Культура и Общество

Азим Азимзаде: великий самоучка

azim-azimzadeО.БУЛАНОВА

7 мая, исполняется 137 лет со дня рождения выдающегося азербайджанского живописца и графика, народного художника Азербайджанской ССР, человека, чье имя носит Азербайджанское художественное училище, — Азима Аслан оглу Азимзаде.

Человек, кому суждено было стать гордостью своей республики, родился в 1880 г. в селе Новханы в простой семье рабочего-нефтяника. Так повернулась жизнь, что получить профессионального художественного образования Азиму не удалось, он был самоучкой. Он получил полагающееся в его среде образование — четыре года учился в школе при мечети, в моллахане.

Все обучение состояло в изучении арабского языка и чтении Корана. Однако тяга к знаниям была очень сильной, и в двенадцать лет мальчик поступает в трехклассную русско-татарскую школу — азербайджанцев в Российской империи называли татарами. Еще учась в моллахане, Азим проявил любовь и способности к рисованию, а в русско-татарской школе он обратил на себя внимание своих преподавателей. Но дальше этого дело не пошло: жизнь была настолько тяжелой, что ни о каком образовании — ни художественном, ни каком-либо еще, и речь не шла: нужно было зарабатывать на хлеб.

В автобиографии Азимзаде пишет по этому поводу: «Уже с юных лет я вынужден был заниматься наемным трудом, работал курьером, приказчиком и только в часы досуга рисовал и занимался самообразованием. Я изучил русский, иранский языки и литературу». Однако, если есть талант, он обязательно пробьется и обратит на себя внимание. В 1906 г. в Тифлисе группой единомышленников начал издаваться первый на Востоке сатирический журнал — «Молла Насреддин».

И с этого же года Азимзаде начинает печатать в нем свои острые и смешные карикатуры и рисунки на социальную и политическую тематику. Когда журнал начинает издаваться в Баку, Азимзаде продолжает публиковать в нем свои творения. Можно смело сказать, что Азимзаде был основоположником азербайджанской сатирической графики. Рисунки этого гениального самоучки поражают своей образностью, выразительностью, четкостью и выверенностью линий. И, конечно, потрясающим чувством юмора. Азимзаде удавалось так блестяще передать характеры своих персонажей, что пояснительные тексты были уже не нужны. Когда случился Октябрьский переворот и в 1920 г. в Азербайджан пришла советская власть, Азимзаде всей душой принял новые и, как он считал, прогрессивные идеи.

Он принимал активное участие в революционной борьбе, являясь одним из тех редких людей, которые «делали революцию» с чистым сердцем и благородными помыслами. Власть заметила талантливого художника, и Азимзаде становится заведующим отделом культуры наркомата просвещения Азербайджана. В 1927 г. ему было присвоено почетное звание народного художника АзССР. В дальнейшем ему удалось избежать участи других «детей революции», которых эта самая революция, как говорится в известной поговорке, пожирала. Возможно, это произошло благодаря личному знакомству с Мирджафаром Багировым. Возможно, просто повезло. Надо сказать, что Азимзаде не ограничивался одной лишь сатирической графикой, его творчество было многогранным. При советской власти он занимался в основном книжной и станковой графикой.

Его творческое наследие включает в себя книжные иллюстрации, сатирические журнальные и газетные рисунки, станковые листы, эскизы костюмов и декораций, политическую карикатуру и плакат… Плакат, кстати, являлся одной из важных областей творчества художника. Традиции реалистической сатирической графики журнала «Молла Насреддин» и других дореволюционных юмористических журналов, в которых Азимзаде активно печатал свои творения, были удачно использованы им при создании первых произведений плакатного искусства. Будучи противником религиозной косности и тупости, почти половину всех плакатов Азимзаде посвятил антирелигиозной пропаганде.

Образы его плакатов — не придуманные, они постоянно встречались ему в жизни, оставалось только перенести на бумагу свои впечатления. Социальной тематики в плакатном творчестве Азимзаде также касался. Так, один из его плакатов 1925 г. изображает крестьянина с вилами, выбрасывающего из села расхитителя народного добра. Однако исторической точности ради стоит отметить, что плакаты Азимзаде не только бичевали пережитки прошлого, в них отводилось место и положительным героям. Художника более всего занимают образ человека-героя, его психологическая характеристика. Первые плакаты Азимзаде экспонировались в 1933 г. на выставке азербайджанских художников в Москве и получили высокую оценку центральной прессы. Еще одно направление творческой деятельности Азимзаде — это работа для театра. В первой половине 20-х гг. художник оформлял спектакли в бакинских театрах: создавал эскизы декораций и костюмов.

Например, в Сатир-агиттеатре (так назывался в те годы будущий театр Русской драмы) Азимзаде оформил спектакли «Колесо Фортуны» Сулеймана Ахундова (Сани) и «Саботажники» Мамеда Саида Ордубади. В Азербайджанском драматическом театре он выполнил эскизы костюмов для пьес «В 1905 году» Джафара Джаббарлы и «Шейх Санан» Гусейна Джавида. Все искусствоведы едины во мнении: творчество Азимзаде сыграло большую роль в развитии театральной живописи Азербайджана. Однако основное место в творческом наследии Азимзаде занимают все-таки карикатуры. В этом жанре он был поистине непревзойденным мастером. К счастью, сохранилось довольно много номеров журнала «Молла Насреддин», возобновившегося в 1922 г. Издателем и главным редактором журнала был талантливейший писатель и публицист Джалил Мамедкулизаде.

