НУРАНИ
«Яблочный скандал» в Армении продолжает бушевать. Напомним: как уже сообщала наша газета, в конце апреля на ереванских прилавках вдруг обнаружились…азербайджанские яблоки.
Да еще с наклейками DaD и в коробках с красноречивой надписью Product of Azerbaijan. В Армении поднялась форменная буря.
В социальных сетях возмущались и требовали «принять меры». На страницах американской The Hill Рауль Лоури Контрерас в своей статье «Зеленые яблоки: вкусный путь к миру на Кавказе», которую цитирует «АзерТАдж», заметил, что многие из этих яблок едят армяне, и популярность азербайджанских яблок в Армении заставляет правительство Армении создавать баррикады для конфискации «незаконных» фруктов.
Правительственные сыщики в плащах и шляпах советских времен проводят рейды в продуктовые магазинах, конфискуя контрабандные яблоки, и ведут расследование по делу «Эпплгейт», разыскивая виновников импорта азербайджанских яблок, отмечал Р.Контрерас. Покупая вкусные азербайджанские яблоки, армяне, которые оккупировали 20 процентов территории Азербайджана и изгнали сотни тысяч мирных азербайджанцев, намеренно скрывают свои антиазербайджанские чувства и ненависть, присущие им в течение десятилетий, подчеркивал автор.
В Армении расследованием «яблочного скандала» занялись не только службы, занимающиеся безопасностью пищевых продуктов. Уже по горячим следам, как о том сообщали «Новости Армении», Национальная служба безопасности Армении заявила, что азербайджанские яблоки, обнаруженные на армянском рынке, по предварительным данным, были импортированы незаконным путем, и в настоящее время принимаются меры по выявлению причастных к этому лиц.
В ответ на запрос армянской службы радио «Свобода» в СНБ сообщили, что соответствующие подразделения ведомства проводят ряд проверок для выяснения возможной причастности официальных лиц из правомочных структур Армении к незаконному ввозу азербайджанских яблок на территорию страны. «В результате этих мер, в частности, получены данные о возможном круге лиц, осуществивших импорт, а также о способе ввоза, который, по предварительным данным, был незаконным. В настоящее время предпринимаются действия для выявления других связанных с этим лиц и выяснения всех обстоятельств», — отмечается в сообщении СНБ.
Правда, если верить Русской службе Би-би-си, даже после «сплошных проверок» азербайджанские яблоки в Армении продолжали продавать, но уже под видом «французских» или еще каких — их просто переложили в другие коробки и соскребли крамольные наклейки. И вот теперь последовали, как любит выражаться президент РФ Владимир Путин, «посадки». Как передает PanARMENIAN, в рамках уголовного дела о незаконном ввозе в Армению крупного количества сельхозпродукции, в том числе и яблок азербайджанского происхождения, было установлено, что жители Еревана А.Ф. и А.Е. действовали при содействии жителей Тавушской области А.Х. и Г.Т. Об этом сообщили в пресс-службе Специальной следственной службы Армении.
В ходе следствия выяснилось, что работники таможенного пункта Баграташен с января по 24 апреля 2017 года периодически позволяли занимающимся незаконной предпринимательской деятельностью лицам контрабандным путем перевозить фрукты и овощи. Нарушители не уплатили налогов и пошлины в размере 7.341.312 драмов (чуть больше 15 тысяч долларов — Ред.). Кроме этого, они продали продукты без учета в налоговых органах, нанеся государству вред в размере 907.680 драмов (около 1900 долларов — Ред.).
Выяснилась и схема действий мошенников. А.Х. и Г.Т. ввозили разрешенные законом 50 кг продукции и передавали организаторам мошеннической схемы. А.Ф. и А.Е. предъявлено обвинение по статье 188 и ч.1 статьи 205, А.Х и Г.Т. предъявлены обвинения по статье 38- 188 и ч.1 статьи 205 УК. Предварительное следствие по уголовному делу, возбужденному по части 1 статьи 205 Уголовного кодекса по факту неуплаты налогов в крупных размерах, продолжается в Специальной следственной службе.
