Сабина АЛИЕВА
Все течет, все меняется, говаривал некогда древнегреческий философ Гераклит, и эта фраза отлично отображает отношение к религии в обществе на протяжении всей истории человечества. Религию отрицали, религию принимали, религии фанатично поклонялись, религию запрещали и преследовали тех, кто верит в Бога.
В период бытности СССР религия находилась, можно сказать, под запретом. Тем не менее, несмотря на все табу, многие люди все так же продолжали верить, посещать мечети, церкви, костелы, праздновать религиозные праздники. Однако делалось все это тайно, так, чтобы никто этого не знал. Под таким вот антирелигиозным прессингом и протекала жизнь в СССР.
Сразу после того, как государство «серпа и молота» распалось, все запреты, касающиеся религии, исчезли, и народ, изголодавшийся по, так сказать, духовной пище, начал искать места для того, чтобы ее получить. В итоге граждане, что называется, «дорвавшиеся» до религии, нередко не довольствовались традиционными религиями, что привело к распространению всевозможных религиозных организаций, сект, подавляющее большинство которых носило деструктивный характер.
Но и этот период разгула сект пройден, и сегодня в нашем обществе довольно мирно уживаются и люди верующие, и атеисты, и агностики. Факт того, что мы живем в светском государстве, где каждый волен относиться к религии так, как считает нужным, не может не радовать.
Каждая семья дает своему ребенку сведения о религии в том объеме, в котором считает нужным их дать, возраст, в котором ребенок знакомится с религией, казалось бы, также выбирают родители, однако все не совсем так. Дело в том, что о религии детям в отечественных школах начинают рассказывать уже в первом классе на уроке «Познание мира».
Да, в наших школах нет урока религии как отдельной дисциплины, но насколько своевременно заставлять ребенка шести лет от роду зазубривать названия священных книг мировых религий? Помимо своевременности возникает вопрос — насколько вообще этично рассказывать первоклассникам о столь сложной категории, как религия, ведь ребенок может воспитываться в семье атеистов, которые прививают своему чаду совершенно иное восприятие мира.
«Религия — это способ поклонения Богу» — пишут составители учебника «Познание мира» 1 класса и тут же добавляют, что большинство людей в нашем государстве мусульмане, но есть и те, кто исповедуют христианство и иудаизм. Далее говорится о том, что мусульмане совершают паломничество в Мекку к Каабе на Гурбан байрамы и следом за «кратким описанием религий» следуют вопросы к первоклассникам о том, в каком городе находится Кааба, кого называют мусульманами и какие религии знает ребенок.
Глядя на данный раздел в учебнике «Познание мира», возникает вопрос — чем продиктована необходимость затрагивать столь сложную тему, как религия в таком нежном возрасте, когда многие дети только учатся читать и писать? Понятно ведь, что шестилетний ребенок не в состоянии понять то, чему его пытаются научить составители «Познания мира». Что мешает затронуть данную тему в более взрослом возрасте?
Кстати, психологи говорят о том, что все дети начинают задавать вопросы на религиозную тему в разном возрасте, но, как правило, это происходит уже в дошкольные годы, когда ребенок узнает о соответствующих праздниках и ритуалах, или попадает на похороны кого-то из родных.
Конечно, в этом возрасте он вряд ли поймет какие-то серьезные вещи, связанные с религиозными вопросами. Психологи утверждают, что понять смысл религий он сможет где-то к 10 годам, а полностью осознать их назначение в жизни людей, и даже, возможно, сделать сознательный выбор в пользу одной из них — в 12-15 лет.
Соответственно, религиозную информацию следует приберечь до этого возраста, и, думается, что было бы правильнее начать знакомство ребенка с мировыми религиями также с лет 12, причем подавать информацию в русле скорее историческом и общеобразовательном.
Помнится, что в Азербайджане начиная с 2008 года во всех средних школах страны собирались ввести уроки богословия. Бывший министр образования Мисир Марданов выступал с данной инициативой. Школьникам собирались предоставлять более подробную информацию не только об исламе, но и о других религиях. Богословие собирались преподавать на протяжении всего учебного процесса — с первого по одиннадцатый класс.
Вести новый предмет собирались поручить выпускникам факультета теологии Бакинского государственного университета. Однако тогда данное нововведение, к счастью, так и не было претворено в жизнь.
Думается, что Министерству образования все же стоит задуматься над тем, не слишком ли рано дети в наших школах начинают свое знакомство с религией и для чего грузить и без того перегруженный большим количеством предметов мозг наших детей тем, о чем можно и нужно говорить в более осознанном возрасте.
И самое главное — изучение религии в любом ином русле, кроме общеобразовательного, должно носить добровольный, а не обязательный характер, ведь мы живем в светском государстве…