот»? Чаще всего пациенты узнают об этом либо после того как назначенное врачом лечение не дало никакого результата и пришлось обратиться к другому специалисту, который-то и вывел «на чистую воду» своего коллегу.
Еще один вариант — врач допустил фатальную ошибку в отношении пациента, в результате которой пациент либо становится инвалидом, либо отправляется в мир иной. К счастью, второй вариант случается достаточно редко, хотя никто от подобной ситуации, увы, не застрахован. В Азербайджане врачебные ошибки — явление достаточно распространенное, у кого не спроси, каждый может рассказать историю о том, как его пытался лечить тот или иной врач от несуществующей болезни, либо не мог поставить правильный диагноз, либо…
Впрочем, этот список можно продолжать до бесконечности. Недавно из ряда вон выходящий случай произошел и в моей семье — свекрови сломал палец врач-неонатолог. Звучит достаточно сюрреалистично, тем не менее, все так и произошло. Свекровь ушибла палец о край стола, палец разболелся, немного припух, дело было в вечернее время, но благо (к несчастью, как оказалось впоследствии) прямо рядом с домом расположена частная клиника, работающая до позднего времени.
Было решено зайти в клинику для того, чтобы сделать рентген и убедиться, что нет трещины или перелома. В клинике были рентгенолог и дежурный врач. Рентген показал, что с пальцем все в порядке, всего лишь легкий ушиб. Оплатив рентген, свекровь собиралась уходить, но дежурный врач позвал пациентку в кабинет, якобы для того, чтобы визуально осмотреть палец и «вправить вывих», который «рентген не показывает».
Удивленная женщина зашла в кабинет к врачу, который предупредил, что сейчас вправит ей палец и наложит на него лангетку. Во время «вправления» пальца свекрови стало настолько плохо, что она почти потеряла сознание. Для того, чтобы привести ее в чувства, врачу даже пришлось использовать нашатырный спирт. После этого врач с чувством выполненного долга сказал, что теперь кости пальца на месте, и пациентке нужно доплатить в кассу 25 манатов за то, что он оказал ей помощь.
Палец после оказанной помощи стал болеть гораздо сильнее, всю ночь свекровь не могла заснуть, рабочий день также не задался из-за сильно распухшего безымянного пальца правой руки. Прошла неделя, боль не стихала, палец оставался таким же опухшим. В итоге она обратилась к другому, рекомендованному врачу — ортопеду-травматологу. Он осмотрел палец, но больше интересовался рентгеновским снимком, сделанным в день получения травмы. Успокоил пациентку, сказав, что все в порядке и вскоре боль пройдет, назначил какие-то мази.
Так прошло еще две недели, ситуация почти не изменилась — палец опухший, не сгибается. Она вновь обратилась к хваленому травматологу. Тот, удивившись, что улучшений нет, направил ее на рентген, который-то и показал, что палец был сломан и уже сросся, причем сросся неправильно. А учитывая, что на первом снимке, сделанном в день получения травмы, перелома не было, соответственно, стало понятно, что палец ей сломал врач, который вправлял ей несуществующий вывих, отсюда и обморочное состояние, в которое она почти впала во время процедуры.
Конечно, свекровь сразу же обратилась в клинику, в которой ей «оказали врачебную помощь» и тут выясняется, что врач, который вправлял ей палец, даже не травматолог, а неонатолог. Высказав ему все претензии, свекровь даже не услышала извинений, так называемый «врач» что-то сбивчиво объяснял, говорил, что он не ломал пальца, что все делал «по инструкции». Кстати, об «инструкции», как потом объяснили нам знакомые врачи, видимо, врачу нужно было выполнить суточный «план» клиники, а потому он выдумал историю с вывихом и начал вправлять пациентке палец, нанеся ей при этом тяжелую травму, за что она еще и заплатила 25 манатов…
То, что ей была нанесена тяжелая травма врачом, подтвердили и ведущие травматологи в Институте травматологии. Ситуацию сегодня может исправить лишь операция по замене раздробленного сустава на пластиковый. При этом у нас в стране такие операции не делают. Еще один вариант — это привыкнуть к жизни с несгибающимся, деформированным пальцем правой руки… Ни врач, ни клиника не предложили свекрови оплатить проведение операции, они даже не признали ошибки, хотя она очевидна, ведь имеются доказательства в виде снимков рентгена.
В данной ситуации единственной возможностью попытаться добиться справедливости может стать судебный иск против данной клиники и врача, который, судя по всему, имеет небольшое отношение к медицине…
К сожалению, в Азербайджане судебные иски против клиник и врачей — явление не распространенное, граждане не верят в торжество справедливости, впрочем, данное недоверие имеет под собой реальные основания. Знаете ли вы хоть один случай, когда в Азербайджане был бы наказан врач, нанесший серьезный ущерб здоровью пациента?
Юристы говорят о том, что в год в нашей стране заводится максимум два-три уголовных дела в отношении врачей, обвиняемых во врачебных ошибках. Однако серьезных наказаний в их отношении практически никогда не применяется. Тем не менее, в том случае, если вам поставили неверный диагноз и это подтвердил врач из другой клиники, вы смело можете требовать возврата своих денег. Также пациент вправе требовать компенсацию за причиненный ему моральный ущерб (УПК АР ст.58).
Размер ущерба, разумеется, определяется судом. В том случае, если пациенту был не только поставлен неверный диагноз, но и причинен вред здоровью, то он имеет полное право обратиться с жалобой в прокуратуру. Однако только единичные случаи доходят до зала суда, но и там все упирается в судмедэкспертизу, которая зачастую в рамках медицинской этики солидарна с диагнозом врача, переписываются медкарты, имеет место фальсификация. Суду сложно определить: законно или незаконно была оказана медицинская помощь и что стало причиной смерти или инвалидности больного. Максимум, что получит врач по такому уголовному делу, — от 1 до 4 лет тюрьмы или отделается условным сроком.
Понятно, что врачебные ошибки происходят во всех странах мира без исключения. Статистика врачебных ошибок ужасает. По разным оценкам, в США от оплошностей медиков ежегодно умирают 50-100 тыс. человек, в Великобритании — 70 тыс., в Германии — 100 тыс. пациентов. Более того, в США ошибки медиков занимают 5-е место среди причин смертности. Но вся проблема в том, что в странах Запада статистика ошибок врачей ведется, у нас же ее просто нет.
Если нет статистики, значит, по сути, нет проблемы, точнее на нее предпочитают не обращать внимания, а безнаказанность порождает вседозволенность, вот такой порочный круг. Будет ли данная проблема когда-нибудь решена в Азербайджане, зависит от многих факторов.
Как отметил в беседе со мной один очень добросовестный врач, ситуация с врачебными ошибками в Азербайджане так и будет расти как снежный ком до тех пор, пока врачи не будут знать, что любая их ошибка будет грозить им, как минимум, лишением лицензии на работу и, как максимум, уголовной ответственностью…