И как раз с 20-х гг. начинается наиболее плотное и плодотворное сотрудничество Дж.Мамедкулизаде и Азимзаде, который стал главным художником журнала. Именно его творчество определяло художественное лицо «Моллы Насреддина», в котором основное место продолжали занимать его рисунки и карикатуры. В области книжной графики в творчестве Азимзаде особое место занимают 56 цветных литографий для собрания сочинений народного поэта М.А. Сабира «Хоп-хоп наме». Эти иллюстрации раскрывают саму идейную сущность произведения поэта, его ярый протест против социальной несправедливости и угнетения трудящихся, против религиозного и социального мракобесия.

Кроме иллюстраций к Сабиру, Азимзаде создал также яркие и выразительные серии рисунков к рассказам «Авось, и возвратят» Дж. Мамедкулизаде, «Мои олени» и «Письма из ада» Абдуррагим бека Ахвердиева, «Святилище» Наримана Нариманова и другим литературным произведениям. Отдельно хочется отметить иллюстрации к замечательной и крайне интересной книге «Старый Баку» Гусейнкули Сарабского. Этот выдающийся оперный певец был еще и талантливым писателем, оставившим нам крайне любопытный труд, который привлечет всех, интересующихся историей Баку. Детская аудитория также не была забыта, и в 1927 г. Азимзаде создал красочные иллюстрации к детским сказкам в стихах «Буйный вол» Гаджи Керима Санылы. В 1937 г. был издан альбом «Тени прошлого» с 26 рисунками, расположенными на разворотах страниц. В этих рисунках автор раскрыл перед зрителями сцены из жизни провинциального капиталистического города, во многом сохранившего черты феодальных отношений.

В 30-х гг. основное место в творчестве Азимзаде занимают станковые сюжетно-тематические серии. К лучшим жанровым акварелям художника следует отнести листы из серии «Сцены старого быта». Названия произведений говорят сами за себя: «Свадьба у богатых», «Свадьба у бедных», «Рамазан у богатых», «Рамазан у бедных», «Покупка жены», «Старая и новая жены», «Избиение жены мужем», «Травля собак», «Родилась дочь» и другие. Эти работы невероятно эмоциональны, что создается не только за счет точного рисунка, но в большей степени благодаря очень выразительной цветовой гамме. Цвет в его акварелях, как подмечают многие искусствоведы, создает определенное настроение, облегчает восприятие изображенной сцены.

А сцены эти полны той самой жизни, которая окружала Азимзаде — со своей несправедливостью и нелепостью, косными обычаями и замшелыми представлениями, отсталостью и жаждой наживы. Все эти пороки находят отражение в его произведениях и беспощадно высмеиваются. И хочется сказать, что некоторые пороки до сих пор остаются актуальными… А потом началась Великая Отечественная война.

Азимзаде, патриот своей страны, безусловно, не смог остаться в стороне. Ему было уже немало лет, и на фронт его бы не взяли, но кто сказал, что нельзя в тылу приносить пользу своей армии? И Азимзаде, как и большинство советских художников, принимает активное участие в создании агитплакатов для «Агитокон». Эти плакаты стали таким же оружием, как пушки и винтовки, потому что поднимали боевой дух бойцов и тружеников тыла. Красочные, четкие и лаконичные «Агитокна» были дополнены стихотворными текстами на азербайджанском и русском языках. Тексты для плакатов, чаще всего в стихотворной форме, сочиняли такие прославленные литераторы, как Нигяр Рафибейли, Сабит Рахман, Мир Мехти Сеидзаде, Юрий Фидлер, Георгий Строганов и другие писатели и поэты. За два года войны Азимзаде создает свыше полусотни карикатур. Его антифашистские карикатуры представляют собой новый этап творческого развития художника.

Учитывая особую важность политической сатиры в годы войны, Азимзаде предельно заостряет приемы шаржа, усиливает звучание и значение цвета. Малочисленность персонажей, изображенных обычно крупным планом на фоне белого листа, отличает эти рисунки от работ предвоенных лет на исторические и бытовые темы с их сложными многофигурными композициями. Можно смело сказать, что Азимзаде был одним из выдающихся карикатуристов, творивших в стиле антифашистской карикатуры, причем не только в Азербайджане, но и во всем СССР. И, несомненно, внес своим творчеством весомый вклад в дело поднятия боевого духа.

Особое внимание обращает на себя антифашистская карикатура «На развалинах Рейхстага», созданная еще в 1942 г. На шпиле разрушенного замка сидит понурый фашистский орел со свастикой на боку и плачет кровавыми слезами. Некоторые шутили, что это не слезы — это орлу «набили морду». Очень выразительное произведение — и с точки зрения графики, и с точки зрения цвета, который как нельзя лучше передает настроение. Однако во время Великой Отечественной войны Азимзаде не забывает и о книжной графике.

В 1942 г. он создает красочные иллюстрации к народной сказке «Хоруз», в которой повествуется о жизнелюбивом петухе, побеждающем шаха. Кроме этого, он продолжает преподавательскую деятельность в художественном училище, которое впоследствии было названо его именем, а также трудится на посту председателя Союза художников Азербайджана. К сожалению, Азим Азимзаде не дожил до дня Великой Победы — он скончался в 1943 г. в полном расцвете творческих сил в возрасте всего 63 лет.

Его память жива среди бакинцев: в нашем городе есть улица имени Азима Азимзаде и уже упомянутое училище. Есть и очень выразительный памятник, находящийся сейчас в Ичери шехер в тихом малолюдном скверике (до этого он стоял около Дворца Республики). С точки зрения скромности самого Азима Азимзаде место в Крепости выбрано удачно, но с точки зрения посещаемости памятника — не очень…