НУРАНИ
В Берлине продолжается «сезон большой дипломатии». В столице ФРГ прошли переговоры генсека НАТО Йенса Столтенберга и канцлера ФРГ Ангелы Меркель.
Еще до переговоров СМИ, в частности, Der Merkur, чье сообщение цитировал «Регнум», указывали, что в ходе переговоров, во-первых, речь пойдет о расходах Германии на оборону. В 2014 году страны-члены НАТО договорились в течение одного десятилетия увеличить оборонные расходы до 2% ВВП, что предусматривается Североатлантическим договором.
В годы «холодной войны» это требование строго выполнялось, но после падения Берлинской стены расходы на оборону начали планомерно снижать. В результате сегодня далеко не все страны ЕС, состоящие в НАТО, выполняют данное требование. В частности, президент США Дональд Трамп выступает с критикой в адрес правительства Германии, оборонные расходы которой на сегодняшний день составляют всего 1,2%. Кроме того, президент США настаивает, чтобы европейские партнеры НАТО усилили свое участие в борьбе с терроризмом.
Впрочем, удалось ли добиться всего этого в ходе переговоров — вопрос открытый. С одной стороны, НАТО не намерена вступать в антитеррористическую коалицию под руководством США, заявили Ангела Меркель и Йенс Столтенберг на совместной пресс-конференции в Берлине. По словам генерального секретаря Североатлантического альянса, даже если бы это произошло, роль НАТО в борьбе с терроризмом от этого стала бы иной. «Мы не стали бы принимать участия в боевых действиях», — подчеркнул Столтенберг, напомнив, что альянс по существу занимается обучением солдат.
Вклад Германии в кампанию по борьбе с терроризмом также не изменится, даже если на саммите лидеров стран, входящих в НАТО, 25 мая будет принято решение о вступлении в антитеррористическую коалицию, указала Меркель, передает «Немецкая волна».
С другой стороны, в ФРГ заявили о готовности повысить планку военных расходов. Ситуация с безопасностью в Европе меняется не в лучшую сторону, растет террористическая угроза, и Берлин готов повышать долю оборонных расходов, заявила в Берлине в четверг канцлер ФРГ Ангела Меркель после переговоров с генеральным секретарем НАТО Йенсом Столтенбергом, сообщает корреспондент «Укринформа». «Германия стоит на том, чтобы выполнять свои обязательства. Все федеральное правительство…хочет твердо придерживаться и работает над этим», — заверила Меркель, имея в виду решения саммита НАТО в Уэльсе в 2014 году.
Столтенберг заметил, что ФРГ движется в правильном направлении. Он ожидает, что «все союзники также выполнят обязательства, которые они взяли на себя в 2014 году», обязавшись довести оборонные расходы до не менее 2% ВВП. Целевой показатель должен быть достигнут постепенно до 2024 года. Так и поступает Германия, где показатель уже много лет удерживается на уровне около 1,2%. При этом Столтенберг добавил, что речь идет не только о деньгах, альянс ожидает увеличения участия членов в его миссиях, повышения их «возможностей», а также увеличения вложений в помощь за рубежом.
Он отметил участие бундесвера в усилении присутствия в Восточной Европе (Германия направила 130 солдат в Литву) и в Афганистане. Генсек НАТО сообщил, что на предстоящем 25 мая саммите альянса распределение оборонных расходов и борьба с терроризмом станут основными темами. Однако эксперты напоминают: переговоры Столтенберга и Меркель в Берлине прошли на фоне громкого скандала вокруг вооруженных сил ФРГ — бундесвера.
Строго говоря, начался этот скандал еще в конце апреля, когда СМИ распространили сенсационное сообщение: офицер бундесвера, приверженец ультраправых взглядов. выдавал себя за сирийского беженца и готовил теракт. За любопытным планом старшего лейтенанта, возможно, стоит такой мотив, как ксенофобия, писал еще тогда обозреватель Die Welt Флориан Фаде, которого цитировала «ИноПресса».
«Для начала голые факты: 28-летний военнослужащий бундесвера Франко А., по информации следственных органов, приобрел пистолет. По версии Генпрокуратуры, он планировал совершить с его помощью теракт, вероятно, руководствуясь ксенофобными праворадикальными мотивами», — передавало издание. Правда, как замечал журналист, «на деле этот инцидент, которым в течение нескольких последних недель занимаются как Федеральное ведомство уголовной полиции (BKA), так и Служба военной контрразведки (MAD), вызывает все большее недоумение».
Старшему лейтенанту Франко А. удалось зарегистрироваться на территории Германии как беженцу из охваченной гражданской войной Сирии — и это при том, что никакого отношения к Сирии он не имеет. «Хотел ли он какими-либо своими действиями дискредитировать беженцев и способствовать распространению ненависти к иностранцам? По сообщениям прокуратуры Франкфурта, Франко А. симпатизирует праворадикальным идеям».
Первые наводки на этого человека у правоохранителей появились в конце января, когда Франко А. участвовал в официальном мероприятии под названием «Бал офицеров» в Вене и спрятал в туалете венского аэропорта пистолет калибра 7,65 мм. Может быть, он хотел сохранить там оружие для будущего теракта. 3 февраля он снова появился в аэропорту Вены с намерением забрать пистолет и был задержан австрийской полицией, которая установила в туалете видеокамеры. «По словам старшего лейтенанта, оружие он «нашел». У Франко А. были сняты отпечатки пальцев, его сфотографировали.
