За рубежом

Венесуэла: «крах по советскому образцу»?

venezuelaА.ШАКУР

Обстановка в Венесуэле продолжает обостряться. Венесуэльские силовики жестко подавили манифестацию студентов в Каракасе, носившую мирный характер. В результате разгона демонстрантов пострадали 14 учащихся Центрального университета Венесуэлы, передает «Росбалт» со ссылкой на ТАСС.

Один из студентов получил черепно-мозговую травму, сведения о состоянии других пострадавших не поступали. Стражи порядка использовали слезоточивый газ. Ранее сообщалось, что в штате Ансоатеги глава отделения национальной студенческой организации Хуан Лопес стал жертвой вооруженного нападения. При этом ранения получили еще как минимум три человека. Накануне, как о том сообщало РБК, во время антиправительственных акций в столице Венесуэлы Каракасе пострадало более 160 человек. Об этом сообщает El Universal со ссылкой на главу муниципалитета Чакао Рамона Мучачо.

По его словам, в больницы был доставлен 161 человек. Они сообщали, что пострадали от слезоточивого газа или ударов тупыми предметами. Мэр муниципалитета Барута в столичном округе Каракаса Херардо Блайд в своем Twitter сообщил о гибели 17-летнего подростка. По его словам, он получил смертельное ранение на мосту между Лас-Мерседес и шоссе Фахардо. А в конце апреля во время акций протеста в Венесуэле пострадали 223 человека, напоминает РБК.

Участники протестных акций обвиняли президента страны Николаса Мадуро в узурпации власти и требовали его отставки. Как отмечает в этой связи ТАСС, политический кризис в Венесуэле обострился еще 9 января, когда Национальная ассамблея страны объявила президента «оставившим свой пост». Добавим от себя: выборы в Национальную ассамблею выиграла оппозиция, лидеры которой открыто обещали добиться отставки президента страны Николаса Мадуро.

К этому моменту в Венесуэле, прочно сидящей на «нефтяной игле», уже вовсю бушевали социальные бунты. Тем не менее президент уходить не желал. В ответ на голосование Национальной ассамблеи Верховный суд (ВС) Венесуэлы объявил, что у парламента, большинство мест в котором досталось оппозиции в 2015 году, нет полномочий, чтобы отправить Мадуро в отставку. Через два месяца после «выходки» парламента подконтрольный Мадуро Верховный суд взял на себя полномочия ассамблеи. Соответствующее решение ВС принял 29 марта. Именно эта дата и стала отправной точкой в серии протестов по всей стране, одной из крупнейших за историю Венесуэлы.

Оппозиция назвала решение суда «государственным переворотом» и даже обратилась за помощью к вооруженным силам страны. На отказ от противоречивого решения Верховному суду понадобилось всего три дня, указывает ТАСС. Уже 1 апреля, столкнувшись с недовольством внутри страны и осуждением ряда государств, суд вернул Национальной ассамблее ее полномочия. Впрочем, эта уступка была воспринята оппозиционно настроенными венесуэльцами, как сигнал к началу массовых протестов. Активная фаза антиправительственных манифестаций началась 4 апреля.

В этот день в ходе столкновений сторонников Единой социалистической партии Венесуэлы и так называемых коллективов (исп. colectivos — вооруженные группировки, поддерживаемые правительством) с оппозицией было ранено 42 человека и арестовано более полусотни. Недовольные политикой Мадуро граждане и их противники начали выходить на улицы по всей стране. Уже 6 апреля первой жертвой политического кризиса стал студент, застреленный в городе Карризал на севере страны.

Правительство стало прибегать к закрытию линий общественного транспорта и метро в дни протестов, а 15 апреля Николас Мадуро объявил об открытии более двух тысяч контрольно-пропускных пунктов по всей стране в преддверии готовящегося массового выступления в столице. Тем не менее сбить накал протестов ему не удается. Крупнейшей антиправительственной манифестацией в истории страны стала так называемая «Мать всех маршей» (исп. La madre de todas las marchas) 19 апреля. Как утверждает институт общественного мнения Meganalisis, на улицы Каракаса вышло 2,5 миллиона человек, а по всей стране протестовало более 6 миллионов.

При этом на улицы вышли как сторонники, так и противники президента Мадуро. Данные о пострадавших и арестованных в ходе протестов сильно разнятся от источника к источнику. Так, 22 апреля неправительственная организация «Венесуэльский уголовный форум» заявила о задержании более 1300 человек по всей стране с начала апреля, из которых 750 было задержано за два дня, с 19 по 20 апреля.

Как утверждает оппозиционный «Блок демократического единства», 220 человек пострадало и более 10 было убито на акциях протеста и во время волны грабежей и беспорядков, прокатившейся по Каракасу. Согласно данным Генеральной прокуратуры Венесуэлы от 25 апреля, жертвами насилия с начала месяца стало 26 человек. А Национальный профсоюз работников печати заявил 26 апреля, что более сотни журналистов подверглось нападениям с 31 марта. Еще 1 апреля главы МИД стран, основавших Южноамериканский общий рынок (МЕРКОСУР), — Аргентины, Бразилии, Уругвая и Парагвая — призвали власти Венесуэлы к соблюдению принципа разделения властей. Президент Аргентины Маурисио Макри заявил 6 апреля, что в республике «нет демократии», а права человека систематически нарушаются.

