НУРАНИ
В Армении — новый взлет милитаристской риторики. На сей раз поводом для нее стал четвертьвековой юбилей захвата Шуши. Президент Армении Серж Саргсян лично отправился в оккупированный Карабах, чтобы принять участие в сомнительных «торжествах».
Программу заготовили действительно впечатляющую: тут и парад, и показ военной техники, и «танцевальный флешмоб»…
Премьер-министр Карен Карапетян отправился в пантеон «Ераблур», где возлагал цветы к могилам погибших «азатамартиков», то есть участников первой «волны» агрессии против Азербайджана (в их числе, напомним, был и убитый в Карабахе профессиональный террорист Монте Мелконян). По теме отметился даже Эчмиадзин, позабыв и про «не убий». и про «не укради».
В ходе отслуженной накануне, 7 мая, литургии было оглашено послание католикоса Гарегина Второго по случаю Дня Победы и заодно 25-й годовщины захвата или, в армянской редакции, «освобождения» Шуши (от ее коренных жителей и законных хозяев).
«В светлый день освобождения Шуши наш народ испытал истинную радость, укрепившись в вере, любви к Родине и непоколебимой воле довести до победного конца «Арцахскую освободительную борьбу» (здесь и далее кавычки наши — Ред.). Свобода, справедливость, мир — священные ценности христианской жизни, которые наш народ ярко сохранил в своей душе вопреки всем испытаниям на протяжении истории», — говорится в послании. Вот уж вправду — ничего святого. Справедливости ради, Гарегин Второй призвал помнить и славных полководцев и военных — сынов армянского народа, которые во Второй мировой войне внесли свой вклад в дело победы и установление мира.
Правда, сообщившая об этом ереванская «Панорама» не уточняет, распространяются ли слова католикоса на тех «сынов армянского народа», которые во время Второй мировой войны были по ту сторону линии фронта — в Армянском легионе СС. Тем более, что памятник заместителю командира этого самого легиона, небезызвестному Гарегину Нжде, недавно установлен в Ереване. Однако куда больше внимания, и прежде всего на Южном Кавказе, привлекло другое заявление, с которым выступил командующий объединенной группировкой войск России и Армении генерал-майор Андраник Макарян, по словам которого выходит так, что Владимиру Путину эта группировка не подчиняется вообще.
«Докладываю, что в соответствии с армяно-российским соглашением, которое было подписано 30 ноября 2016 года, командующий объединенной группировкой назначается и освобождается указом верховного главнокомандующего ВС Армении при согласовании с верховным главнокомандующим ВС России», — заявил Макарян, которого цитирует агентство «Регнум».
Макарян подчеркнул, что группировка будет действовать исключительно по приказу верховного главнокомандующего ВС Армении. «Так написано в соглашении. Группировка предусмотрена для обеспечения безопасности границ Армении, региона», — отметил генерал-майор. На вопрос, может ли группировка вмешаться в случае напряжения ситуации в зоне карабахского конфликта, Макарян ответил, что в случае любой угрозы медлить нельзя. На уточняющий вопрос журналиста, «может ли Владимир Путин приказать вам — не атаковать», генерал-майор ответил: «не может».
Говоря же о задачах армяно-российской объединенной группировки войск, Макарян сказал, что это в первую очередь отражение потенциальной внешней угрозы Армении. В то же время он подчеркнул, что группировка готова нейтрализовать потенциальную угрозу с турецкой стороны. Как дальше продолжает «Регнум», «говоря о заявлениях Турции о возможном размещении военной базы в Азербайджане, генерал отметил, что турецкие угрозы не должны вызывать удивления. По словам Макаряна, это в турецкой крови заложено: «Если с этой стороны будет угроза, станем на пути врага. Это все закреплено в документах»».
Коснувшись председательства Армении в ОДКБ, Макарян выразил убеждение, что Армения должна воспользоваться всеми возможностями ОДКБ: «Быть в ОДКБ — правильный шаг, и мы должны пользоваться всеми возможностями, которые предоставляет организация». Здесь, конечно, надо бы поподробнее. Прежде всего, заявления в стиле «у них это в крови заложено» — верный признак фашистской идеологии. В цивилизованных странах человек, сказавший такое, был бы моментально отлучен он госструктур и большой политики без шансов на «ребрендинг» и реабилитацию.
Но есть цивилизованный мир, а есть Армения. Кроме того, никаких «заявлений Турции» о создании военной базы в Азербайджане нет, есть лишь фантазии ереванских политологов на эту тему. Впрочем, если вспомнить, что используется в качестве «доказательств», будто бы в 1915 году имел место «геноцид армян», то такая «подстановка» уже не удивляет. А вот уверения, будто «Путин не может приказать генералу Макаряну не атаковать», — это уже тема отдельного разговора.