В результате выяснилось, что отпечатки пальцев подозреваемого уже зарегистрированы в Германии как принадлежащие некоему человеку, подавшему запрос на получение статуса беженца из Сирии. Причем запрос этот был удовлетворен властями Баварии в январе 2016 года — несмотря на то, что подавший заявленияе признал, что не говорит по-арабски, только по-французски. «Фальшивому сирийцу» были предоставлены крыша над головой и финансовая помощь».
К делу, продолжает автор статьи, подключилось Федеральное ведомство уголовной полиции, и в результате дальнейших следственных мероприятий выяснилось, что речь идет о старшем лейтенанте бундесвера. «Возможно, — полагает Флориан Фаде, — подобное стало возможно из-за перегруженности немецкой миграционной системы. Что особенно важно в случае с «мнимым сирийским беженцем»: еще в 2014 году в связи с увеличившимся потоком беженцев Федеральное бюро по делам мигрантов и беженцев (BAMF) ввело ускоренную процедуру для беженцев из Сирии, а затем из Эритреи и для религиозных меньшинство из Ирака.
Этим группам нужно было просто заполнить анкету — они не проходили личного собеседования с чиновником и переводчиком». Но теперь в ФРГ внимание сконцентрировано на другом: что происходит в рядах бундесвера? Еще неделю назад, 3 мая, в связи с инцидентом глава Минобороны ФРГ Урсула фон дер Ляйен отменила свой визит в США, чтобы лично принять участие в разбирательстве, передавало RT. «Прояснение обстоятельств дела лейтенанта А. является сейчас главным приоритетом для министра», — цитировало Reuters заявление военного ведомства ФРГ.
Перед этим министр сделала довольно жесткое заявление, обвинив командование бундесвера в слабости и «превратном понимании корпоративного духа». «У бундесвера есть проблема очевидной слабости руководства на разных уровнях, и с этим мы будем последовательно разбираться… Копнув глубже, мы видим, что нужно заняться вопросами структуры», — отметила она. А это уже не понравилось армейской верхушке. Министра раскритиковали за обобщение, заявив, что она пытается дистанцироваться от проблем в армии, чтобы спасти свою политическую карьеру. «Каждый порядочный солдат чувствует, что она его оскорбила. Я жду, что она извинится», — заявил представитель СДПГ по оборонным вопросам Райнер Арнольд газете Passauer Neue Presse.
Его поддержал уполномоченный бундестага по делам военнослужащих Ханс-Петер Бартельс: «Если фон дер Ляйен утверждает, что существуют проблемы в управлении, то стоит напомнить, что руководство начинается на самом верху». Попыткой откреститься от проблем назвал заявления министра председатель немецкой ассоциации вооружённых сил Андре Вустнер.
«Непонятно, как министр обороны может дистанцироваться и критиковать свой собственный коллектив», — отметил он. В свою очередь, Ангела Меркель вступилась за своего министра, указывает «Коммерсантъ». Министр обороны и теперь пользуется «полной поддержкой» канцлера и правительства, заверил вчера официальный представитель кабинета ФРГ Штеффен Зайберт. А почва для скандала есть. По информации RT, по некоторым данным, крайне правые взгляды военнослужащий выражал еще в 2014 году, когда учился во французской военной школе Сен-Сир. Так, националистические идеи он изложил в своей магистерской работе, которая так и не была зачтена.
Профессор учебного заведения тогда отметил, что позиция диссертанта не совместима с фундаментальным демократическим порядком. В Минобороны ФРГ, однако, до последнего отрицали этот факт, утверждая, что никаких радикальных идей Франко не высказывал. Помимо этого, следствие предполагает, что офицер мог организовать группу единомышленников. Пока задержан один из них — 24-летний студент, которого подозревают в пособничестве Франко и ксенофобских убеждениях.
По информации же «Немецкой волны», в числе возможных сообщников называют также 29-летнего Максимилиана Т. Последний — тоже старший лейтенант и сослуживец Франко, оба служат в единственной совместной германо-французской бригаде и были расквартированы во Франции в городе Илькирше-Граффенштадене. Следователи, по данным газеты Die Zeit, считают, что Максимилиан Т. от руки написал список возможных жертв, который включает, в том числе, бывшего президента ФРГ Йоахима Гаука, активистку Левой партии Анну Хельм и министра юстиции Хайко Мааса.
В карманном календаре Франко А., по данным другой газеты, Die Welt, следствие нашло еще более длинный «расстрельный список», а также конкретные планы терактов. Например, «взрыв надгробного камня Ротшильда во Франкфурте», а также описание того, как, вероятно, подставной беженец должен под съемку на камеру бросить гранату в группу активистов антифашистского движения. У Франко были и планы освобождения из заключения многократно осужденной правой экстремистки Урсулы Хафербек, отрицающей Холокост.
«Если фрау Хафербек окажется в тюрьме — освободить», — было записано в календаре Франко А. Теперь, указывает DW, у прокуратуры появилось больше доказательств в пользу версии, что в рядах бундесвера действует «круг единомышленников, которые исповедуют праворадикальные идеи, или даже террористическая ячейка», пишет еженедельник Der Spiegel. Словом, ультраправые вновь берутся за оружие.