Госсекретарь США Рекс Тиллерсон сообщил журналистам 19 апреля, что «правительство Мадуро нарушает собственную конституцию». Министр иностранных дел Венесуэлы Дельси Родригес заявила 26 апреля о выходе страны из ОАГ (Организации американских государств) после того, как было принято решение провести заседание глав МИД стран — членов организации по ситуации в Боливарианской Республике без ее согласия.

На этом фоне президент Венесуэлы Николас Мадуро ищет ответные ходы. По информации BMF, он решил ни много ни мало переписать конституцию страны. Мадуро анонсировал планы создать учредительное собрание, чтобы переписать основной закон страны. При этом президент заявил, что меньше половины членов собрания будут избираться народом, а остальные кресла займут представители общественных организаций.

Оппоненты обвинили Мадуро в попытке захвата законодательной власти — по их мнению, таким образом президент намерен устранить значимость парламента, который два года назад перешел под контроль оппозиции. В региональных державах план тоже оценили скептически: против высказались лидирующие государства Южной Америки: Бразилия и Аргентина. Люсиа Ньюман, корреспондент Al Jazeera в Каракасе, поясняет: «Николас Мадуро объявил, что использует свои президентские полномочия, чтобы создать новый орган власти на основе прямых выборов без участия политических партий.

Так называемое учередительное собрание должно будет разработать документ, который сменит дитя и гордость Уго Чавеса — демократическую Конституцию Венесуэлы. Выступление Мадуро прошло на фоне массовых демонстраций оппозиции, перешедших в столкновения с полицией. На улицах крупнейших городов Венесуэлы уже несколько месяцев проходят регулярные протесты с требованием провести досрочные президентские выборы. В схватках с полицией и проправительственными активистами уже погибли несколько десятков человек.

Удастся ли Мадуро обеспечить продолжение своего правления посредством принятия новой конституции или же это только усилит протесты — остается вопросом. Оппозиция назвала инициативу президента «политическим переворотом» и вновь призвала сторонников на улицы». «Венесуэла — не первая развитая страна, оказавшаяся на пути скатывания к катастрофическому кризису», — пишет Foreign Policy, на который ссылается ИноПресса. «Но это довольно необычно для страны с огромными нефтяными активами.

Существует немного прецедентов, помогающих понять, как это могло произойти и что случится потом. Но есть, тем не менее, один такой прецедент — это подобный крах Советского Союза в конце 1980-х», — утверждает автор статьи Андерс Аслунд. «Венесуэла бедствует с начала спада цен на нефть в июне 2014 года, и нет причин думать, что эта тенденция изменится в ближайшее время. Самым большим экономическим ударом для Советского Союза было падение цен на нефть, начавшееся в 1981 году», — рассуждает автор.

«Но самой глубокой проблемой Советского Союза был не спад нефтяных цен, а то, что ему предшествовало. В своей книге «Гибель империи» великий постсоветский реформатор Егор Гайдар указал, что во время длительного предшествовавшего нефтяного бума советские политики полагали, что могут ходить по воде и что обычные законы экономической гравитации к ним не относятся», — пишет Аслунд. Это верно и для нынешних венесуэльских лидеров. Власти Венесуэлы проводят такую же абсурдную экономическую политику, как и их советские предшественники.

Они годами держат под контролем цены на товары повседневного спроса, включая такие продукты питания, как мясо и хлеб, за что платят огромные субсидии. Правительство Венесуэлы, как и советское правительство, всегда считало, что может позволить себе эти субсидии благодаря своим нефтяным доходам. Но так как цены на нефть упали более чем наполовину с середины 2014 года, соответственно, упали и нефтяные доходы. И теперь Венесуэла, похоже, повторяет ошибки Советского Союза, отказываясь менять курс. Власти позволяют дефициту бюджета расти, тем самым ставя страну на путь полного разорения.

Президент Николас Мадуро, «похоже, намерен печатать деньги, как безумный, так что следующим шагом будет гиперинфляция. Считается, что инфляция уже достигла 700% в год и близится к официальной гиперинфляции, то есть инфляции на уровне не менее 50% в месяц», утверждает автор. «Конечно, есть разница, — признает Аслунд. — В отличие от Венесуэлы, Советский Союз был многонациональным государством с союзными республиками. Какой бы абсурдной ни была экономическая политика Венесуэлы, в стране нет марксистско-ленинской системы, и она остается более открытой, чем был Советский Союз, с живой политической оппозицией и высокообразованной элитой».

Но экономическая гибель Советского Союза предлагает возможный сценарий будущей эволюции Венесуэлы. Экономический кризис, вероятно, усилится, так как какое-либо существенное изменение политики предполагает признание Мадуро, что его политика была неверной, что может привести к его отставке.

А отсюда и дефицит бюджета, инфляция, падение валютного курса и рост государственного долга. Бюджет необходимо приблизить к балансу. Этого можно добиться только сокращением затрат, так как невозможно собрать больше налогов за короткий срок. Основным сокращением должно быть прекращение субсидирования цен. Венесуэльские проекты международной помощи тоже следует сократить, полагает автор.

«Крах режима Мадуро будет несимпатичен, но трудно понять, как его избежать. И хотя политику трудно предугадать, основные признаки серьезного экономического кризиса вполне предсказуемы. Основной вопрос — как быстро новое правительство сможет предпринять правильные шаги», — заключает автор.