Прежде всего, как поясняет само же агентство «Регнум», Соглашение об «Объединенной группировке войск (сил) Вооруженных сил Республики Армения и Вооруженных сил Российской Федерации» было подписано в ноябре 2016 года. В группировку входят 5-й армянский армейский корпус ВС Армении и 102-я военная база России, которая входит в Южный военный округ ВС России и расположена на территории Армении.
Строго говоря, еще в те дни, когда соглашения по группировке только готовились к подписанию, многие эксперты предупреждали: в этом документе очень туманно и нечетко указано, кому эта группировка будет подчиняться. Армия двойного подчинения, как известно, не терпит. А соглашения об объединенной группировке допускают широчайшую «двойную трактовку», от того, что Армения уже не контролирует своих силовых структур, до того, что российской базой в Гюмри теперь командуют не Путин, не Шойгу и даже не Герасимов, а генерал Макарян.
Можно, конечно, предположить, что у господина генерала просто, как бы это помягче выразиться, «разыгралась фантазия». В конце концов, с ереванскими «погононосителями» такое бывает. Достаточно вспомнить, какие фантазии выдавал в эфир глава пресс-службы минобороны Армении Арцрун Ованнисян, и не только во время апрельских боев. 21 сентября 2016 года, во время того самого парада на площади Республики в Ереване, где и были продемонстрированы «Искандеры», господин Ованнисян заявил: мол, все оружие, которое было на параде, принадлежит Армении, притом что российская военная авиация участвовала в параде вполне официально.
Другое дело, что генерал со своими заявлениями выступил на фоне очередного взлета напряженности вокруг той самой российской 102-й базы в Гюмри. Прежде всего возмущение граждан Армении вызвало решение этапировать в РФ для отбытия наказания российского военнослужащего Валерия Пермякова, который приговорен к пожизненному заключению за убийство семи членов семьи Аветисян во все том же Гюмри.
В интервью порталу Tert.am политолог Гагик Амбарян заявил: «…Я недоволен тем обстоятельством, что не прошло и 2-х лет, а Пермякова уже отправляют в РФ отбывать там наказание. Я знал, что однажды Пермяков попадет в Россию, но я думал, что это произойдет этак через 8-9 лет, когда интерес общества к этому делу немного поубавится. Власти решили, что они должны пораньше разрешить передачу Пермякова РФ. Следует отметить также, что Пермяков никогда и не находился под контролем правоохранительных органов Армении, начиная со дня его задержания и заканчивая оглашением судебного постановления. Пермяков постоянно находился на территории российской военной базы, и здесь и обсуждался вопрос того, где он будет отбывать наказание, и, как вы видите, российской стороне удалось добиться желаемого, а власти Армении согласились на то, чтобы Пермяков был перевезен в РФ».
Теперь добавился новый, скажем так, «раздражитель». Министр иностранных дел России Сергей Лавров в интервью телеканалу «Мир» заявил, что расположенные в Армении, Таджикистане и Кыргызстане российские военные базы готовы противостоять террористической группировке «Исламское государство». Он отметил, что «Исламское государство» не собирается складывать оружие, и боевики ИГ активно действуют не только на Ближнем Востоке и в Северной Африке, но и в непосредственной близости от российских границ.
«На данном этапе ИГ начало активничать в Афганистане, особенно в его северных районах, которые непосредственно выходят на границы наших соседей и союзников… Соответствующие подразделения, которые страны-члены ОДКБ выделили в состав этих сил (КСОР), находятся в постоянной готовности к действиям, как находятся в готовности к действиям и российские базы, которые расположены в Таджикистане, Кыргызстане и Армении. Пока эта зараза (ИГ — ред.) не будет уничтожена, эти приоритеты будут сохраняться», — подчеркнул Лавров, добавив, что Россия обязательно добьет «Исламское государство», передает PanARMENIAN.
«Заявление министра ИД России Сергея Лаврова о том, что российская база в Гюмри готова к борьбе с Исламским государством, вызвала волну возмущения в Армении. Политологи говорят, что Россия намеренно превращает Армению в мишень для террористов. Тем более, что российская база в Гюмри является частью армяно-российской объединенной группировки, что автоматически означает также вмешательство Армении. Интересно, было ли заявление Лаврова согласовано с армянскими властями и как они относятся к нему?» — вопрошает ереванская «Лрагир».
Накануне в Армении с тем же жаром обсуждали очередные поставки в Азербайджан российского оружия. В этой ситуации заявление Макаряна, что в случае чего Ереван может использовать в Карабахе потенциал 102-й базы в Гюмри, — это, прямо сказать, неплохой способ успокоить армянскую общественность.
Другое дело, что приказ атаковать в любом случае поступит из Москвы, где, вполне возможно, кое-кто все еще надеется действовать «от имени» Армении методами ранних девяностых. Только вот, похоже, после Крыма эти «политтехнологии» могут встретить куда более жесткую реакцию, чем это было прежде.