Однако куда меньше внимания эксперты обратили на другую новость. Журналисты обратились за комментариями по поводу «яблочного скандала» к премьер-министру Армении Карену Карапетяну: «В Армению импортированы азербайджанские яблоки, Вы в курсе этого?» Глава правительства отмахнулся: «Да, знаю, что возбуждено уголовное дело». Когда же «пишущая братия» пожелала уточнить: «Этот вопрос в центре вашего внимания?» — Карапетяну выдержка явно изменила: «Нет, в центре внимания правоохранительных органов. Вы представляете, чтобы я занимался вопросом 300 кг яблок?»
Дело, однако, не в 300 килограммах яблок, и даже не в том, что в других источниках их на пару центнеров больше. Просто в Ереване многим хотелось бы при помощи арестов «мелких фигурантов» поставить точку в «яблочном скандале». Но…не получается. Потому как азербайджанские яблоки на армянских прилавках выявили слишком много неприятных обстоятельств.
Армянские СМИ и эксперты могут, конечно, старательно пугать друг друга «страшилками», что такие-сякие азербайджанцы могут запрятать в яблоках ужасное «биологическое оружие». Но в реальности, в отличие от Армении, в Азербайджане не устраивают терактов против мирного населения.
Куда важнее другое. Прежде всего яблоки с наклейками DaD и в коробках Product of Azerbaijan, кроме всего прочего, еще и весьма убедительно продемонстрировали проницаемость армянских границ при применении не самых сложных коррупционных схем. И самое главное, азербайджанские яблоки на армянских прилавках в очередной раз продемонстрировали, как бы это помягче выразиться, незавидное положение армянской экономики вообще и агросектора, в частности. Другой вопрос, что тема эта слишком неудобная.
Здесь весьма показателен пример интервью первого начальника Государственной службы безопасности пищевых продуктов РА, международного консультантa по вопросам ветеринарно-санитарного здоровья и безопасности, экспертa Всемирной организации здоровья животных по оценке деятельности ветеринарных служб и Всемирной ветеринарной ассоциации по борьбе с зоонозными болезнями Григория Григоряна сайту News.am. Господин Григорян старательно запугивал аудиторию «угрозой биотерроризма».
Но тут журналисты поинтересовались: «Поговорив сразу с несколькими продавцами в нескольких магазинчиках овощей и фруктов на Комитаса, можем резюмировать следующее. В Армению дешевле ввозить азербайджанские фрукты из того же Садахло, чем производить и продавать свое. То есть экономически продавцу выгоднее ввозить товар страны, с которой мы в состоянии войны, чем восстанавливать свое сельское хозяйство. Ваша оценка ситуации?»
Господин Григорян в ответ решил прочитать всем нравоучительную проповедь: «Моя оценка данной ситуации исходит из моей убежденности в том, что жизнь человека — это больше биология и химия, чем математика, и поэтому любую экономическую выгоду за счет жизни или здоровья нашего населения, даже если угроза гипотетическая, я считаю неприемлемой вне зависимости от поддерживающих ее доводов. Я уже не говорю об агротерроризме, который может уничтожить целые отрасли с нашего и без того еле дышащего cельского хозяйства. Ситуация опасна и непредсказуема, и поэтому граждане Армении, которые каким бы то ни было образом причастны к ввозу и распространению пищевой продукции азербайджанского производства в Армении, должны умерить свои аппетиты и понять, что если самолет падает, то уже не имеет значения, каким классом они летят. Я уже не говорю о духовной и моральной составляющих их действий, и боли, которую она причиняет семьям, которые потеряли своих родных и близких в «арцахской войне» (здесь и далее кавычки наши — Ред.).
Только вот одними нравоучениями ситуацию не исправить. Можно, конечно, призывать «поднять» сельское хозяйство Армении, но для реальных перемен в Армении нужны, во-первых, инвестиции, которых нет и не предвидится, а во-вторых, реальная экономическая политика, а не «передел рынка» между мелкими олигархами.
Потому как, если уж говорить начистоту, азербайджанские яблоки, ввезенные в Армению прямо в коробках Product of Azerbaijan и с наклейками DAD, слишком уж напоминают не «ляп» конкретных экспортеров, а намеренную попытку «подкосить» некие силы, контролирующие Баграташенскую таможню. И если в Армении «экономическая политика» ведется такими методами, то ждать реанимации местного сельского хозяйства придется еще долго.